37 лет назад мне страшно повезло.
Великий учёный, лингвист, семиотик и антрополог
Вячеслав Всеволодович Иванов внезапно решил выступить в несвойственном ему качестве - преподавателя своей науки для школьников.
Не знаю, кому и как идея такого семинара пришла в голову, но это был совершенно неформальный курс, в основном - для детей сотрудников того научного института АН СССР, где Вячеслав Всеволодович в ту пору трудился. И для их друзей со сходными интересами. Занятия проходили по вечерам в одном из кабинетов этого института. Помнится, в процессе я исписал не одну общую тетрадь.
Это не было преподавание языков в прикладном смысле: задача набрать лексикон или научиться спрягать глаголы перед слушателями не ставилась. Это был семинар о том, как разные языки устроены, в чём их родство и различия, что такое индоевропейские корни, где их искать и как распознавать… Конечно, я тогда очень много узнал для себя нового и неожиданного, но практический смысл этих занятий стал мне понятен значительно позже, когда я обнаружил, что с какого-то момента стал при изучении новых языков, независимо от группы, не так задумываться над грамматикой и словарём, как над общими принципами их устройства - искать, на что они похожи из уже мне знакомого… Оказалось, что понимание этих принципов многократно повышает эффективность изучения. Помнится, я даже взял какое-то место на городской олимпиаде по языкам, где надо было из общей логики понять арабские и якутские фразы… Ну, и выиграть первый Кубок Яндекса по поиску в Интернете эти занятия мне тоже помогли, потому что и там были задания по отгадыванию смысла слов на незнакомых языках.
На следующей неделе
похожий курс читает в лектории «Прямая речь» полиглот Дмитрий Петров, для которого это тоже будет первый опыт занятий с детьми школьного возраста. Вряд ли он когда-либо слышал про детский семинар Вячеслава Всеволодовича, но пошёл сходным путём, взяв темой не
какой-нибудь один конкретный язык,
как поступает при обучении взрослых, а общее понятие о структуре языка как отражении ментальности и культуры его носителей. Курс состоит из трёх занятий, которые пройдут 13, 14, 15 января в Ермолаевском переулке.
Оригинал взят у
dolboeb в
Как устроены языки: первый семинар Дмитрия Петрова для подростков