Почему летчики Люфтваффе не могли обнаружить Кремль?

Aug 23, 2016 15:53

Оригинал взят у artur в Почему летчики Люфтваффе не могли обнаружить Кремль?
Осенью 41 немцы рвались к Москве и бомбили нашу столицу нещадно. Однако при своей массовости немецкие бомбардировки были достаточно безрезультатными.

По статистике: из почти 9 тысяч самолетов Геринга до Москвы долетало не более 3%; на город за весь срок бомбардировок было сброшено около полутора тысяч фугасных и ста тысяч зажигательных бомб, при этом пострадали около 20 предприятий и разрушено было чуть больше двухсот зданий, но ключевых объектов среди них не оказалось.

Но как так вышло, особенно учитывая, что бомбить Москву летали только ассы Люфтваффе, уже побывавшие в боях с ПВО Великобритании и Франции?



И основных причин такой беспомощности ассов Геринга можно назвать две: во-первых, отличная и слаженная работа отечественных противоздушных зенитчиков и, во-вторых, отличную маскировку Москвы, особенно её центрального района, исторических памятников и промышленных предприятий.

Причем, ПВО СССР было на высоте благодаря грамотной обороне столицы. А вот над камуфляжем Кремля и других знаковых столичных объектов пришлось значительно потрудиться.

Естественно, объектом номер 1 в Москве был Кремль, так как это было сердце города и целой страны, а также ставка главнокомандующего Красной Армии. Чтобы спрятать Кремль его пришлось сильно видоизменить: на его стенах нарисовали окна и двери, на стенах надстроили части жилых домов, звезды убрали в деревянные футляры, на Москва0реке построили ложный мост, а вокруг по периметру развесили полотна с нарисованными жилыми дворами и улицами Москвы XIX века. Сделано все было так натурально, что даже сами жители столицы не могли узнать центр города, не говоря уже о немецких летчиках, которые здесь до этого ни разу не бывали.

Естественно, что особое внимание было уделено Мавзолею Ленина, тело которого было загодя отправлено в Самару. Чтобы обезопасить само строение, сначала над ним сделали железобетонный короб в два метра толщиной, а потом над ним еще и обыкновенный жилой дом надстроили, причем под руководством самого архитектора Щусева, который и Мавзолей проектировал и возводил.

Кстати, и остальными маскировочными работами занимались лучшие мастера своего дела того времени: главный художник Большого театра Федор Федоровский, главный архитектор Метростроя и Метропроекта Алексей Демушкин, академик Борис Иофан.



Общими усилиями были скрыты от вражеских глаз чуть больше ста ключевых столичных объектов: помимо Кремля - это Большой театр, Библиотека им. Ленина, гостиница «Москва», Театр Красной Армии, здание Совнаркома СССР, здание Центрального телеграфа, многие оборонные заводы, нефтехранилища, водопроводные станции, городские мосты и даже излучина Москвы-реки, как слишком хороший ориентир при воздушных атаках. А на поле стадиона Динамо для пущей дезориентации противника были высажены деревья.



При этом все маскировочные работы закончились до начала интенсивных бомбежек в ноябре 41 года. Еще раз хочется отметить отважную и профессиональную работу ПВО Москвы, которые сильно трепали и существенно прореживали силы противника еще на подступах к столице. Но и новый образ Москвы был сделан отлично, так как прорвавшиеся немцы все равно не могли отличить муляж от реальных городских строений.

1941 год, ВОВ, маскировка Москвы, СССР, история

Previous post Next post
Up