Как воссоздавался военный флот России на Тихом океане

Apr 22, 2016 18:44

Оригинал взят у matveychev_oleg в Как воссоздавался военный флот России на Тихом океане
Сергей Антонов



Эскадренный миноносец «Бравый» в составе Тихоокеанской флотилии. Фото: wikipedia.org
21 апреля 1932 года вышел первый приказ, определивший структуру и состав Морских сил Дальнего Востока - будущего Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Формальной датой основания Тихоокеанского флота России, крупнейшего на сегодняшний день оперативно-тактического объединения отечественного ВМФ, считается 21 (10 по старому стилю) мая 1731 года. В этот день указом Сената была учреждена Охотская военная флотилия и определено место ее базирования - вновь создаваемый Охотский военный порт. Эта дата была установлена приказом главкома ВМФ России от 15 апреля 1999 года в качестве дня рождения ТОФ. По иронии судьбы тот приказ практически совпал с другой, неформальной датой основания Тихоокеанского флота - 21 апреля: в этот день в 1932 году был издан приказ №1 по Морским силам Дальнего Востока.

Если ненадолго вернуться к событиям XVIII века, определившим историю Тихоокеанского флота, то можно заметить, что первые настоящие боевые суда на Дальнем Востоке появились только в 1799 году, когда по приказу императора Павла I в Охотск отправилось три фрегата и три малых корабля - первенцы постоянно действующей военной флотилии. После обороны Петропавловска-Камчатского флот на Тихом океане стал всемирно известной военной силой, а в результате Русско-японской войны 1904-1905 годов, увы, фактически перестал существовать: к началу Первой мировой в состав Сибирской военной флотилии входило всего два крейсера, 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок. Но и от тех к 1922 году, когда советская власть впервые взялась за создание Морских сил Дальнего Востока, оставалось всего ничего: все корабли были далеко не новыми, и надолго их не хватило. Поэтому в 1926 году соединение было расформировано, и лишь спустя пять лет Москва вновь вернулась к идее восстановить военный флот на Тихом океане. Но на сей раз это было реальное стратегическое решение, которое привело в итоге к созданию одного из самых сильных флотов мира.




Крейсер «Жемчуг» в составе Сибирской флотилии. Фото: wikipedia.org
Окончательное решение о том, что на Тихом океане военно-морской флот не просто необходим, а требуется немедленно, чтобы не допустить оккупации советского Дальнего Востока, было принято в конце лета 1931 года. Основанием для этого стал визит военной комиссии во главе с наркомом обороны Климентом Ворошиловым во Владивосток, из которого первый красный маршал привез однозначный и неутешительный вывод: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу».

Когда 18 сентября 1931-го японская Квантунская армия вторглась в Китай и на восточных границах СССР появилось контролируемое из Токио государство Манчжоу-Го, слова наркома стали восприниматься как пророческие. И 25 февраля 1932 года Реввоенсовет принял «План мероприятий по сформированию МСДВ», то есть Морских сил Дальнего Востока. Придумывать для Тихоокеанского флота новое название не стали - обошлись знакомым с 1922 года. Тем более что это наименование соответствовало принятой системе наименования флотов в СССР того периода: точно так же именовались морские силы на Балтике и Черном море.

Командующего новым формированием назначили 15 марта 1932 года. Им стал действующий начальник Морских сил Балтийского моря, выпускник Морского кадетского корпуса (окончил в 1913 году с отличием), участник Первой мировой и Гражданской войн Михаил Викторов. Назначение закономерное: в кратчайшее время подготовить достаточное число моряков, прежде всего командиров, способных сформировать практически с нуля новый флот, было невозможно, и требовалось откомандировать на Дальний Восток специалистов из Кронштадта и Севастополя. А делать это было удобнее всего, когда их зовет за собой авторитетный командир - ну, если не считать, конечно, возможностей политических (а компартия и комсомол немедленно объявили призыв коммунистов и комсомольцев на новый флот).

Первым приказом нового командующего Морскими силами Дальнего Востока, изданным 21 апреля 1932 года, были объявлены соединения, части, корабли и учреждения нового флота. Согласно документу, подписанному Викторовым, в состав МСДВ были включены: бригада заграждения и траления (состоявшая из минных заградителей «Ставрополь», «Томск» и «Эривань»), сторожевой корабль «Красный вымпел», подразделения береговой обороны - 9-я артиллерийская бригада и 12-й полк ПВО и военно-воздушных сил - 19-я тяжелая авиабригада и 111-я эскадрилья дальних разведчиков. Кроме них, в состав нового формирования вошел Владивостокский военный порт, а местами базирования стали остров Русский и владивостокские бухты Золотой Рог и Улисс.

На бумаге все выглядело грозно и солидно, но «в металле» все было куда более плачевно. Минзаг «Ставрополь» (позднее переименованный в «Ворошиловск») был бывшим транспортным пароходом «Котик», некогда купленным для полярной экспедиции Григория Седова. «Томск» и «Эривань» представляли собой торговые транспорты, которые к моменту выхода приказа еще даже не были переданы в ведение Рабоче-крестьянского красного флота и только заходили на переоборудование. А сторожевик «Красный вымпел» построили в 1910 году как яхту для нужд камчатского губернатора и только в 1922 году по большой бедности переклассифицировали в боевой корабль.

Все это означало одно: чтобы создать полноценный флот на Тихом океане, нужны особые, ранее не предпринимавшиеся усилия и совершенно новые решения. И в Москве их сумели найти. Прежде всего, решено было сделать ставку на маломерный и подводный флот, причем для ускорения процесса корабли закладывали на судостроительных заводах в Ленинграде и Николаеве, а оттуда по железной дороге перебрасывали во Владивосток. Именно так 11 мая 1932 года в распоряжение МСДВ прибыли первые 12 торпедных катеров типа Ш-4, построенных ленинградскими корабелами. Это были первые корабли специальной военной постройки, вошедшие в состав нового флота. А менее чем через месяц торпедные катера уже вышли в море на рекогносцировку и слаживание экипажей. Кстати, личный состав для новых кораблей прибывал зачастую вместе с ними: это были офицеры и моряки из Кронштадта и Севастополя.

Следующим крупным прибавлением в составе Морских сил Дальнего Востока стали 12 подводных лодок типа «Щ» V серии. Их заложили на Балтийском заводе еще в декабре 1931 года, то есть даже до того, как решение о создании флота на Тихом океане было оформлено документально. Строили лодки с колоссальным напряжением всех сил и средств и потому справились с задачей достаточно быстро: уже 1 июня 1932 года первый эшелон с секциями подводной лодки типа «Щ» отправился из Ленинграда во Владивосток. Технологически вопрос достройки лодок решался просто: на владивостокском Дальзаводе (в дальнейшем завод №202) и на Хабаровском судомеханическом заводе (№368) из доставленных по железной дороге секций и набора оборудования субмарины собирали заново и спускали на воду. Справиться со сдачей флоту всех 12 лодок типа «Щ» удалось всего за пять месяцев, с 1 июня по 7 октября. 23 сентября 1933 года на первых двух тихоокеанских лодках Щ-11 «Карась» и Щ-12 «Лещ» (позднее переименованы в Щ-101 и Щ-102) подняли военно-морские флаги, а к концу сентября 1934-го вступила в строй вся дюжина лодок этого типа.

К этому времени во Владивостоке уже вовсю шла работа по подготовке к сдаче флоту второй серии подводных лодок - типа «М». На Дальний Восток отправилось 28 субмарин этого типа - практически вся серия VI, с которой началась история «Малюток». Первые лодки типа «М», которые можно было перевозить по железной дороге почти целиком, сняв только рубку и оборудование, отправились из Николаева во Владивосток 1 декабря 1933 года и прибыли на месте 6 января 1934-го. Через три с небольшим месяца, 28 апреля в состав МСДВ вошли две первые «Малютки» - М-1 и М-2, а последняя, 28-я лодка этой серии - М-28 - в августе 1935 года вошла в состав уже Тихоокеанского флота, в который Морские силы Дальнего Востока были переименованы 11 января 1935 года.

Прирастали дальневосточные военно-морские силы и новыми надводными кораблями. В 1931-1935 годах в Ленинграде и Николаеве для Дальнего Востока было заложено шесть сторожевиков типа «Ураган», получивших имена «Метель», «Вьюга», «Гром», «Бурун», «Молния» и «Зарница». Как и подлодки, их после строительства разбирали на секции, которые отправляли во Владивосток по железной дороге, затем вновь собирали и спускали на воду. В 1936 году Северным морским путем во Владивосток перешли несколько кораблей Балтийского и Черноморского флотов. И к этому же времени начали работать на полную мощность дальневосточные судостроительные заводы.

К 1939 году в составе ТОФ насчитывалось более 100 кораблей и подводных лодок, в том числе и 13 новейших субмарин типа «С». Кстати, именно на Тихом океане подлодки впервые в истории отечественного ВМФ стали основной ударной силой отдельно взятого флота. А к началу войны с Японией в 1945 году Тихоокеанский флот был уже вполне грозной силой: в его составе ходили два крейсера, лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 78 подводных лодок и свыше 300 более мелких боевых кораблей. Причем командные кадры для них готовили уже не только в Ленинграде и Севастополе, но и на месте: с 1937 года этим занималось Тихоокеанское военно-морское училище имени адмирала С.О. Макарова во Владивостоке.

Кадры эти потом ярко проявляли себя не только на дальневосточном, но и на всех других морских театрах военных действий. Так, например, будущий адмирал, главком ВМФ Сергей Горшков после перевода в состав МСДВ стал штурманом минзага «Томск», а затем и флагманским штурманом всей бригады заграждения и траления. В той же бригаде на должности флагманского минера служил будущий главком Северного флота в годы Великой Отечественной войны и послевоенный командующий Балтфлотом Арсений Головко. А адмирал Николай Кузнецов, ставший самым молодым наркомом ВМФ в Советском Союзе, был переведен в Москву из Владивостока в марте 1939 года, после того как побыл сначала заместителем, а потом и командующим Тихоокеанским флотом.

Тихоокеанский флот

Previous post Next post
Up