http://www.onfoto.ru/articles/555/4211.html 24.12.2014
Ирина Козорог снимает макро. Снимает красиво и художественно - природу, насекомых... а больше всего - муравьев. Причем не просто делает фотографии, а еще и ведет в своем блоге подробные, интересные и познавательные репортажи о жизни муравьев.
Ирина рассказывает нам о своих "фотомоделях", о технике съемки и об аппаратуре, которую использует.
Большинство снимков в этой статье по клику открываются в увеличенном масштабе.
Ирина Козорог -
фотограф из Москвы.
Снимает макро.
Член Союза
фотохудожников России,
Фотожурналист
Международного
Центра Фотографии (МЦФ).
Фотографии Ирины
регулярно публикуются
в российских и зарубежных журналах,
издаются персональные
фотоальбомы и книги.
Блог Ирины Козорог в ЖЖ
Дмитрий Крупский: - Ирина, как вы пришли к макросъемке?
Ирина Козорог: - Мой муж - профессиональный фотограф-репортажник. Шесть лет назад мы купили дом в заброшенной деревушке, в 17 километрах от города Бежецк. Первые два года муж много фотографировал природу, а я... Я говорила примерно так: «Жаль, что я не фотограф. Если бы я умела, я бы сфотографировала этот цветок - смотри, как красиво он смотрится в лучах солнца!»
Андрей постоянно предлагал мне приобрести камеру, научить меня снимать. Но я упиралась, отказывалась, я твердо считала, что так не смогу.
Устав со мной бороться, Андрей подарил мне на день рождения зеркальную камеру. Это было в 2011 году. Мой день рождения в конце июня, камеру он мне вручил на улице, возле дома. Я огляделась, побродила с ней по участку и увидела муравьев...
То лето Андрей до сих пор вспоминает с содроганием. Я приносила ежедневно по тысяче фотографий. Каждый вечер он садился со мной у компьютера и все их просматривал. Я ни разу не слышала от него, что фотография плохая. Андрей замечательный учитель. Обычно, его комментарии были такими: «А мне нравится, ты хорошо ухватила момент, но…» и дальше уже шло о том, что надо бы фокус на глаза и вот эта травинка немного лишняя - как думаешь?..
В конце лета я поняла, что хочу большего. И попросила Андрея «научить делать шедевры». Первые, что он сказал - хочешь научиться снимать, забудь про зеленый режим. Всегда, во всех случаях, без исключений, ты должна настраивать выдержку и диафрагму сама. Всегда! Пробуй, экспериментируй и никого не слушай. И никогда, никогда не посещай фотошколы...
Это дало результат. Уже летом 2012 года я отсняла серию с осами в полете, большая часть фотографий сделана на выдержке 1/180. Снимала я и в дождь, и в ветер. В любой фотошколе вам скажут, что снимать насекомых в полете в ненастную погоду на 1/180 секунды - невозможно!
Здесь ISO400, F/6.7, 1/180, f=150 экв.мм.
Я фотографировала ос, пчел, бабочек, и продолжаю это делать, но мое сердце отдано муравьям. Меня буквально покорили эти создания, их удивительная грация и изящность. Наблюдая за муравьями в природе, я узнала многое, но это капля в море по сравнению с тем, что открылось мне с появлением формикария дома.
Д.К. - Да-да, расскажите про ваш форми… про вашу студию, про технику съемок.
И.К. - Студией это назвать сложно. Я снимаю дома, на кухне. Квартира у нас маленькая, а народу живет много. Кухня - единственное место, где я могу снимать, не мешая остальным. Она тоже маленькая, шесть квадратных метров. Андрей сделал мне штанги под потолком, на которых крепятся вспышки. Мои модели не занимают много места, так что все вполне компактно и аккуратно.
Секретов съемки у меня особых нет. Опять же, в связи с тем, что места мало и снимаю на кухне, в ход при съемке идет все. Бутылка с подсолнечным маслом - это шикарный золотистый фон. А тарелка или половник - замечательные отражатели. Рассеиватель всегда и везде у меня - полиэтиленовый пакет. Иногда использую белые, прозрачные, а порой и цветные пакеты, как фильтры.
Д.К. - Как устроен формика… ваш домашний муравейник, что он позволяет увидеть? Как вы его делали, кто всему этому научил?
И.К. - Домашний муравейник появился у меня недавно, в августе этого года. Андрей нашел объявление в интернете о продаже формикария с муравьями-жнецами, и мы его купили. Жнецы - самые простые в содержании муравьи.
В нашем случае, это гипсовый формикарий и огромная арена - присоединенный к нему аквариум.
Д.К. - А прозрачная передняя стенка не мешает муравьям? Не смущаются ли, что за ними наблюдают?
И.К. - Сложно сказать... Я не замечала у муравьев дискомфорта на срабатывание вспышки. Однако, если мы свет на арене выключаем, а в самом формикарии оставляем, то муравьи оперативно перебираются туда, где потемнее. Но в целом, особого беспокойства я у них не замечала.
Д.К. - Переднее стекло формикария не бликует?
И.К. - Сначала было трудно установить вспышки так, чтобы стекло не бликовало. Сейчас я уже приноровилась, привыкла и ставлю их быстро, меняю освещение тоже без проблем.
Д.К. - Муравьи по дому не разбегаются?
И.К. - Если речь о формикарии, то он закрыт. Им просто некуда бежать.
Если же речь о съемках муравьев на столе, то я ограничиваю пространство съемки. Чаще всего ставлю большую миску с водой, в нее стакан и на стакане зеркало. Уже на зеркале происходит все действо. Я могу положить кусочки мха, кору, создать водоем. Муравьи спускаются к воде и возвращаются обратно. Вода им не вредит, даже если упадут. Хотя специально они в нее не лезут.
Кстати, я всегда угощаю муравьев, щедро оплачивая их работу. Так что они всегда довольны!
Д.К. - Наверное, вы уже много знаете про муравьев и их жизнь?
И.К. - Наблюдая за муравьями, я постоянно узнаю много нового. То и дело у меня возникают вопросы по их поведению. Ищу ответы в интернете, на специализированных ресурсах. Если не нахожу, обращаюсь к Андрею Журавлеву, он научный редактор журнала «National Geographic Россия». Стараюсь не сильно его беспокоить, но он всегда помогает и подробно отвечает на вопросы.
Д.К. - А обратная связь какая-либо происходит? Чтобы биологи сказали - ого, как вы засняли, мы такого и не видали.
И.К. - Пока мне только один раз удалось озадачить мирмекологов. Разбираемся!..
Д.К. - Вы столько общаетесь с муравьями - наверное, есть уже какая-то особенная симпатия к ним?
И.К. - Для меня это сложный вопрос. Чем больше я узнаю про муравьев, тем меньше о них знаю. Парадокс, но они ежедневно - да, именно ежедневно! - меня удивляют. Все больше загадок, все больше вопросов. Не успеваешь найти ответ на один вопрос, а уже много новых. Мы на самом деле очень мало знаем о муравьях, а ведь они повсюду! В лесу, в городе, на детской площадке. Даже гуляя по Красной площади, если вы посмотрите под ноги, то увидите муравьев. А что мы про них знаем?
Вот вы, например, знаете, что в военные годы муравьи-жнецы спасали от голода целые деревни?
Дело в том, что муравьи-жнецы собирают с поля до трети от всего урожая зерна. Причем долгое время считалось, что эти муравьи - вредители, они же наше зерно собирают. А недавно выяснилось, что они никогда не берут зерна с колосков. Только собирают с земли, то есть то, что мы не берем.
Больше того, муравьи способны сохранять зерна всю зиму непророщенными, поэтому в голодные годы люди брали зерно из муравейников и за счет него выживали. В древних законах восточных стран даже были отдельные уточнения о том, кому принадлежит зерно в муравейнике - тому, на чьем участке муравейник, или тому, на чьем поле собрано зерно.
Д.К. - Какой камерой вы снимаете?
И.К. - Раньше, как уже говорила, снимала зеркальной камерой. А в последнее время снимаю беззеркальным Olympus OM-D E-M1 с макрообъективом M.Zuiko Digital ED 60 mm 1:2.8 Macro.
Для меня, как для макрофотографа, главное - функция телеконвертера у E-M1. Он увеличивает кадр вдвое без потери света и резкости. На один спуска затвора камера выдает два кадра - RAW (обычного масштаба) и JPEG (с увеличением в два раза). Вот хороший пример.
Кадр выше - преобразование из RAW в JPEG после съемки. Кадр ниже - внутрикамерный JPEG с использованием функции телеконвертера. В обоих случаях показан полный кадр 16 Мп (4608x3456), без кропа.
Этот пример мне кажется настолько наглядным, о чем тут можно еще рассказывать?
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
HTTP://WWW.ONFOTO.RU/ARTICLES/555/4211.HTML