Так вот - о Йемене. Джамбия и танцы.

Feb 27, 2011 02:52

На многих фотографиях у меня и у Саши со Славой можно увидеть йеменских мужчин. Они весьма своеобразно одеваются - на головах платки - готра или кашида. А еще они носят юбки, называемые фута или маваз, причем так же как в Шотландии - по окраске и рисунку знающий человек может сказать откуда родом юбконоситель. Я разобралась только в том, что юбки темные, черные, носят бедуины. А если вы увидели яркие юбки совершенно кислотной окраски - наверняка мужчины с юга, Хадрамаут например. Альтернативой юбке является длинный балахон - белый, песочного или сероватого цветов - зана.
Поверх надевается пиджак, желательно чтобы на рукаве была бирка, она обязательно сохраняется - чтоб все видели производителя. На некоторых пиджаках я видела по две бирки. Ну Аллах им свидетель.
Но сегодня разговор о главном украшении - джамбии.





Джамбию арабские мужчины носят с незапамятных времен и глядя, как они с ними вышивают по улицам, сложно представить себе обстоятельства при которых они смогут от нее отказаться.




Это в первую очередь, знак Мужчины. По джамбии можно определить родовитость, достаток, племенную принадлежность. В зажиточных семьях джамбия передается по наследству. Как только пацаненок может ее поднять в руке ему дарят дедово наследство и все - он уже вхож в круг. В буквальном смысле этого слова - он может выйти в круг боевого танца и, подражая взрослым, притоптывать значительно и размахивать кинжалом в половину его роста.




На первый взгляд эти танцы - просто топтание кучи брутальных мужиков по кругу.




Под ритмичный перестук пары барабанов.




Я спросила переводчика у которого заблестели глаза - "Почему ты не идешь танцевать?"
"Я не умею, этому надо с детства учиться"
Постепенно начинаешь различать нюансы. В танце есть своя система и топтаться надо тоже с умом - движения только кажутся неуклюжими, силы надо расходовать осторожно. На моих глазах танец продолжался часа четыре. По жаре, на самом солнцепеке. Устающие постепенно выбывают, остаются самые сильные, выносливые либо умелые, они сходятся, расходятся, делают вид что не замечают друг друга. Потом вдруг сшибаются зрачок в зрачок.




Кружат как ястребы (хотя мне, например, удивительно напомнили боевых петухов),




Фишка в том, чтобы переиграть соперника - отнять у него готру, например.



"Зачем на вторую руку намотан платок?"- спросила я.
"Чтобы кровь вытирать." - был ответ.
Оптимистично. Особенно когда видишь глаза победителя.




Или как приобщаются к этой забаве малыши.




И как отдаются танцу взрослые.




Есть еще какие-то виды танцев, но я видела именно такой.
Есть танцы на которые не допускают женщин, боевые, свадебные, а есть вот такие - публичные. От полноты жизни и чтобы удаль показать.
В старину их танцевали перед битвой - чтобы распалить кровь и сшаманить удачу. Ну а потом, после битвы либо танцевали победу, либо некому было танцевать.

Джамбия вешается на богато расшитый пояс в специальных ножнах забавного, весьма "фаллического" вида. И пояс и ножны тоже имеют свои отличительные особенности и являются "говорящими". Например зеленые ножны - просто деревянные, обернутые зеленой материей - солдатские.
Язык джамбии складывается из нескольких элементов.
Первый - это туза или тума - серебряная пластинка покрывающая деревянные ножны. Ее делают из судовских риалов или из старинных талеров. Особенно ценятся тузы изготовленные из талеров, они содержат до 90% серебра и называются "мухлас", т.е. чистые. Туза изготавливается несколькими способами. Мансурия - пластинка на которую наносятся узоры свитые из серебряных же проволочек различного диаметра в виде цветов, листьев или других орнаментов.
Абадия - пластинка с чернением - чеканка арабской вязи, изречения из Корана, может быть место и время изготовления, имя мастера.
На северо-востоке страны распространены тузы называемые "сабики" - пластинка обернутая вокруг длинных ножен с наплавленными на нее каплями серебра, может не так красиво как скань или чернение, но зато богато. Ну и солдатские, простые зеленые ножны, о которых я писала выше.
Сама форма ножен тоже говорящая. И о времени когда они сделаны и о месте откуда родом владелец или мастер.
Рукоять, если она сделана из рога носорога может быть трех видов. Сайфия - широкая и темная, зурафа - широкая и светлая, и наконец, мазраа - неравномерного окраса, с особым рисунком - прожилки и точки.

Вот какое описание я нашла на одном специализированном сайте:
Джамбия сочетает воистину убойную эффективность с очень простой техникой удара. Бить им можно - как хочешь! Недаром джамбия повторяла форму природного оружия - клыка или когтя.
Острота и очень большой изгиб клинка джамбии позволяет наносить резаные раны естественными широкими взмахами, подобно тому, как это делается кривой турецкой саблей. При колющем ударе снизу вверх (а при обратном хвате и сверху вниз), острие клинка ориентировано точно по направлению естественного кругового движением руки, что обеспечивает высокую пробивную силу. А при рубящем ударе с сильного замаха этот кинжал легко разрубает любую кость. Ну, а уж если джамбия вонзается - в ране верхняя вогнутая кромка кинжала начинает действовать подобно серпу ятагана.
"Естественность" наносимых джамбией ударов создает условия для однообразного предельно прочного положения пальцев на рукояти. Широкое основание клинка полностью закрывает руку, позволяя обходиться без гарды.
Наконец, небольшая длина лезвия кинжала (25-30 сантиметров) позволяет свободно пользоваться им в свалке.
Материалы, из которых делаются ручки для этих кинжалов, это рог африканского носорога, слоновая кость, кость.
Самым престижным материалом для изготовления рукоятки джамбии является рог носорога. Помимо роскошного вида, рукоятки из носорожьего рога со временем по-особому темнеют, а лет через 400-500 приобретают перламутровый оттенок, и, кажется, будто внутри что-то переливается.


В общем - оружие на все случаи жизни - простое и эффективное. И в хозяйстве и в свалке. Вот эти "естественные взмахи" особенно доставляют. Знакомый местный доктор при упоминании джамбии был немногословен, но выразительно морщился - на лице четко читалось все, что он думает по поводу того, как ушивать раны от этого кинжала.
Но надо сказать, что на каждом шагу за джамбию местные не хватаются. Наиболее часто используемое и к тому же обидное оружие - просто тапок. Когда мне об этом рассказали я очередной раз поняла, что у йеменцев все очень хорошо с чувством юмора. Как и с оружием.

Справедливости и точности ради надо сказать, что джамбия это скорее северная история, на юге редко кого можно увидеть с ней, и если увидишь то это скорее всего понаехавший северянин.
Но это это уже предмет отдельного разговора - как сосуществуют две исторические области этой удивительной страны.

А завтра попробую рассказать о дворце во дворе которого мы видели эти танцы - Замке Имама.

Поездка была организована при поддержке компании

trips, фото, yemen

Previous post Next post
Up