Великорецкий крестный ход. Впечатления журналиста. Часть первая.

Aug 12, 2015 22:07

Оригинальная публикация -- Православие.ру


Великорецкий крестный ход. Фото: Сергей Зубарев, 2015

Великорецкий крестный ход называют самым известным и самым сложным паломническим путем в России.

Шесть дней, 150 километров. Пешком, за обретенной иконой святителя Николая Чудотворца.

Образ был найден в 1383 году, на берегу реки Великой. Именно туда из Кирова и направляется икона, а потом идет обратно, другим путем.

Вот что пишут в словарях: «До 20-х годов XX века образ Николая Великорецкого находился в кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус всероссийского».

Таким образом, на реку Великую путешествует список обретенной иконы.

Когда-то крестный ход совершался по воде, вот и фотография есть.



Сейчас десятки тысяч человек совершают этот путь по дорогам Кировской области. В этом году было 90 000 паломников.

Зачем

Я не то чтобы религиозный человек. Все-таки этот путь люди проходят с молитвой. А я, может, просто чувствую тепло с той, «православной стороны».

И еще мне нужно было простить одного человека, вернее - двоих. Причем сделать это так, чтобы снова открыться им душой.

Кроме того, я журналист, мне интересно. Можно сказать, что это такой проект по изучению жизни.

Ну и потом, как ни крути, ты всё равно проходишь свой духовный путь - в любом случае. Если ты скептик, если глубоко верующий, если только прислушиваешься, если уже ведешь свой разговор с Богом. Если хочешь убрать лишнее.


Были и те, кто, боясь за меня, говорил: «Может, не надо? Там ведь будет тяжело. Зачем эти муки? А ночевать где? А рюкзак какой тяжелый! А кто там рядом пойдет - неизвестно». От этих слов подступали слабость и страх, и приходилось душить их прямо-таки голыми руками.


Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

Начались страдания. Было не по себе. Пугала, прежде всего, неизвестность. Мухи отлично превращались в слонов. Кроме того, за несколько дней до хода, 30 мая, у меня приключилась маленькая жизненная неурядица. Ну как маленькая. Я потеряла сон и аппетит и, усилием воли поднимая себя каждое утро с кровати, невольно думала: «А как же я пойду? У меня и сил-то нет».

Нужно получить благословение перед ходом. Я поехала в храм святителя и чудотворца Николая у нас в Ижевске, и там все отнеслись ко мне очень тепло, с одобрением. Конечно, хотелось каждого отвести в сторонку и доверительно сообщить: «Вы не думайте, это я для вида храбрюсь, а на самом деле мне очень страшно!» Но служители продолжали вести себя как ни в чем не бывало. Освятили иконку, которую каждый паломник берет с собой. Напоили чаем. Так я и подумала, что, может, это и не совсем безумная затея. Может, даже и дойду. А потом отец Георгий Харин благословил меня на крыльце своей маленькой церкви. И стало ясно, что обратного пути теперь, кажется, вроде бы, вероятно, скорее всего, совсем нет.

В течение года я потихоньку собирала экипировку; хочу сказать всем, кто помог мне словом и делом, спасибо. Я и морально собиралась год. Хотя бывает по-разному. На первом привале в ходу одна девушка мне сказала, что три дня назад решила, - и вот идет.

На самом деле не знаю, что позвало меня в Великорецкий крестный ход, что было первопричиной, первым душевным движением. Но как-то устроилось, что вечером 2 июня я села в поезд и поехала.

День первый, 3 июня

В пять утра поезд прибывает в Киров.

А в семь в Трифоновом мужском монастыре в Свято-Успенском кафедральном соборе начинается служба. Со всех концов страны идут, едут сюда паломники. Здесь начинается крестный ход.

Встречает нас былинного вида монах. Опирается на посох, смотрит серьезно. Ничего не говорит. Но ощущения, конечно… Похлеще фейсконтроля.



Неподалеку - передвижная камера хранения. Сдаю половину своего рюкзака, осматриваюсь. Стоят палатки. Это паломники, которые приехали раньше. Также нахожу гречневую кашу и сладкий чай - всех кормят перед дорогой. Вот спасибо!

Иду к монастырю. Народ собирается. В старину бы сказали: «стекается люд». Люд самый разный: молодые и взрослые, богатые и бедные, мужчины и женщины, дети. Увидела в толпе большого ижевского начальника; кроме того, директора ижевского йога-центра; кроме того, иностранцев - немцев, сербов, украинцев. Вот женщина приехала из Одессы. Ей трудно стоять - возраст. Сидит на скамеечке. «Как же вы пойдете?» - говорю. «С Божией помощью. Сколько смогу».

Выносят икону. Начинается молебен, поется акафист святителю Николаю, с которым и предстоит пройти этот путь. Празднично, торжественно. Палит солнце, но о трудностях не думается. Я наготове, но с таким скорее молодцеватым задором.



С приветственным словом обращаются губернатор Кировской области Никита Белых и митрополит Вятский и Слободской Марк. Я не вижу их, а только слышу, что крестный ход - это делание любви: «Иди не для себя, иди с любовью: поделись ночлегом, накорми голодного - это и будет твой крест. Чего мы стоим, если ничего никому не можем дать?» Гудит толпа, и я различаю последние слова: «В добрый путь, за Великорецким образом, чудотворная сила которого просияла более шести веков назад!..»

Огромная людская река выходит на улицы Кирова. Мимо улиц Советской, Ленина, Розы Люксембург, мимо вывесок «Роллы и суши», а также «Запчасти на заказ» идет многотысячный православный крестный ход.



Рядом мужичок с похмелья - трясется, попахивает, конечно, перегаром. Глаза мутные, в руке целлофановый пакет. С другой стороны - мать с четырьмя детьми, одного из них она везет в коляске. Я ее видела и на следующий день, и потом еще. Кажется, они прошли весь путь.

Часа через полтора первый привал - у Троицкой церкви. Служится молебен. После него многие паломники выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к иконе.

Я, прочитав, что на привалах нужно срочно расстилать коврики и лежать - копить силы, уже раскладываюсь, но какая-то девочка говорит мне, что вон там - биотуалеты, а там - раздают воду, и всего этого может потом долго не быть. Бегу за водой, снова ложусь «копить силы», но, честно говоря, совсем не представляю, как это можно пройти 150 километров за шесть дней.

Я, конечно, чувствую себя этаким пионером на задании.


В деревне ПодберёзыДалее на пути шикарного вида деревня Подберёзы. Преимущественно коттеджи. Жители выходят встречать, а некоторые приготовили воды в ведрах. Паломники кидаются к воде - пьют, обливаются. Благодарят.

Весь день идем. Боялись холода, дождя, но нет - светит солнце. Припекает оно, и когда мы часа полтора идем по асфальту в гору. Вот, пожалуй, это была первая трудность. Разговаривать не благословляется. Паломники во время хода читают молитвы, акафист святителю Николаю. Кто-то делает это негромко или про себя, а иногда целые группы принимаются петь.

Это настолько непривычно для меня, что всё чаще начинаю думать: «Что я здесь делаю? Кто меня вообще сюда записал?» Положение осложняется и тем, что сдаваться легко в мои планы никак не входило. А еще где-то в рядах идет подруга со своей подругой. Как же это я соскочу в первый день? Что ж, иду, слушаю, смотрю, вспоминаю тех, кто мне сказал перед ходом: «Ты точно пройдешь. Нет никаких сомнений». Посмотрим.

Жара тем временем усиливается. Вдруг видим: на дороге сложена батарея из бутылок с водой. Может, тысяча штук. Паломники берут себе по одной и передают бутылки дальше по рядам.

Идем, терпим. Первые ряды почти бегут. Я хожу быстро, так что тоже со своим рюкзачищем вышагиваю сразу за певчими.


Село Бобино

Наконец входим в село Бобино. Здесь будет наша первая ночевка.

Я обратила внимание на то, что, несмотря на шесть часов вечера, дома закрыты, окна занавешены. Говорят, что в последние годы много народу ходит, все шумные, все ищут ночлег, иногда излишне настойчиво, так что теперь переночевать у местных можно только по предварительной договоренности.

Несколько обескуражена я и новым ощущением. Вот я прошла большой отрезок. Тяжелый путь. Нужно где-то получить грамоту, кто-то при этом тебе скажет: «Молодец, пионерка и отличница Оля! Вот тебе еще и значок, и давайте похлопаем!» Можно пойти домой и лечь спать. Но ничего похожего. Никто не потрясен, никто не рукоплещет. Ожидания не оправдываются. Очевидно, здесь что-то другое. Границу какую-то внутреннюю нужно отодвинуть.

Удается устроиться на ночевку в большой армейской палатке.



Но нужно раздобыть ужин, и еще надо принести из камеры хранения тяжелый мешок - там спальник, зубная паста, кружка и ложка. Солдаты раздают еду - гречневую кашу, суп и вкуснейший травяной чай. Впрочем, всё вкуснейшее.

Храм в Бобине маленький, ладный, стоит на горке. Пока я металась с обустройством бытовых вопросов, служба закончилась. Но по-прежнему очередь - к иконе. Оказалась и я перед ней.

На улице ясно, тепло. Хочется еще побыть в этом месте, но уже оттесняют другие паломники. Иду за водой, к которой тоже очередь.

Здесь легко выстраивается коммуникация. Все же заодно. В ходу не разговариваешь много, ну а на привалах люди охотно делятся впечатлениями, рассказывают о себе.

Вот мужчина из Москвы. Он идет в девятый раз. Ну что, спрашиваю, есть результат? Да, второй год не курю. Есть и другие результаты, но они очень личные.

Вот женщина из Кирова. Ее дочка должна родить через неделю-две: «Иду за нее, чтобы ей было полегче».

Ложусь спать в 21:00. Пройдено 17 километров. Опытные паломники говорят, что завтра - самый длинный и тяжелый переход.

День второй, 4 июня

Подъем в 2:00, выход в 3:00. У церкви свое расписание. Луга и леса. Луна и леса.

Икону могут нести и паломники. Мужчины, конечно. Лучше всего, если сразу подходят по трое.



Идем, слышится молитвенное пение - тут и там. Я как-то привыкла, что ли, прислушиваюсь.

Первый привал, за минуту раскладываю коврик и сразу засыпаю на 40 минут.



Жара, идти тяжело. И морально тоже. Время замедлилось и вот уже второй день замерло в одной точке. Вся жизнь состоит из того, что ты идешь-идешь-идешь-идешь. Неизвестно, когда завершится этот путь. Может, через полгода?

На каждом привале совершаются богослужения. И я, поначалу использовавшая время для сна, стала подходить ближе к иконе. Поскольку продолжала идти в первых рядах, успевала к началу молебна. И постепенно что-то начало меняться, само, без напряженья. Как будто бы появились тепло и защита, покой и мир. Это можно назвать и одним словом - благодать.



Примерно в 10:00 подходим к селу Загарье. Десять утра - не так уж и много, но это значит, что мы в пути семь часов, и еще идти и идти - до восьми вечера. Мечтаю только где-нибудь присесть и погрызть свои хлебцы и энергетические батончики. Мужчина у дороги продает воду, успеваю купить бутылку. Наконец Загарье. Такие же закрытые дома с занавешенными окнами. На одном, для верности, надпись: «Не заходите за калитку: хозяев нет дома». А мы и не заходим. Ковыляем дальше.

У большого дома напротив церкви стоит мужчина из местных, улыбается, приглашает войти, и смотрю: не все, но некоторые паломники сворачивают. Ну и я свернула - поворот, еще поворот - оказываюсь на большой площадке перед домом.

И вижу накрытый стол с обедом из трех блюд. Женщина приглашает поесть. Другая ей помогает.

Семья - по своей воле и своими силами - подготовила для паломников: еду (два вида супов, плов, каша, чай, кофе), медикаменты, туалеты, душ, кипяток в двух огромных чанах, питьевую воду (специально для паломников шесть новых кранов). И, понятное дело, не попросила за это денег.

Олег и Татьяна и, очевидно, мама одного из них - три человека - наперебой приглашают: располагайтесь, отдыхайте, вы такой путь идете!

И вот тут, друзья, я начинаю плакать, натурально лить слезы. Я никак не ожидала, что за неизвестным поворотом может оказаться такая мощная поддержка. Так было тяжело идти. Стою с этим супом и плачу.

Стараясь не философствовать, иду, располагаюсь со своим обедом под облепихой.

А Олег и Татьяна в ответ на наш вопрос: как же отблагодарить вас? - просят только молиться за их дочь, чтобы всё у нее было хорошо; слава Богу, она сейчас поступила в тот вуз, в какой хотела.


Олег

«Я, - говорю, - Олег, вас теперь никогда не забуду».

Путь второго дня действительно непростой. Тяжел он, как мне кажется, еще и тем, что приходится идти через заброшенные деревни, видеть крепкие дома, где нет жизни.

В конце дня - первые мозоли на ногах. Болят ноги и плечи.

Говорят, что самая лучшая обувь - шерстяные носки на голую ногу плюс сандалии. Но вообще-то я тоже подготовилась: ортопедические стельки плюс вездеходные волонтерские кроссовки (спасибо Олимпиаде в Сочи!), а потом еще два дня шла в легких резиновых сапогах и этих самых шерстяных носках.



Приходим на ночлег в село Монастырское.

Иду в храм, звонят колокола, прямо у входа. Как будто портативная звонница, что ли.

Усталость такая, что ты словно находишься в другом измерении, такой ошалелый немножко. Кроме того, негде присесть, только на землю (очень пригодилась так называемая «сидушка», что крепится пониже поясницы). Паломников можно узнать по походке: переваливаются как утки. И еще по зеленым ногам: медицина щедро поливает их зеленкой на привалах. Пройдено более 35 км.

Организаторы заботятся о том, чтобы люди были накормлены. Хотя бы раз в день - горячая пища, чай, кипяток. Также стараются они устроить ночлег в больших армейских палатках. Плюс биотуалеты. Даже если в какие-то времена чего-то не хватает, да и огромные очереди везде (с каждым годом число паломников увеличивается), всё равно чувствуешь доброе отношение. И испытываешь большую благодарность. Слава Богу за всё! А в очередях, как я уже говорила, есть возможность пообщаться, узнать, кто откуда, в который раз идет и как всё было в прошлые годы. Там же можно получить и поддержку: давай, сестричка, дойдешь с Божией помощью. Вообще я была в ходу без какой-либо компании, без собеседников, точнее - в этом путешествии другой Собеседник, и вот эта возможность общения с людьми - на привалах, в местах ночлега - сближала и делала нас одной силой.

Потом выясняется, что некоторые паломники даже попали в баню. Счастливчики!

Я же снова устраиваюсь в общей палатке. Рядом оказывается мужчина лет 60, в грязных башмаках - на своем и на моем коврике. Брюки тоже в грязи. Я говорю: «Вот вы сейчас запачкаете и себя, и меня». И стою, возвышаюсь над ним. Как вообще нам рядом спать-то?!

Поднимается женщина с коврика напротив: «Да ты что?! Да это же мой дед. Ты посмотри, какой он хороший! Сейчас мы все устроимся». С любовью говорит. Дед обижен: «У нас две дочери, как она, - 34 и 42 года». - «Да ты что, эта молоденькая совсем. Тебе сколько, лет двадцать?» - «Ага, - говорю. - Вроде этого». «Тьфу, - отворачивается дед. - Даже поговорить не с кем. Зелень!»

Утром они оба спрашивают меня, как спала, всё ли в порядке. «Да, - говорю. - Простите меня». Иду дальше и думаю, как хорошо, что успела им сказать эти два слова.

День третий, 5 июня

Начинаю замечать, что жизнь строится иначе. Силы распределяются совсем по другим законам.

Приходишь, устраиваешься на ночлег, и в 21:00 тебя словно выключают, засыпаешь сразу, без снов, на полу, на коврике и в конце концов в любой компании.

Замечаю, что не испытываю никаких проблем с тем, чтобы встать в два ночи и выйти в три утра.

Что у меня перед ходом побаливала спина, особенно после физических нагрузок, а здесь и намека никакого нет на боль.

То и дело слышу, что новичков «Николай Чудотворец за руку ведет» (вариант: «на руках несет»). Может, и так. Я чувствую защиту. Среди многих и многих тысяч людей. Защита, конечно, была и вполне видимая: все дни пути с нами медики, МЧС и полиция с собаками.



Но совершенно ясно, что здесь включается какой-то еще источник питания.

Идем через грязь. Идем лесами, лугами, полями. Все несут на себе рюкзаки, некоторые паломники - с детьми. Каждый день мы в пути часов по шестнадцать.



Я вдруг начинаю думать о солдатах Великой Отечественной войны, о пехоте. Мы-то идем - знаем куда, знаем, что через несколько дней сядем в поезда и разъедемся по домам, а они? Шли, и неизвестно, когда всё кончится, и неизвестно, будешь ли живым. Как они терпели, где брали силы, как спасались, как укрепляли дух свой? Многое начинаешь понимать, а точнее - чувствовать нутром, когда вот так несколько дней с рюкзаком идешь под палящим солнцем, под дождем, по грязи. Еще бурлаков на Волге вспоминала.

Одинокий храм в селе Горохово. Церковь Казанской иконы Божией Матери. У храма советская непростая история. И села уже нет почти. Поблизости нет жилых домов.


Село Горохово

Говорят, богослужение совершается здесь трижды в год, во время крестных ходов.

Рядом источник. Можно окунуться, набрать воды.

В храме служба. А снаружи - крепкие мужики и несколько котлов с гречневой кашей. В одном таком - 50 кг крупы. Кормят нас и поят чаем.



Хочу сказать про атмосферу хода. Одно из самых частых слов - «простите». Вспышки злобы, если и бывают, то не находят продолжения, не выливаются в ссоры. Общая внутренняя концентрация и доброжелательность сильнее раздражения. У источника в очереди женщина с ребенком. Он капризничает, кричит, и женщина, очевидно думая, что применяет педагогический прием, подзадоривает: «А еще громче можешь? А еще?» Ребенок заходится. Родительница радостно улыбается почему-то. Наконец одна из паломниц говорит: «Простите, но у меня уже голова болит, если честно». И мать начинает орать уже на эту женщину, но потом, осекшись, спешит уйти, вместе с ребенком, не выстояв очередь. Очень заметен этот контраст здесь, в ходу. В «обычной жизни», думаю, был бы скандал. А тут это просто неуместно - так выяснять отношения.

Тут особая атмосфера: одно из самых частых слов - «простите»

В Горохове большой привал. Можно и на службу успеть, и отдохнуть и выспаться. И с новыми силами пойти дальше.

Ближе к вечеру входим в село Великорецкое - здесь и была обретена икона много лет назад. С этого момента начинаются праздники души.

Вот снимок сверху. Паломники подходят к храму, пройдя путь длиной 80 километров.



Решила сама поставить палатку (тут спасибо ГТО, не зря я туристический норматив сдавала). Устраиваюсь прямо у стен монастыря, и вокруг мгновенно вырастает палаточный городок. Здесь предстоит провести две ночи. Точнее, полторы.

Паломники - неприхотливый народ. Кто-то будет ночевать на полу в храме (оказывается, это позволено), а кто-то - в красном спальном мешке на его ступенях.



Иду смотреть окрестности. Нас уже поджидает праздничная ярмарка - конфеты-бараночки, льняные платья, матрешки в человеческий рост, товары для здоровья. А вот из огромного самовара просто так наливают травяной чай, и мальчик с большим чувством читает стихи - про этот самый самовар.

Тут же и съемочная группа телеканала «Культура», снимают фильм про ход.



В Великорецком я впервые побывала на исповеди. Конечно, волновалась.

Когда подходит моя очередь, с ужасом осознаю, что включаю журналиста, вернее, он сам включается, не спросясь: «Да, батюшка, я вас услышала, а вот еще такой вопрос…»

Была полночь (многие тысячи людей исповедуются у священников в храме и на берегу реки Великой), батюшка, отец Георгий, сам еле стоял на ногах, а еще и самоотверженно выискивал слова для меня. Удивил своим прогрессивным взглядом на жизнь. Удивил и поддержал, успокоил. И благословил.

Не хочется уходить, хотя и бодрствуем мы почти уже сутки. Вижу ту самую женщину из Одессы, которую встретила в первый день. Может быть, она на чем-то приехала сюда, в Великорецкое. Улыбается мне: «Молодец, что дошла».

Начинается Литургия. Подходит девушка из паломниц, говорит, что не может больше стоять: «Можно мне на тебя опереться?» Так и запомнила я эту службу: стою - и рядом на коленях девушка держится за мою руку. А в открытые двери видно, как начинается утро.

После причастия иду к палатке и сразу засыпаю.

Путешествия, Впечатления

Previous post Next post
Up