То есть опасения Достоевского, что влияние атеизма приведет к социальным катастрофам, в это время полностью оправдались, не так ли?
Вы полагаете post hoc ergo propter hoc? ;-) Нет, я этого мнения не разделяю. Мне представляется, что одни и те же социальные процессы породили и все известные социальные катаклизмы, и атеизм.
Почему? Ход Вашей мысли не вполне ясен.
Да, видимо, тут я выдал не слишком продуманный силлогизм. Вношу корректировку: "Если бог есть и он дал людям основные законы, то запрещённое им запрещено абсолютно".
Я (как и Вы) родился в обществе, где несогласные подавлялись. Это общество было атеистическим.
Творцом этого общества стал недоучившийся семинарист. Многие не без оснований полагают, что "научный коммунизм" сталинского типа был квази-религией. Кстати, меня ещё в юности поразило, что Энгельс в одном из писем кому-то из соратников упомянул (и раскритиковал) предложение кого-то из участников германского коммунистического движения формально объявить учение Маркса религией с тем, чтобы преследовать несогласных.
если мы заблуждаемся, то чему же тут завидовать?
Допустим, некая женщина в силу заблуждения полагает, что спупруг хранит ей верность. И от этого счастлива. Я готов ей завидовать
Нет, я этого мнения не разделяю. Мне представляется, что одни и те же социальные процессы породили и все известные социальные катаклизмы, и атеизм.
То есть захват власти атеистичекскими движениями в России я ряде других стран мира не был связан с ростом влияния атеизма в предшествующую эпоху? Правильно ли я Вас понял?
Если бог есть и он дал людям основные законы, то запрещённое им запрещено абсолютно
Да.
Творцом этого общества стал недоучившийся семинарист. Многие не без оснований полагают, что "научный коммунизм" сталинского типа был квази-религией.
Давайте тогда разберемся в опредлениях - что Вы называете религией и что - атеизмом. По словарному определению атеизма режим был атеистическим, по своему самоопредлению он был атеистическим, по своей идеологии он был атеистическим - если Вы используете слово "атеизм" в значении, отличном от словарного, давайте это уточним.
захват власти атеистичекскими движениями в России я ряде других стран мира не был связан с ростом влияния атеизма в предшествующую эпоху?
Они связаны между собой примерно как брат с сестрой. Обоих породил капитализм. Кстати, я не считаю атеизм фундаментальной характеристикой коммунистических движений. Среди участников этих движений имелись и верующие. Ленин был против того, чтобы отлучать верующих от партии. Примером такой верующей участницы рабочего движения в художественной литературе может служить заглавный персонаж горьковского романа "Мать".
Отрицание факта бытия высших существ (богов) является традиционным (ещё с античности), но, на мой взгляд, недостаточным определением понятия "атеизм". (Вы ссылаетесь на Толковый словарь русского языка под ред Д. Н. Ушакова, 1-ый том которого был издан ещё в 1934 году!). Как быть тогда с учениями субъективных идеалистов (Фрейд и т. п.)? Думаю, что атеизм должно понимать как отрицание всего "сверхестественного". Примерно так, кстати, самоопределяются сторонники современного движения brights. Обратите также внимание, что я неспроста назвал "научный коммунизм" сталинского типа квази-религией.
Вы полагаете post hoc ergo propter hoc? ;-) Нет, я этого мнения не разделяю. Мне представляется, что одни и те же социальные процессы породили и все известные социальные катаклизмы, и атеизм.
Почему? Ход Вашей мысли не вполне ясен.
Да, видимо, тут я выдал не слишком продуманный силлогизм. Вношу корректировку: "Если бог есть и он дал людям основные законы, то запрещённое им запрещено абсолютно".
Я (как и Вы) родился в обществе, где несогласные подавлялись. Это общество было атеистическим.
Творцом этого общества стал недоучившийся семинарист. Многие не без оснований полагают, что "научный коммунизм" сталинского типа был квази-религией. Кстати, меня ещё в юности поразило, что Энгельс в одном из писем кому-то из соратников упомянул (и раскритиковал) предложение кого-то из участников германского коммунистического движения формально объявить учение Маркса религией с тем, чтобы преследовать несогласных.
если мы заблуждаемся, то чему же тут завидовать?
Допустим, некая женщина в силу заблуждения полагает, что спупруг хранит ей верность. И от этого счастлива. Я готов ей завидовать
Reply
То есть захват власти атеистичекскими движениями в России я ряде других стран мира не был связан с ростом влияния атеизма в предшествующую эпоху? Правильно ли я Вас понял?
Если бог есть и он дал людям основные законы, то запрещённое им запрещено абсолютно
Да.
Творцом этого общества стал недоучившийся семинарист. Многие не без оснований полагают, что "научный коммунизм" сталинского типа был квази-религией.
Давайте тогда разберемся в опредлениях - что Вы называете религией и что - атеизмом. По словарному определению атеизма режим был атеистическим, по своему самоопредлению он был атеистическим, по своей идеологии он был атеистическим - если Вы используете слово "атеизм" в значении, отличном от словарного, давайте это уточним.
Reply
Они связаны между собой примерно как брат с сестрой. Обоих породил капитализм. Кстати, я не считаю атеизм фундаментальной характеристикой коммунистических движений. Среди участников этих движений имелись и верующие. Ленин был против того, чтобы отлучать верующих от партии. Примером такой верующей участницы рабочего движения в художественной литературе может служить заглавный персонаж горьковского романа "Мать".
Отрицание факта бытия высших существ (богов) является традиционным (ещё с античности), но, на мой взгляд, недостаточным определением понятия "атеизм". (Вы ссылаетесь на Толковый словарь русского языка под ред Д. Н. Ушакова, 1-ый том которого был издан ещё в 1934 году!). Как быть тогда с учениями субъективных идеалистов (Фрейд и т. п.)? Думаю, что атеизм должно понимать как отрицание всего "сверхестественного". Примерно так, кстати, самоопределяются сторонники современного движения brights. Обратите также внимание, что я неспроста назвал "научный коммунизм" сталинского типа квази-религией.
Reply
Leave a comment