David K. Faux "The Genetic Link of the Viking - Era Norse to Central Asia" (2007)//Харин Е.А. Генетическая связь Викингов Норвегии с Центральной Азией
АННОТАЦИЯ:
Слегка сокращенный перевод с английского содержания работы David K. Faux "The Genetic Link of the Viking - Era Norse to Central Asia" (2007) с комментариями. Публикация охватывает широкий круг вопросов: гунны, готы, асы, Тур Хейердал, генетика народов, саги и реальный Один. Попутно выдвигается гипотеза, что упоминаемая в сагах родина викингов - "Великая Холодная Свитьод" - располагалась в Прикамье.
ПРЕДИСЛОВИЕ:
Археологические данные указывают на значительные изменения в религиозной практике, происходящие в Скандинавии в 5в. нашей эры. Драматические изменения характера за-хоронений (появление курганов, кремаций, погребение лошадей) настоятельно указывают на приход сюда около 450г. или чуть раньше людей, которые будут оказывать значительное воздействие на все аспекты жизни в Скандинавии, - и все же, это остается незамеченным в обычной историографии. Суть настоящего исследования является в том, что эти изменения были инициированы прибытием сюда вождя Одина и его смешанной свиты остготов (готы-херулы, гунны, аланы, сарматы), - сил, которые создали новые династии и принесли с собой хромосомы Y ДНК типа R1a характерные для Центральной Азии и Сев. Кавказа.
Далее автор подтверждает сказанное цитатами из саг о походе Одина и его людей (в основном мужчин) из Азии (Турклэнда) через территорию Гардарики и Германии в Скандинавию. Родиной Одина в саге назван город Асгард в стране Асов к востоку от Дона и к югу от Урала (возможно, на Кавказе). Люди Одина пришли из Зауралья и победили народ Ваналэнда на западном берегу Тана впадающего в Черное море. Один в Швеции ввел новую практику трупоссожжения знатных людей и насыпку курганов. Один умер около 450 г.
В прологе к своей работы, Снорри говорит о скандинавском боге Одине, как о прародителе правителей скандинавских и германских стран, и дает ему отчий дом - Азия. Снорри говорит о решении Одина 'совершить путешествие из из Turkland, в сопровождении большого количества людей, молодых люди и старых, мужчин и женщин, и с ними много дорогих товаров. Не было конца их путешествия, пока они не пришли на север, в землю, которая теперь называется Saxland [Германия], там Один оставался в течение длительного времени, и взял землю всю вдоль и поперек'. Все земли были отданы трем его сыновьям: одному - Ист Saxland, другому - Вестфалия, а третему - Франкленд, и "от всех этих возникли многочисленные и большие дома'. Один затем направился на север, установил другого его сына, как правителя Ютландии, и приступил к Швеции которого царь был Gylfi. "Когда царь узнал о приходе людей сих, из Азии, которые были названы Асир, он отправился встретиться с ними, и сделал предложение к ним, что Один должен иметь такую власть в его цар-ство, как он сам. "Продолжая, Снорри сообщил, что 'это показалось справедливым для Одина, и он выбрал для себя место города, который в настоящее время называется Sigtun. Там он устроил порядки, которые царили в Turkland; он создал также двенадцать глав-мужей, doomsmen, над народом, чтобы вершить закон в стране, и он дал также все законы, как было до этого в Turkland и в соответствии с обычаями тюрков. После этого он отправился на север, пока не достиг самого дальнего берега моря, и там он поставил сына на это царство, которое теперь называется Норвегии. Этот царь был Saemingr; Короли Норвегии ведут свое происхождение от него, и так делают также ярлы и другие храбрые, как говорится в Haleygjatal. Еще одного из своих сыновей по имени Ингви Один оставил королем в Швеции после него, и все эти дома (династии) происходят от него, от имени Инглингов. Асиры взяли себе жен из местной земли, а некоторые и для их сыновей'.
Видимо, в этот переход от земли тюрков пришли, в основном, мужчины. Это явление должно быть видно в генетических моделях норвежского и Шведского народов, где нужно искать определенный процент азиатских хромосом Y (мужской линии), но мало или вообще нет следов Азиатской миграции женщин (митохондриальной ДНК, женские линии). В предисловии к этой работе Снорри перечисляет обзор его источников, которые включают в себя истории, рассказанные ему "умными людьми", а также "древней семьи регистр", - царские родословные, а также песни, которые поют о таких вещах. Намек на его поиски исторических фактов отражены в его комментарии: "хотя мы не можем знать правды, но у нас есть уверенность, что старые мудрые люди знали многое из того, чтобы быть правдой ".
Миграции гуннов (Q-гаплогруппа, прим. Муратов Б.А.)
Снорри свой 'Круг Земной' начинает уроком географии.
1. Положение в странах. Черное море делит территорию на три части: в восточной - земля извест-ноя как Азии, западный сегмент называется Европа, и к северу Swithiod (в которую входит, в частности, Скандинавия), чья северная оконечность явля-ются необитаемой из-за мороза, в то время как юг населяет множество народов, включая Tartareans, калмыки и монголы (Е. Х. - эта сага писалась в 13в, отсюда упоминания о монголах и татарах). Три части земли делятся на реке Vanaquisil (Дон), который впадает в Черное море. Лица, проживающие вдоль этой реки известны как народ Vanaland. Снорри говорит о проливе Гибралтер и различных частях Африки - демонстрирует четкое понимание География известного мира.
2. Из народов Азии: Снорри здесь говорит о земле к востоку от Дона известной как Asaland, или Asaheim, и главный город в этой земле был назван Asgaard, столица Одина. Хотя это может быть мифическое место, но по доказательствам обсуждаемым ни-же, это город Chasgar, расположенный в области Кавказский хребет, также, возможно, называется Strasbo Aspargum Asburg, или 'Замок асов'.
3. Один, как воин с непревзойденным послужным списком побед, со временем заслужил поклоне-ние как бог. Из его величайших сражений - против народа Vanaland (т. е. тех, к западу от Дона), однако эта война шла с переменным успехом, пока не было достигнуто перемирие и совершен обмен заложников.
4. Существует интересный рассказ, который следует отметить, так как он имеет прямую связь с лидером народов к востоку от Дона. В рамках перемирия между народами Vanaland (жившим между Доном и Дунаем) и людьми Одина, был совершен обмен заложников, в том числе некого Мимира, 'мудрейшего из людей': в Vanlandе он был обезглавлен поэтому Оди-ну была отослана его голова. Один хранил эту голову и использовал в ходе своих раздумий.
5. Один делит свое Королевство, "Там с северо-востока на юго-запад идет большой барьер из гор, который отделяет Большой Swithiod [древние Samartia и Скифия] от других царств. Недалеко к югу от этого горного хребта [Урала] находится Turkland [вероятно, Туркестан в окрестностях Аральского моря в Малой Азии], где Один имел большое имение.
В те времена Римского владычества по всему миру, многие властители бежали из своих областей. Один предопределил, что его потомство будет жить в северной части мира. Поэтому он и множе-ство его братьев Ве и Vilje из Asgaard, со всеми богами и много других людей ушли сначала на за-пад в Gardarike [России], а затем на юг к Saxland [Германия]. (Е. Х. - здесь вновь география указа-на с поздней точки зрения автора, под Гардарикой нужно понимать территорию Руси 13в. - терри-торию от Днепра до Вятки. Итак, Один с людьми покинул свое царство располагавшееся от Дуная до Туркланда и какое-то время прятался от врагов где-то в северных будущих русских землях.)
В этом пункте история берет сокращенную версию того, что является установленным в Эддах, и снова Один заканчивается в Швеции в своего рода договоренности разделения власти с шведским королем Гилв (Gylfi), который понял, что он не мог победить пришельцев из Asaland. Один 'занял место жительства в Скуловом Озере, в месте известном теперь под именем Старый Sigtun (Gamla Sigtun)'. Он тогда дал его священникам храма большие владения.
6. Из деяний Одина: 'Когда Один Asaland приехал на север, и Diar (боги) с ним, они вводили и преподавали другие искусства, которые долго впоследствии практиковали люди.' Именно Один ввел искусство скальдов, включая воспевание больших дел. Кроме того, 'Люди жертвовали Одину и этим двенадцати руководителям от Asaland, и назвали их богами, и поверили в них после.' Это утверждение соединяет в археологической информации, отмеченной выше, во введении Скифских художественных форм приблизительно в это время. Также Один ввел новые методы похорон с кремацией тел и имущества, и создании насыпи по могиле 'известных мужей'.
Снорри, говоря о смерти Одина в Швеции и его кремации, ясно указывает, что он был смертен. Как будет замечено ниже, Один вероятно умер в Швеции приблизительно в 450г., таким образом, три первых могильных холма, упомянутых выше, принадлежали Одину, Aun, и Эджилу.
Маленькая серебряная статуэтка "Один на троне" (Дания). По бокам от него на подлокотниках сидят два ворона, сзади - головы драконов в ошейниках
Фигура сидящего на троне царя напоминает статую издревле почитаемого в Прикамье божества. Вот его изображение на посохе Стефана Пермского 14-15в. Борец с язычеством св. епископ Стефан по преданию изрубил статую. Обратим внимание, на обоих изображениях (Датском и Пермском) руки божества скрыты под одеждой
На карте Дженкинса 1595г. область бассейна Вятки подписана как WACHIN (Вачин), а название самой реки и города на ней более правильно - Wiatska - Вятcка(я). Надпись "Вачин" считают искажением от "Вятчан". Однако, не исключена такая цепочка: Вачин - Вотин - Водин. То есть, древнее имя региона (страна Водина) еще сохранялось в памяти. Отсюда же название аборигенов - вотяки
А вот что пишет Татищев:
Аримаспы - одноглазые. Это толкование неправильное послужило басне причиной, ибо в сарматском языке ари значит крайний или внешний, ма земля или предел, а спу что значит, неизвестно (то есть, сам он правильного перевода не дает). Вотяки, от русских названные от реки Вятки, сами зовутся ари, а предел свой Арима, потому что оный предел был в Европе или в Болгарском владении последний или крайний к горам Рифейским, поскольку и Пермь в то же заключалась, как и Геродот область болгар или аргипеев описывает до гор, выше, н. 26. Клюверий, кн. IV, гл. 17, аримаспеев положил с еседонами близ Дона, а в кн. V, гл. 13, в Арихозии или Кандагаре за Персиею. Плиний, гл. 14, близ грифов в Бухарии, Дионисий Периегета вымыслил это о самоедах, будто для стреляния из лука один глаз жмурят, что Мартиние в Лексиконе географическом правильно за басню почел...
...за исседонами живут аримаспы единоглазые и грифы, о чем скифы, слыша от исседонов, объясняют, что имя это языка скифского, арима - значит один, а спу - глаз. Во всех описанных местах пребывает тяжкая стужа и зима 8 месяцев".
Итак, видим совпадение названий Вятской земли в языке аборигенов (Арима) с древним народом Аримаспы, обитавшим где-то в этом же регионе. Окончание "сп", как непонятное (попавшее из другого языка), отпало со временем.
Теперь самое интересное. В некоторых сагах Один назван "одноглазым", есть даже мифическое объяснение этого факта. Но вполне вероятно, что такое прозвище появилось у него в следствии того, что прибыл он в Скандинавию из страны Аримаспов-Одноглазых. Любопытно, что вятчан еще в недалеком прошлом пренебрежительно именовали "слепородами", были даже байки о происхождении такого прозвища. В частности, якобы, когда-то вятчане перепутали своих с чужими и перебили много людей, или даже псевдонаучное, мол, у вотяков в виду природных особенностей плохое зрение.
Возможно, имя Один-Водан связано с именем Будда. Предводителя группы гуннов, и по совместительству главного жреца, вполне могли считать очередным воплощением Будды. Отсюда понятно, как реальный человек Один стал божеством.
Татищев писал о ранних камских болгарах: 'Закон у них был брахманов, что еще в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое животное нечто чуваши верят'. В индуизме брахманы-жрецы занимали господствующее положение. Они служили богам и совершали религиозные обряды, были советниками царей, были грамотны и обладали знаниями. Это соответствует описанию саг про жрецов в окружении Одина. (Буддизм, хотя и отвергал предшествующую традицию, впитал в себя практику и многие другие элементы брахманизма.)
Карта Мира по представлениям викингов. Составлена на основании саг. Любопытно, что Великая Свитьод отождествлена с Биармалендом
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сага об Инглингах (начало)
I Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда до самого Йорсалаланда. От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света
Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей
К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция
Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Ве-ликой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как юж-ная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших об-ластей. Там много также разных народов и языков. Там есть великаны и карлики, и черные люди, и много разных удивительных народов. Там есть также огромные звери и драконы. С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль
Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, - Европой.
II Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями
или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел мно-гими державами. Он был настолько удачлив в битвах, что одерживал верх в каждой битве, и по-этому люди его верили, что победа всегда должна быть за ним. Посылая своих людей в битву или с другими поручениями, он обычно сперва возлагал руки им на голову и давал им благословение. Люди верили, что тогда успех будет им обеспечен. Когда его люди оказывались в беде на море или на суше, они призывали его, и считалось, что это им помогало. Он считался самой надежной опорой. Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал.
III У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили. Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, Асы потеря-ли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену.
IV Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примиренья, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь. Он был большого роста и очень красив. Вместе с ним Асы послали того, кто звался Мимиром, очень мудрого чело-века, а Ваны дали в обмен мудрейшего среди них. Его звали Квасир. Когда Хёнир пришел в Жи-лище Ванов, его сразу сделали вождем. Мимир учил его всему. Но когда Хёнир был на тинге или сходке и Мимира рядом не было, а надо было принимать решение, то он всегда говорил так: "пусть другие решают". Тут смекнули Ваны, что Асы обманули их. Они схватили Мимира и отру-били ему голову, и послали голову Асам. Один взял голову Мимира и натер ее травами, предот-вращающими гниение, и произнес над ней заклинание, и придал ей такую силу, что она говорила с ним и открывала ему многие тайны. Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
V Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад . Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок. Там были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и кол-дуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много друго-го народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики, а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив на поиски земель. Она пришла к Гюльви, и он наделил ее пашней. Она отправилась в Жилища Вели-канов и зачала там от одного великана четырех сыновей. Затем она превратила их в быков, запряг-ла их в плуг и выпахала землю в море напротив Острова Одина. Там теперь остров Селунд. С тех пор она жила там. На ней женился Скьёльд, сын Одина. Они жили в Хлейдре.
А там, где пре-жде была земля, стало озеро. Оно называется Лёг. Заливы в этом озере похожи на мысы Селунда. Браги Старый сказал так: Нарастила, Гюльви Обморочив - бычьи Вздулись жилы - Гевьон Край презнатно датский. В восемь звезд воловьи Лбы светили, быстро Шли с добычей через Пажить звери ражи. А Один, узнав, что на востоке у Гюльви есть хорошие земли, отправился туда, и они с Гюльви кончили дело миром, так как тот рассудил, что ему не совладать с Асами. Один и Асы много раз состязались с Гюльви в разных хитростях и мороченьях, и Асы всегда брали верх. Один поселился у озера Лёг, там, где теперь называется Старые Сигтуны, построил там большое капище и со-вершал в нем жертвоприношения по обычаю Асов. Все земли, которыми он там завладел, он на-звал Сигтунами. Он поселил там и жрецов. Ньёрд жил в Ноатуне, Фрейр - в Уппсале, Хеймдалль - в Химинбьёрге, Тор - в Трудванге, а Бальдр - в Брейдаблике. Всем им Один дал хорошие жилища.
VI Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославлен-ным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен. Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим не-другам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел. Он так-же владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах. Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.
VIII Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умер-ших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам зако-пал в землю. А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. Этот обычай долго потом держался. В начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы - за весеннее прорастание, а летом - за победу. По всей Швеции люди платили Одину подать, по деньге с человека, а он должен был защищать страну и приносить жертвы за урожайный год.
IX Один умер от болезни в Швеции. Когда он был при смерти, он велел пометить себя острием копья и присвоил себе всех умерших от оружия. Он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед больши-ми битвами. Некоторым он давал тогда победу, а некоторых звал к себе. И то и другое считалось благом. Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжи-гается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.