Кузеев Р.Г. ВОЛГО-УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН В ЭПОХУ РАСПАДА УРАЛЬСКОЙ ОБЩНОСТИ И РАССЕЛЕНИЯ ФИННО-УГРОВ

Sep 02, 2009 18:41


РАСПАД УРАЛЬСКОЙ ОБЩНОСТИ И РАССЕЛЕНИЕ ФИННО-УГОРСКИХ ПЛЕМЁН

Cм. Кузеев Р.Г. Народы Среднего и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., Наука, 1992, С. 22-24

Основный событием этапа, который датируется IV-III тысячелетиями до э., является распад древнеуральского единства, который связывается с ухудшением климата в Западной Сибири, что послужило "одним из главных толчков миграции части древних финно-угров в западном направлении..." (1). Имеются предположения. согласно которым уральская общность распадается на две части еще в середине IV тысячелетия до н.э., когда пришельцы с юга, видимо, неолитические племена кельтеминарской культуры разделяют уральцев на их прародине надвое: восточные группы - предполагаемые предки самодийцев - отходят к Енисею, западные группы, оставаясь на прежних местах обитания и отодвигаясь в III тысячелетии до н.э. к западу, смешиваются с пришельцами и образуют поэдненеолитическую финно-угорскую общность на территориях Волго-Камья, Урала и Зауралья (2).

Неолитическая культура гребенчатой керамики в лесной полосе Восточной Европы в III тысячелетии до н.э. не была однородной; в восточной части ее выделялись волго-окская и урало-камская культурные области. Уже в это время, (как полагают некоторые археологи, даже несколько раньше - с конца IV тысячелетия до н.э.) отдельные группы финно-угров могли, оторвавшись от урало-камского массива, мигрировать далеко на север, к берегам Белого моря. Однако массовое продвижение финно-угров на запад и север относится к более позднему периоду. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. в результате главным образом увеличения численности населения лесных районов наблюдается значительный сдвиг финно-угорского населения из Прикамья и Приуралья в бассейн Оки. Отсюда распространение финно-угров на запад и север длительное время шло как по Волге, так и по северным рекам до Белого моря.

В Зауралье в ту же эпоху продолжался процесс дифференциации уральской общности: здесь формировалась угорская ветвь финно-угорской общности, которая окончательно сложилась в начале II тысячелетия до н. э. Это означало распад древнейшей финно-угорской общности на угорскую и финно-пермскую ветви (3). Продвигаясь на Каму и Среднюю Волгу, предки финно-пермских народов образовали здесь неолитическую общность, которая идентифицируется с носителями урало-камской культуры гребенчатой керамики.

Среди множества взглядов и гипотез о распаде уральской общности и расселении древних финно-угров большинство исследователей в настоящее время наиболее аргументированной считают изложенную концепцию образования финно-пермской общности, в разработке которой большая заслуга принадлежит отечественной археологической науке (4). Согласно .этой концепции, переселившиеся на Каму и среднее течение Волги племена надолго сохраняют тесные связи с западносибирской частью финно-угорской прародины. По мнению ряда исследователей, в эпоху позднего неолита, в середине III тысячелетия до н.э., финно-угорские племена лесной полосы Волго-Камья, Урала и Зауралья "входили в культурную общность, именуемую Камско-Уральской или Волго-Камско-Уральской (4а). Для населения этой обширной территории были характерны общие черты в культуре: прямоугольные жилища', керамика с гребенчатым штампом и ямочным рядом по горлу.

Поэдненеолитические племена лесной полосы Восточной Европы, продолжавшие культурные традиции неолитического населения Камско-Уральской области, известны как носители волосовской культуры. Волосовские племена в начале II тысячелетия до н.э. не только расселяются в бассейне Оки, но продвигаются дальше на запад, в Верхнее Поволжье и достигают Прибалтики. По мере продвижения на запад прафинны впитывали в себя "палеоевропейские" аборигенные группы, сыгравшие впоследствии заметную роль в формировании западных прибалтийских финнов. Волосовская культура, развиваясь на основе камско-уральской, в процессе распространения на новые территории усложняется и обогащается: появляются плоскодонные сосуды, более сложные формы гребенчатого орнамента на керамике, изображения птиц на глиняных сосудах, становится известным литье меди, встречаются первые изделия из металла. Одновременно формируются различия между восточными и западными областями волосовской культуры, которые в конечном итоге выливаются в образование самостоятельных, хотя и родственных в силу единой основы, культур - поздняковской и приказанской.

Поздняковское население во II - I тысячелетиях до н.э. концентрируется на Оке, Клязьме, Костроме и Верхней Волге. Позднее на основе поздняковской культуры с участием мигрантов с востока и юга формируются финно-угорские в этническом отношении дьяковская и городецкая культуры раннего железного века, "прямыми преемниками которых являются волжские финно-угры исторического времени (марийцы, мордва, мурома, меря (5).

Из упомянутых территорий поздняковские племена продолжали широкую экспансию на запад, в районы Прибалтики. Приказанская культура заняла на рубеже II-I тысячелетий до н.э. районы среднего Поволжья, бассейн Камы, распространившись постепенно на юг, в бассейн р. Белой. Приказанская культура явилась основой формирования (через ряд промежуточных культурных образований) пермских народов (коми и удмуртов}, о чем ниже будет сказано подробнее. Здесь важно подчеркнуть, что волосовцы и их исторические потомки - поздняковские, приказанские пленена, в которых О.Н.Бадер и А.Х.Халиков видят ранних финнов (6), продвигаясь от Урала и Волги на новые земли на западе и севере, к рубежу II - I тысячелетий до н.э. изменили, точнее, расширили очертания прежних этнических границ и пределы историко-культурных регионов. Финно-угорские племена образовали одну обширную историко-культурную провинцию, включившую территорию между Уралом и Балтийским морем. В результате экспансий финно-угров, подтверждает эту мысль П. Хайду, "путем слияния местных культур с культурой продвигавшихся на запад пришельцев, создалось этническое родство населения лесной полосы между Восточной Прибалтикой и Уралом - то есть той территории, которая была занята финно-угорскими народами и позднее (7). Волго-Камско-Уральская область была составной частью этой провинции. На нынешнем уровне наших знаний невозможно аргументировать ее обособленность в самостоятельную историка-этнографическую область. К востоку от Урала на огромной территории Западной Сибири продолжали расселяться угорские и угро-самодийские племена - восточная ветвь уральцев. В этом смысле население северной лесной и частью лесостепной полосы Евразии - от Западной Сибири до Прибалтики - представляло собой этнолингвистическое единство, которое, однако, уже тогда переживало медленный процесс культурной дифференциации.

В эпоху неолита в результате взаимодействия монголоидных и европеоидных групп населения формируется характерный для восточных финнов субуральскнй антропологический тип (8). Эта ставшая традиционной точка зрения в последнее время разрабатывается в новой направлении. В. П.Алексеев выделяет на территории Евразии очаги расообразования, "в пределах которых расообраэовательные процессы отличаются определенной интенсивностью и направлением (9). В указанных очагах, кроме фактора нетисации, существенная роль в процессах расообразования принадлежала природно-географическим, хозяйственно-культурным и социальным факторам. Очаги расообразования в эпоху древности были относительно разобщены, что создавало "труднопреодолимые генетические барьеры между отдельными группами человечества (10). Очаг расообразования субуральского типа В.П.Алексеев располагает в зоне уральской прародины, в основ-нон на Среднем Урале и обширной территории Западного Приуралья (11). Об особенностях формирования субуральского антропологического типа в определенной нере можно сулить по разработанной В.П.Алексеевым таксономической схеме, в которой субуральская группа популяций находится на относительно близком расстоянии с сублапоноидныни и лапоноидными группани популяций, а также с восточнобалтийскини и центрально-восточно-европейскини группами популяций (12). Это означает, что на обширной территории - от Урала до Балтики - в процессе расселения финно-угорских племен образовались различные расово-антропологические группы, которые, с одной стороны, по определенный признакам входили в некую общность, с другой - распадались на довольно различающиеся между собой компоненты. Главный признак выделения этих компонентов финно-угорской общности - ослабление монголоидности с востока на запад. Естественно, что наиболее дифференцированными в этом отношении оказались крайние восточные (волго-уральские) и крайние западные (балтийские) группы, однако в районе Среднего Поволжья и Прикамья в расовой характеристике финно-угорского населения наблюдаются как прибалтийско-финские, так и европеоидные черты южного происхождения. Впоследствии это нашло отражение в особенностях антропологической характеристики удмуртов, марийцев и мордвы.

Примечание:
1. Вереш П. К вопросу о финно-угорской прарородине и этногенеэе венгров в свете новейших палинологических данных// Studia Hungarica; VI МКФУ. Сыктывкар. 1935. С.13.
2. Халиков АХ. Древняя история Среднего Поволжья М, 1969. С.376-390; Он же. Преемственность в развитии археологических культур Волго-Камья//Этнические процессы на Урале и в Сибири в первобытную эпоху. Ижевск. 1983. С,15-18;
3. Хайду П. Уральские языки и народы. С. 161-163, 172.
4. Обзор истории разработки проблемы и литературу см.: Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978. С. 9-16; Хайду П.Уральские языки и народы С. 143-164; Халиков А.Х. Среднее Поволжье в эпоху камня и бронзы. Казань, 1966. С. 11
4а. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1968. Т. 1. С.117-118.
5. Хайду П. Уральские языки и народы. С. 163
6. Древняя история Среднего Поволжья. С.379.
7. Хайду П. Уральские языки и народы. С. 163-164.
8. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. Краниологическое исследование. М., 1969. С. 153-158.
9. Алексеев В.П. Человек. Эволюция и таксономия. М., !985. С.136.
10. Там же С. 139.
11. Там же, Рис. 21.
12. Там же С. 155-156.

ИСТОРИЯ, Кузеев, этнология, туранцы, угры и венгры

Previous post Next post
Up