Русские и раса, или Портрет Руссияна Грея

Sep 14, 2011 01:40

Г. Крылов как-то справедливо заметил, что расистский интерес к наследственности и породе есть явление, в основном, эстетическое, декоративное --- вроде декоративного собаководства. Тогда как человек --- "он животное не декоративное, а служебное."

В русском обществе распространено довольно презрительное отношение к эстетическому, к ощущениям и всякого рода "декоруму". Только ДЕЛО, СЕРЬЕЗНЫЙ МУЖСКОЙ разговор о ДЕЛЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ СУТЬ ВЕЩЕЙ, РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ --- все это непременно заглавными буквами --- вот что единственно ценится. Словом, мы тут имеем дело с настоящими мужиками духа.

Вероятно, именно недостаток того самого ДЕЛА в той самой ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ побуждает наших соплеменников не в умную меру прославлять подобные вещи. Это, конечно, в естественном предположении, что РАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ присутствует в избытке.

(По-нашему, "рациональность", "действительность" и др. дети Ананки-Необходимости, поистине, необходимы: от них не уйти. Тот же "разум", включая даже загадочное и высоко чтимое некоторыми "целеполагание", присущ всем человекам, включая даже негров с тандемократами. И людские заблуждения суть именно заблуждения разума, а не что-то разуму враждебное, "иррациональное". Потому отечественный разум нуждается, скорее, не в славословиях, а в мудром скептицизме. Но не станем о сем.

Можно еще принять и другое объяснение отечественного презрения к изящной форме: сказались десятилетия полуголодной совецкой жизни, невозможно безобразной, помноженные на принудительное "материалистическое мировоззрение"...)

Во всяком случае, не все человецы "служебные"; не все служат. Напротив, некоторые заставляют служить себе. И не терпят в своих слугах нарушения декорума: нет бы рационал-аскетически любоваться целесообразными грязными ногтями лакея --- они же (вот дураки-то!) заставят его надеть перчатки.

И более того. Самый чорный человечишка --- ну кроме, быть может, русских писателей-реалистов --- неизбывно стремится сделать свой мир красивее и благоуханней. А не смрадней и "правдивее".

Находясь в отталкивающей среде, всякий испытает упадок жизненных сил. И это поважнее "объективной реальности". Потому что упавший духом необходимо упадет в действительности; а бодрый духом может и устоять. (Чиста мышечной силой --- тут все по материализьму, пацаны.)

Как жить с отвратительной женой, как рожать детей в вонючей серой хрущобе, как "служить" под началом иссеро-желтого скуластого россиянского бая?.. Как радоваться солнцу, когда вокруг бродят полчища чумазых многонационалов, у коих "мама русская"?

Т.е. жить так, конечно, можно; но мало кто станет искать себе такой участи --- некрасивого страдания. И никаким "разумом" тут не загладить, не затолерантить. Как хорошо сказал русский писатель Гончаров,

Никакой терпимости, никакого снисхождения нет в человеке, когда оскорблено его эстетическое чувство.

******

В Царской России затруднительно увидеть политику государственного расизма. Поглотившая множество цветных и просто нерусских народов Россия обособилась от них весьма мало. Разве по желанию самих народов: поляков или финнов. По существу, подобную среднеевропейской колониальную политику можно обнаружить лишь в поздних русских колонизациях: главным образом, в Ср. Азии.

Царская Россия произвела в русские князья вождей полудиких --- на уровне британских индусов, вероятно --- грузинских племен. Через это грузины вошли в европейскую знать, вплоть до очереди претендентов на Британский престол. Хорошо ли сие или дурно, опять, судить не беремся. Но индийских раджей в европейскую знать англичане не протаскивали с подобным усердием.

(Надо заметить, что индусы, чья знатность выходила за пределы Индии все же были. Первый и, кажется, единственный цветной стал наследным лордом --- Бароном Sinha в 1919 г. Во второй половине 20го ст. множество разномастных цветных сделались "личными" баронами: индусы, иракские евреи, армяне и даже негры. Впрочем, в 20ом веке формальные привилегии знати заметно ослабли. Быть может, и какого-нибудь обтесавшегося путина будущего они возведут в бароны.)

Отчего же в России мы раньше имели грузинских князей над русскими? Почему в России грузинские и татарские кули не убирали хлопок, сахар, анашу и грузинский чай под ударами бамбуковых палок --- в виду русского Вани в пробковом шлеме?

В России, на наш взгляд, подействовали следующие обстоятельства. Русские не располагали никакой расовой теорией --- тем паче суровым дарвинизмом --- когда, весьма давно, столкнулись с татарами или грузинами. Причем столкнулись довольно плотно, а не встретили их за морем, подобно западным европейцам. Не встретили их и на рабочем месте; мало соприкоснулись экономически.

С другой стороны, сами наши цветные стояли относительно высоко. Так христианское царство грузин уже одним этим обстоятельством (тезис г. Галковского) вызывало совершенно не негритянское обращение --- и вызвало бы, наверное, по всей Европе вплоть до секулярных расистских теорий второй половины 19го ст.

Вообще, следует помнить, что наряду с чорными рабами издавна имелись зависимые люди с белою кожей. И "тягостный жребий печального рабства" в том или ином виде вытягивали среди людей Запада последних веков отнюдь не одни русские крепостные. Что бы ни бубнила пропаганда.

Скажем, в Америку в 17-18 ст. массово завозились европейские бедняки --- на условиях принудительного труда в течение определенного срока. (Ясно, что в далекой колонии в 17 ст. "определенность" срока была вещью довольно зыбкой.) Например, среди трудившихся на табачных плантациях Вирджинии в 1660х гг. лишь четверть примерно была цветными. Тем не менее, к концу 17 ст. сроки "рабства" сократились для "выходцев христианских наций", а для прочих --- будущих расовых чорных --- превратились в пожизненные. Европа становилась на путь расового разделения, сперва посредством разделения религиозного.

Чорные вычленялись по необходимости и постепенно. Вскоре, к примеру, последовали законы, "осуждающие" смешанные браки, --- отдавая метисов, даже рожденных от вольного негра, в рабство, и умножая тем самым богатства местных владык.

Русские встретили цветных без теории и сразу за порогом своего дома. Причем довольно смышленых. Не имея нужды разделять зависимых работников на страты в огромной редконаселенной стране, где от русского до татарина триста верст. Оттого и расизма не вышло. У русских не было своих негров.

Это, думаем, заметно повлияло на то, что не только русский, но даже просто белый, не-грузин, не был долгое время достаточно хорошо отграничен и определен --- отчего иные националисты теперь усматривают в действиях Царского правительства некую русофобию, отсутствие привилегированного обращения с русскими.

А на Западе негры были. Что такое негр в эпоху газет? Негр --- это наглядный пример дикости. Выпуклый, безусловный и неотразимый. "Ни один чорный никогда не поймет геометрии". Негры десятилетиями выставлялись в зоосадах --- как пример неустранимого жизненного неравенства и целительное утешение маленькому и несчастному белому человечку. Негр служил прекрасной агитацией в пользу усердного служения существовавшему порядку.

Он отмечал противоположный конец шкалы, на верху которой строилось общество (относительно) равных, общество белых. И всякий иммигрант в Америке имел два пути --- в негры или в белые. На этой развилке стояли ирландцы, евреи, итальянцы и поляки. Тяжелым общеполезным трудом им приходилось пробиваться в "гражданское общество".

Некоторые мылслители-эстеты --- люди с чорным реакционным сердцем и либеральными устами (как у нас) --- полагали, будто рабство, неравенство и общественные различия суть необходимые условия всякого культурного развития.

Конечно, это ничтожные отсталые взгляды, давно опровергнутые передовой наукой.

Теперь много и совершенно справедливо говорят о том, что становление европейских наций было процессом демократического уравнения; сглаживанием сословных различий. Однако, редко вспоминают, что демократизация некоторое время шла под руку с обострением различий --- особенно, в колониях: конец девятнадцатого века дал не одно усиление демократии, но и тончайшее развитие расовой теории: с разделением и вычленением не только иерархии рас, но даже расистским взглядом на слои, собственно, метрополиального общества, на пролетариат.

Человеку приятно жить и работать на хозяина, когда видит, что он --- ничем лично не выдающийся --- по рождению и расе уже возвышается. Расизм дал маленькому человеку Запада почувствовать себя аристократом --- в демократическом обществе таких же "аристократов" (это уже дал национализм). И маленький человек оказался благодарен --- плоды сего лежат, по-нашему, в современном благополучии Запада. Позже --- от щедрот --- поблагодарили и негра, дав ему еще в рабстве хлеб, а потом права.

Такая вот расовая иллюзия с плодами великодушия.

Можно, впрочем, долго спорить об иллюзорности расизма и о том, полезна та "иллюзия" или вредна. Полагаем, что всякая "иллюзия" не многим хуже "реальности", если ее разделяют влиятельные люди --- которые "реальность" творят.

Быть может, Россия с занегренными грузинами, если и стала бы страной катастрофической, глупой и позорной Революции, то обошлась без Великого Джугашвилия. Обошлась бы Керенским или Горбачевым. Уж, право, лучше, господа!

Или вот заграничные Хозяева Эрефии, смотрят ли они нас сквозь отсталую расовую призму?

Приходится признать, что смотрят. О том довольно свидетельствует уже сквозной и неустранимый образ (после)совецкого массового искусства --- белая женщина с чорным мужчиной, с "джигитом". Или "всех русских женщин изнасиловали татаро-монголы": русские суть азияцкие метисы. Говорит о том и другой привязчивый совецкий сюжетец --- "русский с китайцем братья навек"; и равно с малайцем, с индусом. В отношении русских Хозяевами пропагандируются смешение с и неотличимость от цветных. Все сие на поверхности; побережем слова!..

Белая раса --- одна из самых прочных нитей, связующих нас с Европой. Как в (важнейшем) поле воображения, так и в полях чисто биологическом и культурном. С Европой, откуда нас гонят. Гонят во тьму и Азию. К кужугетычам и нургалиевым.

Поэтому нас хотят сделать из белых серыми и коричневатыми. Поэтому говорят о том, как о свершившемся. Поэтому мы, русские, едва ли обойдемся без возбуждения расового вопроса. Если, конечно, до того избегнем слияния с цветными массами БРИКа.

******

...Было пять часов пополудни. Лакей неслышно запер калитку, а Художник направился в глубину сада. Здесь было свежо и тихо --- в саду большого дворца, скрывшегося от глаз многоразличных индусов в этом зеленом уголке лондонского центра. Художник приблизился к дому, распахнул незапертую дверь зимнего сада и, миновав его, вошел в назначенную ему комнату.

Тут, среди сдержанной роскоши резных дубовых панелей, работалось легко и приятно. Художник изготовился продолжить свои обычные труды.

Он был хороший живописец и почтенный человек --- третий сын некоего виконта. По службе Художнику приходилось курировать выставки современного искусства. Дело было доходное, но не слишком приятное. Свободные часы он посвящал вполне старозаветной живописи. Искусство его заметили и поручили талантливому дилетанту важное дело, не потерпевшее бы вмешательства людей малопочтенных.

Художник должен был представить в аллегорических портретах все народы Империи. Предполагалось, что они украсят великолепный зал в упомянутом нами дворце. В зале уже имелись головы носорогов и львов, чучела бушменов и буров --- купно с прочими трофеями. Недоставало лишь портретов.

Дело хорошо подвигалось. Художник был близок к завершению великих своих трудов --- несмотря на то, что народы Империи почти столь же многочисленны, как национальности Российской Федерации. Сегодня ему как раз предстояло закончить портрет русского.

С этим проклятым русским пришлось много повозиться. Требовалось передать в цветах все существо изображаемого народа, поэтому для широкой и загадочной русской души использовали оригинальный холст картины "Ленин в Шушенском" --- с бескрайними просторами Сибири. Краски тоже были оригинальные: тут Художнику пригодились его связи в мире современного искусства. Передовые русские арт-субъекты Олег Кулик и Лена Хейдиц снабдили его настоящими русскими красками во всех русских цветах --- от серого до коричневого. Краски, изготовленные Куликом, дурно пахли --- хоть и весьма знакомо...

Но если б только это! Беда была в том, что русский никак не выходил --- вроде все готово: и балалайка, и рубаха красного кумача, и орден Ленина, и ушанка с выбивающимися копнами засаленных спутанных чорных волос, и тщательно прорисованные скулы, бесформенный нос, мутные глаза и корявые пальцы с грязными ногтями. И агрессивно-послушное выражение тупой скифской морды (если у такой морды вообще может быть выражение). Но каждый раз приходилось подновлять, казалось бы, давно завершенную работу.

Один раз Художник не нашел даже ордена Ленина, давно нарисованного им, как он помнил, с любовью и тщанием. Но ордена не было. Дрожащей рукою восстановив его, Художник навсегда зарекся от хереса и портвейна.

Но и это мелочь сравнительно с тем, что видел он сегодня в полутемном углу своей мастерской. С холста "Ленин в Шушенском" на него с доброю и чуть лукавой полуулыбкой смотрел изящный молодой человек, голубоглазый блондин. Он был одет в форму русского поручика и имел крест ордена Св. Георгия на груди --- вместо ордена Ленина. Спустя четверть часа взаимного разглядывания молодой человек подмигнул Художнику.

Давно не слышали почтенные дубовые панели таких выражений. Один из предков Художника --- знаменитый приватир, удачливый охотник за золотом, сахаром и рабами --- был бы в ту минуту весьма доволен потомком.

Не разбирая дороги, Художник выбежал из дворца, сам отпер калитку и растворился в наступавшем лондонском вечере. Сегодня он напился до бесчувствия.
Previous post Next post
Up