Лобстер. Когда истории любви будут без хэппи энда

Nov 22, 2015 22:07


- Вы замужем?
- Нет.
- Планируете?
- Нет.
- А что так?
- Нет такой потребности.
- Ну Вам уже пора бы если не замужем быть, то хотя задумываться об этом!
Отрывок одного собеседования

Я девушка. Одинокая Свободная молодая девушка, живу в столице 1/7. Вряд ли режиссер Йоргос Лантимос когда-то оказывался на моем месте -- быть свободной девушке в столице патриархальной 1/7.
И тем не менее его "Лобстер" -- это не сказка, не перевернутый мир и даже не антиутопия. "Лобстер" -- это наш мир, реальный мир с чуть сильнее выкрученной контрастностью, где свободной девушке придется туго. Нет, свобода -- это не рабство. Свобода -- это когда тебе никто не намажет спину мазью от растяжения. И это очень плохо.

Сейчас будет пересказ со спойлерами.

[Осторожно! Спойлеры!]
Действие фильма разворачивается в тоталитарном обществе без названия -- город называется Город, отель называется Отель, лес - называется Лес. Слово "любимый" вытесняется словом "пара", а то и вовсе "половой партнер". Нужно, чтобы он был. Чтобы намазать тебе спину мазью от растяжений, чтобы спасти тебя, если ты поперхнулся едой, чтобы ты могла безопасно ходить по улицам. Никакой взаимности, кроме взаимной выгоды -- ведь если у тебя нет партнера, ты отправишься в transformation, где тебя превратят в животное. Какое? Ты сам выбираешь. Это твое право. Если ты не провинишься, конечно.

Фильм напичкан аллегориями, они бьют тебя наотмашь по лицу и нет никакой возможности увернуться. Если только совсем перестать смотреть.
Самая очевидная из них -- гиперболизированная легенда о гермафродите. В тоталитарном обществе, где ты не имеешь права быть один, где свидетельство о браке имеет срок, где полиция вправе потребовать его от тебя в любую минуту, а если ты попался в одиночестве - тебя ждет как минимум обыск, в этом тоталитарном обществе ты не имеешь права выбрать себе несходного с тобой спутника. Оба хромают? Пара. У обоих кровотечение из носа? Пара. Близорукие? Пара. Бессердечные? Пара. Любите ягоды? Говорите по-немецки? Ну хоть что-то общее, симметричное! Ну, давай я тоже стану слепым, как ты! Дайте мне самый острый нож! Да-да, для стейка подойдет!

Взаимовыгодно, пока речь идет о выживании и не-превращении тебя в животное. Не взаимно ни на йоту, когда на тебя направлен пистолет и вопрос стоит: кто из вас двоих способен выжить один? кого оставить? кого убить? Оставить тебя? Докажи, что сумеешь быть один, убей свою пару!
И даже не так, без направленного пистолета: За что? Почему я? Почему вы меня ослепили?! Почему не его! Я ни в чем не виновата!
Разве в реальной жизни такое не встречается?
Или, может, никто никогда аллегорично не прикладывается носом о стол или кафель, дабы имитировать симметричный дефект своей половинки - а как иначе вы смогли бы быть вместе?

В тоталитарном обществе как минимум два лагеря. Красные - Белые. Богатые - Бедные. Коммунисты - Капиталисты. Север - Юг. Семейные - Одинокие.
На войне все средства хороши. У Одиночек позволено быть одиноким. Они в подполье, они диссиденты, у них либеральные взгляды на одиночество - свободные сроки, свободные прогулки.
Тоталитарны их взгляды на семейность - любовь под запретом. Никакого флирта. Танцевать в одиночестве под электронную музыку. И нет, они не рука помощи, они тоже карательный инструмент, каждый сам за себя. Ты уже вырыл себе могилу? Отползи в нее, если тебя ранят на охоте.

И выбирать не из чего.


кино, софиризмы

Previous post Next post
Up