ПРОСВЕТИТЕЛЬ И СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР
С опозданием сегодня прочитал текст передачи на "Эхе Москвы" (от 5 сентября), посвященной мученику и просветителю о. Александру Меню. Кое-что не понял. И не принял. Вот что прочитал:
"К. Ларина
Вот ещё один такой тонкий вопрос, очень деликатный: отношение отца Александра с церковью, с патриархией московской, вообще с официальными структурами РПЦ, которые сегодня мы так называем, такой аббревиатурой. Мой вопрос абсолютно стороннего человека: почему отец Александр не стал настоящим мучеником и героем для Русской православной церкви?
А. Борисов
― Видите, во-первых, канонизация проводится всегда через какое-то время. По крайней мере, где-то лет 50. Серафима Саровского канонизировали по инициативе Николая Ii в основном где-то уже спустя лет 70 после его кончины. Так что ещё время не настало.
Но я думаю, что как раз высшие эшелоны церкви относились к отцу Александру как раз очень неплохо.
К. Ларина
― Вы говорите - неплохо. Это что за такое определение? Типа терпимо.
А. Борисов
― Нет, не только терпимо. Именно положительно. Есть свидетельства, когда патриарх Пимен говорил, что Мень - это наш вообще самый умный священник. Такое было. То, что митрополит Ювеналий за него вступился. И все эти 300 лекций, прочтённые за два года отцом Александром - это же было с благословения правящего архиерей митрополита Ювеналия. Это не так просто он сам ходил и где-то подпольно читал. И в настоящее время мы видим, что патриарх благословляет издание его собрания сочинений и так далее".
Что меня удивило? О. Александр Борисов и Павел Мень прекрасно знают, что 8 сентября 2000 г. отец Александр Мень был канонизирован Апостольской православной церковью по инициативе отца Глеба Якунина, с которым оба участника передачи дружили. Почему они ничего не сказали об этом? Была написана икона "Святой просветитель и священномученик Александр" с раскрытой книгой в руке "Идите и научите все народы". Эту икону большого и маленького размера сам о. Глеб раздавал, в том числе и в приходе отца Александра. Потом появились и другие иконы. Апостольская церковь также канонизировала арх. Ермогена (Голубева) и о. Павла Адельгейма. Почему промолчали?
И в своих молитвах я всегда обращаюсь к ним, прося о заступничестве.
Может быть Павлу Меню показалось нескромным говорить о канонизации брата? Странно все равно.
Следующий вопрос: неужели канонизация Александра Меня в РПЦ - это лишь вопрос времени? Неужели не ясно, что церковь в таком состоянии, что настоящие исповедники ей не нужны? Что при современном руководстве церкви никто не посмеет и заикнуться о канонизации отца Александра?
И совсем я не принял утверждения о. Александра Борисова, что высшие эшелоны церкви относились к Меню положительно. Ломаного гроша не стоят ссылки на патр. Пимена и митр. Ювеналия. Терпели отца Александра Меня потому, что слишком известен был, в том числе за рубежом, печатался за границей, Очень много людей, в том числе известных, окружали его в стране.
Сами участники передачи рассказывают о слежке за Менем, о настоятеле-стукаче. Это же все делали с благословения и руками церковного начальства. А говорить о покровительстве митр. Ювеналия может только очень наивный человек. Это "покровительство" было и колпаком, от которого о. Александр Мень много страдал.
И что за идея об убийцах "среднего звена"? Отец Глеб был уверен, что заказ на убийство такого человека, как отец Александр Мень, спускали с самого верха. Потому и не нашли никого.
В общем, не понял я, кого больше старались они хвалить - отца Александра или священноначалие.
Вячеслав Винников. Воспоминания