Iron Maiden в очередной раз удивили, выпустив самый неоднозначный и самобытный альбом, который уже вызвал немало споров. Впечатления он оставляет ещё более неоднозначные. С одной стороны, безумно хотелось ругаться, спрашивая, где ударные хиты, где былые драйв и жёсткость? С другой, я не могла оставить в стороне тот факт, что альбом тянет переслушивать, и подавляющее большинство песен с него плавно перекочевали в плейлист, причём в разряд любимых. Как такое может быть?
Впервые, прослушивание альбома Iron Maiden может стать настоящим испытанием, в первую очередь проверкой выдержки и внимания. С первого раза трудно что-либо запомнить, практически ничего назойливо не крутится в голове - редчайший для Мэйден случай! Виной тому огромный хронометраж - как в целом, так и касательно отдельных треков. При такой длительности, как бы хорош не был альбом, усталость и потеря концентрации неминуема. Вдобавок, не один из инструментов не выходит на первый план, все звучит приглушенно и несколько тускло, что весьма портит первое впечатление. Однако, выдержавшие испытание до конца в итоге будут вознаграждены в полной мере.
Ведь это всё тот же старый-добрый Мэйден - характер, энергетика, фирменные фишки - всё сохранено, просто в этот раз надо как следует вслушаться. У альбома очень своеобразное “ретроспективное” звучание, такое ощущение, как бы абсурдно это не звучало, что на “The Book of Souls” Мэйден играет хэви во времена, когда он ещё не был изобретен, где-то в эпоху столь любимых Харрисом Jentro Tull и Genesis. Звук очень ровный, ни на чём не акцентируется внимание. В этом есть свой смысл: “Book of Souls”, в отличии от предыдущего “The Final Frontier” очень цельный, пронизан единым философским настроем и такое звучание ещё больше настраивает на соответствующий лад. Трудно даже сказать, каков был первоначальный замысел: толи звук задаёт настроение, толи настроение диктует, как должен звучать альбом, но они идеально переплетаются и дополняют друг друга. (В результате чего, напрашивается вполне резонный вопрос, а как новый материал зазвучит вживую? Интересненько.)
Первое и последнее слово на “The Book of Souls” (читай - первый и последний трек) принадлежат Дикинсону. If Eternity Should Fail открывает фантастическая интерлюдия, наполненная странными звуками, напоминающих об индейцах (что получит дельнейшее развитие в середине трека в виде там-тамных ударных и очередной порции племенных мотивов), далее трек звучит в духе последних сольников Брюса как музыкально, так и тематически - сразу узнаются его мистически-космические сюжеты о конце мира.
Настолько, насколько первый трек типично “дикиносовский”, настолько The Red and the Black абсолютно “харрисовская” вещь. Песня берёт в плен мгновенно - ведь это же тот самый классический Мэйден 80-х, который мы все так любим! Фирменный галопирующая ритм, цепляющий рифф, и не менее цепляющая мелодия, местами напоминающая The Rime Of The Ancient Mariner, не только сама по себе, но и выворачивающим язык куплетом, которому особо не подпоёшь. Да и не надо - для этого есть горячо любимый всеми фанами хоровой припев “оо-ооо-оу”. Номер один для концертных исполнений, хоть и излишне затянутый. По-хорошему, длиннющую инструментальную часть следовало бы поплотней укомплектовать и урезать, но ради тех потрясающих соло на исходе 8-ой минуты можно простить всё.
Заглавная The Book of Souls, завершающая первый CD, немного теряется на фоне остальных мысштабных треков и на первый взгляд может показаться не такой эпичной, как подобает титульнику, но на проверку оказывается весьма вкусной. Грозная и атмосферная, но всё же довольно лиричная и очень красочная. В ней немало красивейших акустических переборов и интересных мелодий с некоторым этно-оттенком, слегка напоминающих, с одной стороны, Dance of Death и одновременно вновь вызывающих ассоциации с майя и ацтеками. Чувствуется рука Яника, мастер он писать такие красивые колоритные вещи.
Если хочется ещё типичного Мэйден - Death or Glory к вашим услугам. Стремительный и динамичный трек, с прямолинейный риффом и боевым припевом поможет мгновенно взбодриться, если вы успели подустать после первой части, и настроиться на дальнейшее прослушивание. Идеальный выбор для открывашки второго диска.
Shadows of the Valley по настроению перекликается с заглавной композицией. Открывает её до боли знакомая мелодия из Wasted Years, в дальнейшем композиция разворачивается в совсем иное русло, приобретая в мрачности и отправляя в путешествие по сумеречной Долине Смерти. Один из моих любимых номеров.
Довольно своеобразная Tears of a Clown как будто попала сюда совсем с другого альбома. Уверенный мотивчик, грязный гитарный звук и рваный ритм изначально вроде бы настраивают на что-то бодрое, но в итоге оборачивается довольно грустным общим настроением - песня посвящена памяти о актёра Робина Уильямса. Напрочь выбивается из общего звучания, но этим и хороша, привнося в него разнообразие и элемент непредсказуемости. А ещё она моментально запоминается, что при общей трудноусвояемости материала альбому только на руку.
The Man of Sorrows нельзя назвать шедевром, но свою магию она определённо имеет. Балладное начало переходит в многократное изменение ритма и мелодий, оставляя неизменным только общий печально-меланхоличный фон. Если такая вещь попадётся под подходящее настроение, она не оставит равнодушным.
Empire of the Clouds бьёт рекорд не только самого длинного, но и самого нетипичного трека Мэйден. Настоящая рок-сюита, вдохновлённая всепоглащающей любовью Брюса к авиации и посвященная крушению крупнейшего британского дирижабля R101 над Северной Францией в 1930-м году. Удивительно лиричная, даже в некотором смысле по-хорошему сентиментальная композиция. Первая её половина напоминает саундтрек к фильму, фортепиано и скрипки занимают роль чуть ли полноправных солирующих инструментов. Во второй части происходит постепенное нагнетание атмосферы и переход к более традиционному мэйденовскому звучанию, но тон, заданный с самого начала, сохраняется до конца. Помимо всего прочего, Мэйден для меня всегда отличались умением создавать ощущение живого присутствия. И если моя любимая Paschendale, к примеру, заставляет почувствовать себя на поле боя в самом центре сражения, своим грохочущем звучанием как бы имитируя звуки разрывающихся снарядов, Empire of the Clouds больше создаёт атмосферу не непосредственно участия, а взгляда со стороны. Ощущаешь себя скорее не пассажиром дирижабля или членом команды, а будто смотришь старую чёрно-белую киноленту, полностью погружаясь в происходящее, и, надо сказать, это чертовски здорово! Когда кажется, что финальные аккорды прозвучали, трек вновь набирает силу, ведь самые главные слова ещё не сказаны. R101 потерпел крушение, унеся жизни 48-ми человек и пошатнув могущество Британской империи. Но “the dreamers may die, but the dreams live on” - вот она, чисто дикиносовская неугомонность, незыблемая вера в мечту, за которые я так его люблю.
“The Book of Souls” я бы поставила в один ряд с лучшими мэйденовскими творениями 2000-х - “Brave New World” и “A Matter of Life and Death”. А вот сравнивать этот альбом с другими, пожалуй не стоит, он как бы стоит особняком. Это абсолютно всё тот же Мэйден с их классическими фишкам, но звучащий совсем по другому, открывшийся абсолютно с новой стороны. Не хочется об этом даже думать, но, окажись этот альбом последним в дискографии великих британцев, это был бы великолепный финал. Но, будем всё же надеяться на лучшее, и пожелаем Iron Maiden и дальше радовать нас. [Эдди много не бывает...]