Экономическая арифметика: бескризисная экономика?

Sep 04, 2018 20:59

продолжение
все части Экономической арифметики - под тэгом Экономика и финансы

Итак, для качественного роста экономики нужна поддержка реального призводства низкими налогами и кредитными ставками и поддержка потребительского спроса равномерным распределением доходов и борьбой с бедностью.
На этих кейнсианских идеях основывались послевоенные государства всеобщего благоденствия. Экономисты были в восторге: удалось решить проблему кризисов капитализма и построить бескризисную экономику, Маркс повержен.
2007 год показал, что на кризисах рано ставить крест.
Правда, кризис случился не в рамках прежней модели: к 21 веку постепенно произошел поворот от кейнсианства к неолиберализму, что проявилось прежде всего в разрушении социального государства.

Почему это произошло?
Если до некоторого момента бурный рост послевоенных экономик приносил капиталистам внушительные прибыли, то затем интересы капиталов расходятся с интересами национальных экономик.
Капиталистическая система основана на постоянном росте капиталов. Цель капиталистов - не рост экономики, а прибыль. Рост экономики способствует главной цели, но не бесконечно. Наступил момент, когда этот источник растущей прибыли себя исчерпал.

Потребительский спрос рано или поздно насыщается. Уже в прошлом веке европейские государства столкнулись с необходимостью ограничивать производство сельхозпродукции и выпихивать ее излишки на экспорт, чтобы не допустить обвала цен и банкротства фермеров. А маркетологи изобретают все новые уловки, чтобы убедить население регулярно обновлять машины, гаджеты и бытовую технику, что не является вообще-то жизненной потребностью.
Чтобы увеличить рынки до масштабов всего шарика, стала навязываться идеология глобализации и свободной торговли - и продвигали ее прежде всего промышленно развитые государства.
А приватизация государственных функций превратила в источники прибыли бывшие общественные блага: сегодня привычны не только платное образование и медицина, но и частные армии, тюрьмы и арбитражные суды.
Все эти шаги не способствовали ни росту благосостояния народов, ни экономическому росту, но это уже не имело значения по сравнению с получением капиталом новых источников дохода. .

Вместе с внедрением неолиберальной модели экономики вернулись кризисы.
Правда, монетаризм уже нашел рецепт борьбы с ними - заливать деньгами. Бен Бернанке, глава ФРС, так и делал в 2007-2008 годах - и действительно смог купировать кризис в США.

Но проблемы остались.
Во-первых, причины кризисов не устранены. После отмены закона Гласса-Стигола все напечатанные деньги продолжают уплывать из реального производства в спекуляции на фондовом рынке, значит, рано или поздно надуется новый пузырь и снова схлопнется - новый кризис впереди.
Во-вторых, даже если деньги направить в производство, этот рост будет быстро исчерпан из-за замедления нтп и отсутствия инноваций, сравнимых по отдаче с временами промышленного переворота или НТР прошлого века. Цифровизация и автоматизация не создают новые рынки, а преобразуют старые.
В-третьих, постоянное стремление капиталов к расширению рынков и лихорадочное потребление, подогреваемое усилиями маркетологов, ведут к торговым войнам и войнам за ресурсы.

социальное государство, экономика и финансы

Previous post Next post
Up