Уже немало лет пишу, что российские "либералы" построили в РФ вовсе не капиталистическую (рыночную) систему. А воссоздали советскую директивную, хоть и в другой обертке.
В СССР ее называли плановой. Но реальным планированием (сегодня модно говорить: проектирование) она была разве что в начале: план ГОЭЛРО, планы индустриализации. А в позднем СССР выродилась в вульгарную распределительную.
У этой системы есть особенность - она практически не реагирует на колебания потребительского спроса. У чиновников свои заморочки, им нужно баланс подбить, чтоб все показатели сходились: сколько товаров произвести, сколько ресурсов на производство выделить, сколько в фонды получено, сколько выдано. А будет ли потом нехватка товаров или наоборот, они будут годами на полках пылиться - это дело десятое.
Инфляционный навес в СССР
Вразнос советская "плановая" система пошла при Горбачеве, когда приняли законы "О кооперативах" и "О предприятии". У работников производственных предприятий начали расти зарплаты. И так как денежная масса росла, а товарная за ней не успевала, то товары утекали из госторговли на черный рынок, где перепродавались втридорога.
А значительная часть денежной массы стерилизовалась на сберегательных счетах.
[Кстати, именно тогда и расцвела буйным цветом талонная система. Одной из функций которой было предотвратить вымывание дешевого ассортимента. На продовольствии это не особенно можно было заметить, ибо оно съедалось и выпивалось, а вот про домашнии склады моющих средств ходили фольклорные байки, типа "у знакомой старушки обрушилась полка с мылом и задавила ее нафиг". При этом мыла в свободной продаже было навалом, но по другим ценам - отсутствие дешевой альтернативы не обрадовало бы нищих пенсионеров и бюджетников].
Проблема обострилась, когда упали нефтяные цены и доходы от ее экспорта, составлявшие половину всех валютных доходов, на которые закупали в немалых объемах ширпотреб и продовольствие.
В конце концов проблему дефицита решили ликвидацией "планирования" и либерализацией цен. Ну, не переходить же к военному коммунизму.
Построение директивной системы при Путине
Об этом тоже много писала.
Первым шагом стал вызвавший многолюдные протесты Закон о монетизации льгот 2005 года. У этой реформы была характерная особенность, которая затем стала отличительной чертой российской вертикали: центру - финансовые ресурсы, регионам - социальные обязательства. В результате большинство регионов стали дотационными, а центр - распределителем финансовых ресурсов. По факту сегодня лишь небольшая часть регионов может реализовывать свои программы развития, в основном они исполняют федеральные. Иногда эту систему называют "ручным управлением": этому дала, этому дала, а этому не дала. Какое-то время получателей средств приучали к финансовой дисциплине с помощью уголовной статьи о нецелевом расходовании. Это если мэру выделили средства на цифровизацию, а он вдруг решил их пустить на ремонт неожиданно лопнувшей канализации, то нервы ему потреплют. Но сегодня таких случаев уже практически нет.
В общем, все та же распределительная система, только распределяют чиновники сегодня не фонды, а финансы.
Инфляционный навес Набиуллиной
И в нынешней ситуации мы видим много общего с горбачевскими временами.
Во-первых, сегодня тоже растут зарплаты и доходы у части населения (участники сво и работники оборонки).
Во-вторых, рост денежной массы не может быть быстро обеспечен товарами, из-за сложностей с импортом. Это ведет к инфляции - оборотной стороне дефицита (кстати, наверное впервые в постсоветской России после 24/02 мы таки увидели монетарную инфляцию).
В-третьих, чиновников центробанка и минфина тоже не волнует увеличение товарной массы, им важнее исполнение собственных бумажных показателей. Ради этого они готовы убить любое развитие, задушить спрос, заморозив всю "лишнюю" денежную массу на депозитах.
До начала сво товарную массу могли быстро нарастить за счет импорта, но после 24/02 РФ столкнулась с его ограничениями.
Посмотрим, чем всё кончится на этот раз.