Коммунары, коммунисты, марксисты. Все смешались в доме Облонских

Dec 20, 2023 12:51

Мы не знаем, в какой коммунизм повел бы нас товарищ Маркс, случись при нем пролетарская революция. Но его разногласия с Бакуниным весьма показательны.

С подачи товарища redmay14 в new_rabochy завязалась целая дискуссия на тему, считать ли марксистов коммунистами.
И с одной стороны, это определенно синонимы.
А с другой стороны - весьма интересен процесс трансформации понятия.

Первоначально коммуна - это форма общественной жизни, при которой коммунары имеют общее имущество и заняты общим трудом. В отличие от племени, в коммуну объединяются единомышленники. Первые коммуны были в основном религиозными сектами (в т.ч. ранние христиане). И у них был еще общий признак: они считали государство злом; часто преследовались им; объединялись в общины, чтобы не иметь ничего общего с государством. По этой причине коммунарский образ жизни часто был вынужденным: например, русские раскольники, жестоко преследуемые властями, снимались с мест и забирались в разные глухие места, где выживали коммунами. Но стоило им малость обустроиться, особенно, когда уменьшились гонения, как они превращались в обычные самоуправляемые общины.
То же можно сказать об американских колонистах, первое время живших коммунами, но недолго. Сегодня коммуны сохраняют, возможно, мормоны или амиши, но это неточно.
Коммуны, в которые люди собираются не от преследований, но по убеждениям, кибуцы, коммуны хиппи и дауншифтеров, тоже вряд ли долговечны.

В средние века воникло новое явление, которое тоже называлось коммунами - самоуправляемые (в разной степени) города. На севере они назывались вольными городами. Возникали вдоль торговых путей: североитальянские коммуны торговали с востоком, ганзейские вольные города - с Англией и Россией (через Псков и Новгород), фландрские и французские города-коммуны соединяли северную и средиземноморскую торговлю. Общее у них с коммунами-общинами - противостояние с властями, но ни о какой общей собственности или общем труде не было и речи. Наоборот, т.к. это были торговые города, то их борьбу за самоуправление можно считать протолиберальной борьбой за свободу торговли и предпринимательства.

Деятели буржуазных революций продолжили ту же борьбу с самоуправством абсолютных монархий, но пользовались уже самоназванием либералов, не претендуя на звание коммунистов, за небольшим исключением: утопические коммунисты выступали против частной собственности; некоторые из них даже создавали коммуны на практике; но эксперименты не увенчались успехом.

Борцы за ликвидацию буржуазной частной собственности (что бы это ни значило) стали следующими самоназванными коммунистами, вошедшими в 1-й коммунистический Интернационал. Его лидерами были Маркс и Бакунин, и раскол Интернационала на марксистов и анархистов произошел из-за их разногласий по вопросам государства и власти.
Теоретически Маркс выступал за отмирание государства и «единое человечье общежитие», но сначала всю власть в свои руки должно было взять пролетарское государство - диктатура пролетариата.
Анархист же Бакунин считал, что это приведет к появлению нового господствующего класса (новой бюрократии): [Марксисты] утверждают, что только диктатура - их диктатура, конечно, - может создать волю народа, в то время как наш ответ на это таков: никакая диктатура не может иметь никакой другой цели, кроме самосохранения, и она может породить только рабство у людей, терпящих ее...
Главные цели анархистов - самоуправление и ликвидация частной собственности.
Главные цели марксистов - всемирный интернационал, диктатура пролетариата и ликвидация частной собственности.
Очевидно, что званию коммунистов больше соответствовали анархисты, но после раскола Первого Интернационала его узурпировали марксисты.

После революции 1917 большевики - сторонники диктатуры пролетариата - первым делом забороли анархические элементы в Красной армии (описаны в «Двенадцати» Блока, например), затем махновцев. Возглавлял этот процесс ортодоксальный марксист Троцкий, ярый сторонник мировой революции. Махно писал о личной вражде Троцкого по отношению к нему.

Затем [по вопросу: мировая революция или национальное социалистическое строительство] раскололись уже сами большевики на троцкистов и сталинистов. Но на этот раз победили уже сталинисты, которые узурпировали имя коммунистов и марксистов, хотя тактически отказались и от мировой революции, и в 1936-м отменили диктатуру пролетариата, зато были протекционистами и социалистами - и тех, и других Маркс нещадно ругал. Хотя некоторые ошибки были исправлены при Хрущеве, но переделать построенную Сталиным советскую империю в русскую секту Всемирного Интернационала уже не было никакой возможности. Легче было ее развалить и встроить в капиталистическое глобальное разделение труда (как и предлагал Л.Троцкий при запаздывании мировой революции). И проделали это вчерашние коммунисты, но при этом переименовались в демократов и либералов.
В общем, в России всё дело опошлили и дискредитировали честное имя марксистов-коммунистов; возможно, навсегда.

Зато в западной Европе в 1968-м году победила неомарксистская революция.
Главная цель неомарксистов - глобальная диктатура лучших людей. Хотя цель избавить человечество от оков частной собственности, а также реакционных патриархальных и буржуазных ценностей - тоже имеет место. Сегодня эту программу реализуют Прогрессивный альянс в сотрудничестве с ООН, хотя миру она больше известна благодаря пропаганде г-на Шваба.

троцкизм, исправление имен, глобализация

Previous post Next post
Up