Православие и революция

Jan 20, 2019 14:02

На рубеже веков
Повсеместно - антицерковные настроения. Еще Белинский делал из них вывод об "атеистичности" русского народа. То же заговорят после революции, когда православный народ будет с энтузиазмом громить церкви и мочить попов - мол, это и есть «народ-богоносец»? Словно вера в бога непременно подразумевает и веру в попов в комплекте.

Расцерковление в начале ХХ века - массовое. Неприятие казенной церкви не означало, однако, массового перехода к атеизму. Росло число староверов и сектантов. Даже по сообщениям чиновников МВД, оно было выше официальной статистики раз в десять.

У интеллигенции - свои религиозные течения: богоискатели - в среде либеральной, богостроители - в марксистской. Результат их, правда, скудный.

В самой церкви в 1905 решились высказаться обновленцы, но в послереволюционную реакцию их лишили санов. Обновление не состоялось, революцию 1917-го РПЦ встретила совершенно реакционной конторой. Основным её стремлением было восстановление патриаршества, состояния до Петра, что подавалось как возврат к соборности - хотя именно никоновские претензии на единоначалие и нанесли по соборности главный удар.
А вот обновленцы предлагали поменять отношение к мирянам и ввести выборность всех церковных должностей - за что их обвиняли в протестантизме. А они обзывали противников "ультрамонтанами" - и действительно, взгляд на внутрицерковные отношения как на отношения пастырей и стада - есть латинство, проникшее в РПЦ особенно сильно с никоновской реформой. Если в ХV веке митрополита Исидора за Флорентийскую унию отправили в тюрьму, и подпись аннулировали, а в ХVII православный народ во главе с Мининым и Пожарским выступил против изменников, пригласивших на царство короля-католика - то в веке ХХI апафеозом церковной эволюции стало заявление патриарха Кирилла о гаванской встрече: «Меня никто не отговаривал, потому что никто не знал. Об этой встрече знало пять человек... подготовить такую встречу в условиях гласности невозможно - слишком много противников». "Соборность", ага.

Февраль и Октябрь
Разные религиозные (православные) течения окажутся по разные стороны в ходе последующих событий. Например, богостроители - на стороне советской власти, хотя большевики-атеисты не станут заморачиваться церковной реформой (что разочаровало Горького). А богоискатели - в основном эмигрируют; Гиппиус позже приветствует Гитлера, сравнив его с Жанной д'Арк.

Старообрядцы (вместе с сектантами и иноверцами) в 1905 году добились принятия Закона о веротерпимости. Следующие 12 лет - расцвет старообрядчества. Были сняты печати с десятилетиями закрытых раскольничьих церквей, строились новые. Февраль они приняли благосклонно - но не Октябрь, что понятно: в основном это были зажиточные крестьяне, а также казаки и купцы. Многие эмигрировали - в результате старообрядцы стали действительно оторванной от русского народа и малочисленной его частью. Можно сказать, упустили шанс.

РПЦ в феврале 1917 поддержала Временное правительство даже с энтузиазмом, желая освободиться от надоевшей государственной опеки. Такие мелочи, как "богоустановленная власть" царя, "божье помазание" были с легкостью отброшены.
После Октября в РПЦ произошел раскол - его главной причиной стало отношение к советской власти.
Часть попов категорически её не приняла, эмигрировала и создала РПЦЗ. Она все время вела антисоветскую деятельность, служа по очереди Антанте, Гитлеру, затем Западу в холодной войне против СССР. Сегодня она воссоединилась с РПЦ, но за предательство не покаялась, а Власова до сих пор числит по разряду русских патриотов.

Оставшиеся в России священники тоже раскололись: патриарх Тихон советскую власть предал анафеме, обновленцы, наоборот, объявили главным пунктом нормализацию отношений с ней. В результате обновленцы перетянули на свою сторону половину священников и мирян. Однако их радикальные реформы обрядов по протестантскому образцу не находили понимания, и когда Тихон публично отрекся от контрреволюционной деятельности, сразу лишил их главного преимущества. Народ начал возвращаться в патриаршую церковь. Обновленцам пришлось отказаться от реформ - в результате обе церкви стали неразличимы. Лишившись паствы, обновленцы были не прочь объединиться, но Сергий выдвинул жесткие условия: они должны были лишиться духовных санов, полученных в обновленческой церкви.
Проблему раскола решил Сталин: он официально распустил обновленческую церковь, но протолкнул ее священников на должности в патриаршей церкви. В итоге почти половина архиереев в 1944 были в прошлом обновленцами.
Т.о. церковь приняла советскую власть вынужденно, не из страха, а вслед за паствой, ради ее (паствы) сохранения.

«Народ-богоносец» и революция

...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.
Столько копий было сломано современниками вокруг этого блоковского Христа.
Но Блок, несомненно, почувствовал именно народную стихию, услышал «музыку революции». «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос».

После отмены крепостного права традиционная религиозность разрушалась, прежде всего из-за разрушения традиционного образа жизни, массового отходничества. Крестьяне стали пропускать праздничные службы, причастие - но продолжали себя ощущать православными.
Понятно, что и антицерковное движение может быть религиозным. Во время европейской Реформации была не только борьба за национальную церковь, поддержанная властью, но и борьба религиозных фанатиков против любой церковной иерархии. Но в России начала ХХ века церковные реформаторы были слишком слабы, Лютеров и Кальвинов не нашлось. Зато хватало политических партий.
Но для политиков церковные вопросы были делом десятым, а у закосневших церковных иерархов не было ответа на социальные изменения и изменения в народной психологии. И какой вывод могли сделать верующие? Естественно, что Христос - не с церковью. Ибо Христос не там, где церковные сокровищницы и расшитые рясы, а там, где голод и страдания, это для любого христианина аксиома.

«То, что придало этой революции ее размах, была не ненависть интеллигенции. То был народ, который без ненависти, лишь из стремления исцелиться от болезни, уничтожил западный мир руками его же подонков, а затем отправит следом и их самих - тою же дорогой; не знающий городов народ, тоскующий по своей собственной жизненной форме, по своей собственной религии, по своей собственной будущей истории».
Освальд Шпенглер
Написано в 1922 году.
Часто пишут, что большевизм стал новой религией, которая заменила христианство. Но народный менталитет - вещь более глубокая, чем идеология, и приспосабливает ее под себя, будь то христианство или коммунизм - и отбрасывает ее, когда она совершенно расходится с народными ценностями. В 1917 больше всего с ними совпали большевики.

Ставьте ж свечи мужицкому Спасу!
Знанье - брат и Наука - сестра,
Лик пшеничный, с брадой солнцевласой -
Воплощенье любви и добра!
Оку Спасову сумрак несносен,
Ненавистен телец золотой;
Китеж-град, ладан Саровских сосен -
Вот наш рай вожделенный, родной.
За Землю, за Волю, за Хлеб трудовой
Идем мы на битву с врагами,-
Довольно им властвовать нами!
На бой, на бой!
Верьте ж, братья, за черным ненастьем
Блещет солнце - господне окно;
Чашу с кровью - всемирным причастьем
Нам испить до конца суждено.
За Землю, за Волю, за Хлеб трудовой
Идем мы на битву с врагами,-
Довольно им властвовать нами!
На бой, на бой!
(Н.Клюев)

история РПЦ, повороты истории

Previous post Next post
Up