Особенность российской индустриализации - ее проведение сверху, т.к. почти отсутствовал частный спрос, и промышленность удовлетворяла в основном потребности власти, в первую очередь в оружии для армии.
Если западным правителям для развития промышленности достаточно было ввести протекционистские стимулы, и начинался рост всех отраслей, то в России развивалось в основном то, что поощрялось лично царями.
При Петре-1 в экономической политике был введен меркантилизм (импортные пошлины) - и все равно ему приходилось принуждать дворян открывать мануфактуры. Когда их стало много, промышленники столкнулись с нехваткой рабочей силы, и Петр разрешил им покупать для заводов крепостных крестьян. Дешевый труд крепостных уничтожал всякое стремление к техническим новшествам. Из-за низкого качества товаров большинство мануфактур закрылись сразу после смерти Петра.
Вся дальнейшая экономическая история России будет представлять колебания маятника то к экономическому протекционизму, то к либерализму во внешней торговле. Обычно экономическая политика отражала общеполитический консерватизм или либерализм правителя, но странная история: если охранительство еще могло сопровождаться либерализмом в экономике, то политическая либерализация и экономический протекционизм не сочетались никогда. Бедная Россия!
При Екатерине-2 → фритредерство, снижение пошлин → рост сырьевого экспорта и промышленного импорта, развитие в основном металлургии, причем по устаревшим технологиям.
В конце царствования Александра-1 введение протекционизма, который продержится до конца 1950-х.
Самый настоящий промышленный бум произошел при Николае-1. Его называют иногда промышленным переворотом в России. Поклонник технических новшеств и инженерного образования, он выделял на это такие средства, которых российская промышленность не увидит больше, пожалуй, до Сталина.
В 1837 русскими инженерами запущена железная дорога Петербург-Царское Село (через семь лет после первой железной дороги Стефенсона в Англии). В 1843-1851 была построена Николаевская железная дорога, Москва-Петербург, со 180 мостами. Инженер Д. И. Журавский, которому поручили проектирование мостов, фактически стал основоположником теории мостостроения и теории сопротивления материалов, а Россия в этой области стала мировым лидером. Именно это позволит на рубеже 19-20 веков построить в рекордно короткие сроки, всего за 15 лет, Транссибирскую магистраль, которая вызовет второй промышленный подъем и создание собственного промышленного производства рельсов, паровозов и вагонов,
Между этими двумя подъемами, при Александре-2, рост в Европе цен на зерно приведет к росту российского экспорта и отмене протекционизма. Будет расти зависимость от технологического импорта, а также поток русского «туризма» в европы.
Падение цен на зерно в конце правления царя-освободителя разорит многие дворянские хозяйства - что всегда происходит при падении цен после процветания, сочетающегося с «голландской болезнью».
При Александре-3, как уже сказано, произошел новый промышленный подъем. И тем не менее, он обеспечивался в основном спросом со стороны государства и экспортеров. Выкупные платежи и растущие долги по ним не позволяли массе крестьян вырваться из нужды → и возникнуть массовому внутреннему спросу на сельхозтехнику и потребительские товары. Поэтому развивались в основном экспортные (сырьевые) отрасли, железнодорожное строительство и связанные с ним металлургия и машиностроение (производство локомотивов).
Рост неравенства закономерно привел к кризисам производства (
об их связи).
Крупный мировой случился в 1900-1903, но в России уже на год раньше.
Правление Николая-2 началось с кризиса, и вплоть до 1913-го темпы роста оставались низкими. Тут объяснение, скорее всего -
золотой рубль Витте.