мне понравилось [у вас] сравнение чевенгурцев с европейскими хилиастами.
Когда читала Платонова, мне на ум пришли раннехристианские общины, сразу подумала: если бы про первых христиан кто-то оставил художественные наблюдения, это был бы христианский Платонов. Разные интеллектуальные тринитарные споры - это одно, а как идеи преломляются в повседневной жизни - другое.
Поэтому мне через Платонова тяжело продираться, я не люблю просто описания, просто хроники, ненавижу, когда суют посмотреть чужие семейные фотоальбомы, а Платонов просто описывает, как видит... я бы обратила внимание на преломление внешней идеи в народном сознании. Почему большевики победили в отсталой крестьянской России, что такое была эта революция. Конечно, это субъективное восприятие Платонова, но не у него одного христианские, а точнее хилиастические мотивы в русской революции прослеживаются. А то все накинулись на Блока за поэму «Двенадцать», какой впереди Иисус! в каком белом венчике! православная Россия слиняла за три дня!
А вот:
И потому крестьянин с водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса, как на Саваофа,
Пуская Ленину в глаза табачный дым.
Или вот:
Есть в Ленине керженский дух,
Игуменский окрик в декретах,
Как будто истоки разрух
Он ищет в «Поморских ответах».
Мужицкая ныне земля,
И церковь - не наймит казенный,
Народный испод шевеля,
Несется глагол краснозвонный.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий