Это - страница из английской газеты "Graphic" (18 июня 1881 г.), впервые увидевшей свет в 1869 году и выходившей под этим названием еженедельно до 1932 года. Газета в иллюстрированном виде знакомила читателей не только с новостями, но и с "их нравами" - особенно интересны публикации о Японии в начаде 1880-х годов.
Смотрела я на эти страницы, сморела, и смутно сомневалась. Уж больно эти картинки мне что-то напоминали. И точно. Я так понимаю, что художник Graphic'a не имел возможности посетить "страну изображаемых нравов", а потому аккуратно перерисовывал с фото-открыток.
А таких открыток в то время (со второй половины 1870-х) в Японии создавалось огромное множество, как в ателье европейских фотографов, так и в японских ателье), и я полагаю, что в Англии их было предостаточно. К сожалению, точных "исходников" я подобрать не смогла, но есть фотографии, которые очень близки:
Вообще, фотографий почтальонов сохранилось огромное множество (хотя серии вроде "этнографические типы" - гейши, майко, самураи, монахи, рикши, корзинщики, шелководы и пр. - были очень популярны), но разных почтальонов было немало. Очервидно, складывалась специфическая иконография разных профессий, по крайней мере "бегущий почтальон" встречался мне огромное количество раз, в том числе и в сочетании с ещё одним популярным жанром фотографии "татуированные японцы" (сами понимаете - этов всё условные названия, я даже не знаю - есть ли у специалистов подобные жанровые классификации, должны по идее быть).
Забавно также, что на всех фотографиях почтальон бежит слева - направо, а вот в рисунке Graphic - наоборот. Думаю, может это быть следствие какого-нибудь механизированного копирования?
Цирюльня
Ателье Шиффелда, 1870-е гг.
Цирюльни тоже были очень популярным сюжетом для жанровой фотографии. Да, сразу следует оговориться, что большинство таких фотографий были постановочными (включая постановочные сэппуку), так что задники и модели часто переходят из открытки в открытку, а позы часто выглядят несколько натянутыми (как у почтальона).
Большой Будда в Камакура
Ателье Кусакабэ Кимбэй
Ну, а фотографий в жанре "мэйсё", то есть разных достопримечательностей, было огромное количество, так что уж с Буддой у художника не дожно было возникнуть проблем.
Самураев тоже было немало, но ничего более-менее близкого к Graphic'у я найти пока не смогла.
Насколько я понимаю, некоторые иллюстраторы всё-таки бывали в Японии и делали оригинальные иллюстрации. По крайней мере - картинки производят такое впечатление.
P.S.
Светлой памяти
svetozarchernov, которого уже нет с нами, с глубокой признательностью за найденные им материалы из газеты "Graphic".