В традиционной деревне Бена живет народ нгада, религия которых представляет собой странную смесь анимизма и католичества. Анимизм, а именно культ предков, символизируют две конструкции - bhaga, похожая на небольшой домик, символ женщины, и ngadhu - соломенная крыша на деревянном столбе, символ мужчины. Католичество - маленький алтарь с девой Марией и распятием, расположенный обычно на возвышении, на холме или специальной постройке.
Деревню строят в два ряда стоящих напротив друг друга домов с высокими соломенными крышами. На местном языке они называются sao. В доме несколько помещений - место для церемоний, кухня, спальни. В доме могут одновременно жить три поколения. Наследует дом старшая дочь в семье. При постройке дома обязательно приносят в жертву буйвола. И так каждый год. Из рогов делают вертикальную конструкцию. Получается, сколько рогов, столько дому лет.
В центре деревни стоят bhaga и ngadhu, рядами напротив друг друга, в количестве, равном количеству кланов или семей. В деревне Вого мне рассказали, что внутри бхаги мужчины едят церемониальную еду. А если церемония требует жертвоприношения буйвола, его привязывают у нгадху.
Также в центре находится lengi - место для встреч всех жителей деревни, если нужно обсудить важный вопрос или решить какую проблему.
В деревне Бена помимо bhaga и ngadhu сохранились мегалиты, также символизирующие культ предков. Рядом с ними могилы предков с католическим крестом.
Когда я приехала в деревню Вого, там гуляли свадьбу. Венчание происходит в католической церкви, но процедура организации брака сохраняется со старых времен. 6 января, во время праздника Rebha, традиционного нового года, мужчина может придти в дом женщины, чтобы начать переговоры о женитьбе. Процесс переговоров называется Resmi. Если согласие получено, через год, в тот же день, он приносит выкуп - два буйвола, если хочет, чтобы жена жила в его доме. Но обычно мужчина переезжает в дом жены. Тогда выкуп не нужен, он просто приносит подарки семье. И назначается дата свадьбы. Если он за год мужчина передумал жениться, приходится заплатить штраф - две лошади и 52 тысячи рупий денег. Почему именно такая сумма, никто не знает, так было установлено предками.
Раньше до свадьбы мужчина и женщина не могли жить вместе или вступать в сексуальные отношения. Теперь такое возможно. В деревне считают, что это происходит под влиянием католичества, старые правила не соблюдаются, это неправильно.
Разводиться нельзя. Но зачастую у мужчин есть дети на стороне. Если такое случается, он должен заплатить семье женщины также две лошади и 52 тысячи рупий. Женщины пошутили, что если он хочет жить с другой женщиной, жену можно грохнуть, но никому это в голову пока не приходило. У женщины не может быть детей от другого мужчины, все в один голос сказали, что это очень плохо.
Если жена умирает, дети остаются с отцом. Но если он женится во второй раз, дети живут у родителей жены. Если муж умирает, дети остаются с матерью. Если и жена, и муж, дети остаются у родственников по материнской линии.
На свадьбе танцевали традиционный танец ja’i. В Москву едет кассета с музыкой, а также видео-диск с танцами и караоке. В деревне Вого не ткут, в деревне Бена ткут из синтетики для туристов, но удалось найти дивные пояса. Они на последней фотографии и тоже едут в Москву.