Я совершенно не собирался об этой истории писать, или вообще как-то упоминать ее в блоге, коммьюнити или на сайте Ассоциации. Ну мало ли в мире безграмотных идиотов, готовых любым путем напоминать о своем существовании падким на сенсации журналистам? Чего только наши, отечественные стоят. Однако сегодня обратился уже шестой журналист, с просьбой о комментарии, а значит, - реагировать придется.
Итак. Малоизвестный швейцарский искусствовед объявил подделкой одну из самых известных находок за всю историю археологии - скульптурный портрет Нефертити в высоком синем парике. Вокруг памятника, созданного в XIV в. до н.э., вновь вспыхнула дискуссия, в которой падкие до сенсации СМИ пытаются увидеть в гениальном творении скульптора Тутмоса «подделку в стиле Ар Нуво». Жаль, что слишком громкие заявления тех, кто рассчитывает на рекламу, сегодня звучат отчетливее, чем голоса египтологов.
Хранящийся в собрании Египетского музея в Берлине, этот памятник давно уже стал почти что символом одного из наивысших взлетов искусства в истории человечества. Кроме того, это одно из наиболее копируемых произведений древнеегипетского искусства. Не успели стихнуть отголоски баталий вокруг того, что после обнаружения памятник незаконно покинул Египет, как родился новый скандал. Искусствовед Генри Стерлин (Henri Stierlin), пытаясь получше продать свою сомнительную книгу «Le Buste de Nefertiti - une Imposture de l'Egyptologie?» («Бюст Нефертити - фальшивка от египтологии?»), якобы «проливающую свет» на «истинную» историю Нефертити, объявил шедевр подделкой, созданной в начале XX века. «Кажется почти невероятным, что этот бюст - оригинал», - заявил новоявленный эксперт агентству AFP. По его мнению, памятник был выполнен художником Герардтом Марксом по заказу Людвига Борхардта - археолога, которому посчастливилось найти при раскопках древнего Ахетатона ту комнату в доме мастера Тутмоса, где хранились лучшие скульптурные портреты царя Эхнатона, его супруги Нефертити, членов их семьи, наиболее значимых придворных.
Стерлину не повезло: готовясь продавать свою книгу, он не ожидал, что известный своей консервативностью Египетский музей Берлина в этом году проведет новые экспертизы памятника, которые позволят не только абсолютно точно доказать его подлинность, но и выявить важные этапы создания бюста, перед рождением которого автор создал несколько промежуточных портретов царицы, также найденных в его мастерской в Ахетатоне. Увы, о них Стерлин также не знает, уверенно утверждая, что «росписи и статуи этого периода египетской истории совершенно отличны от этого портрета царицы». Стоит ли в таком случае вспоминать еще и о знаменитом блоке из храма Атона в Ахетатоне, хранящемся в собрании Египетского музея в Каире, на котором Нефертити не только изображена в таком же парике, но и с той же узнаваемой удлиненной, чуть устремленной вперед шеей?
«Стерлин - не историк. Его заявление бессмысленно, глупо и просто смешно», - заявил в интервью газете «Аль-Арабия» д-р Захи Хавасс, Генеральный секретарь Высшего Совета по древностям АРЕ.
Утверждение Стерлина о том, что «плечи Нефертити «обрезаны» вертикально, так, как это делали в XIX веке, а не горизонтально, как это было принято в египетском искусстве», выдает то, насколько плохо автор, ищущий способ получить «быстрые деньги» за счет сомнительной сенсации, знаком с древнеегипетским искусством, в частности, с типологией скульптурных моделей, одной из которых является знаменитая Нефертити. Стерлин не знает и архивов Египетского музея в Берлине, где хранятся снимки, зафиксировавшие момент находки памятника на развалинах мастерской скульптора. В этой связи его утверждения о том, что «нет никаких свидетельств того, что такой памятник был найден в Египте, а если он и был найден, то никто не знает, как он изначально выглядел», кажутся не просто смешными; они действительно откровенно глупы.
Впервые за много лет согласившись с мнением главного египетского археолога, его непримиримый оппонент Дитрих Вилдунг, директор Египетского музея в Берлине, гневно отметает все сомнительные тезисы Стерлина, предлагая для начала ознакомиться с последними исследованиями знаменитого бюста, проведенными в Германии. «Прекрасная женщина и сомнительный скандал, - говорит Вилдунг. - Это всегда хорошо продается…»
(с) Виктор Солкин; использованы материалы AFP и «Al Arabiya»
(с) фото из сети, а именно
вот отсюда