Все чаще в «Союз пассажиров» поступают обращения граждан, жалующихся на действия контролеров в наземном общественном транспорте. Причины ,как правило, одинаковые: не работал турникет, не воспользовались билетом, зашли контролеры и выписали штраф за безбилетный проезд. Все бы ничего, но, как видно из обращений, контролеры точно знают, на каких из рейсов системы неисправны и систематически ловят «зайцев», дабы отчитаться о «хорошо проделанной» работе.
Давайте разберемся подробнее, кто прав, а кто же все-таки виноват, и как следует вести себя в подобных ситуациях.
Недавно к нам обратилась Юлия со своей историей о том, как она стала жертвой «хитрых» контролеров в одном из автобусов ГУП «Мосгортранс».
Юлия вошла в автобус с очевидно неисправной системой АСКП (опущенный турникет, замотанный плотной тканью, см. фото). Дабы не остаться без проездного на месяц, она не стала испытывать судьбу и прошла в салон автобуса, не пробив проездной билет через УКПБ (валидатор). На следующей остановке в автобус вошли контролеры, забрали у Юлии проездной и, убедившись, что девушка не пробила билет, вернули со словами «он(АСКП) уже несколько недель не работает и вы должны были об этом знать», после чего потребовали паспорт, чтобы выписать девушке штраф.
Казалось бы, контролеры действительно хорошо выполняют свою работу и призывают «злостных нарушителей» к порядку, но это только по статистике. А по факту получается, что ловят всех без разбора, а потом получают ежеквартальные премии за фикцию.
Но это всего лишь слова. А теперь разберемся по существу что же действительно должен знать пассажир, чтобы не стать «злостным нарушителем» :
Во-первых, пассажир не обязан знать, а должен быть проинформирован водителем по вопросу оплаты проезда и провоза багажа. Так, согласно должностной инструкции для водителей автобусов ГУП «Мосгортранс», водитель обязан сообщать о неисправностях АСКП и о возможности произвести оплату проезда иным способом через микрофон НА КАЖДОЙ ОСТАНОВКЕ.
Во-вторых, водитель обязан, в случае обнаружения неисправности при включении турникета или валидатора, обратиться к диспетчеру по АСКП, до выезда из парка на маршрут. В случае выхода из строя оборудования автоматизированной системы контроля проезда (АСКП),водитель должен отключить питание оборудования АСКП: турникета и УКПБ и продолжить движение по маршруту, соблюдая при этом порядок,( п.п. 3.1 и 3.2 положения 6 должностной инструкции водителя автобуса ГУП «Мосгортранс»).
Так же предлагаем вам ознакомиться с должностной инструкцией для контролеров ГУП «Мосгортранс», а именно с конкретным перечнем того, что имеет, а что не имеет права делать контролер:
http://www.mosgortrans.ru/passenger/check-men/ .
В случаях, если данные правила не будут соблюдены, просим вас фиксируйте нарушения, пишите в протоколе(постановлении),что вы не согласны, требуйте копию протокола(постановления) и присылайте на нашу почту
mos@sopass.ru , как поступила Юлия.