Комсомольская площадь - удивительное с транспортной точки зрения место. Здесь собралось вообще все - и метро, и три вокзала, так еще и транзитный ж/д узел через «Каланчевскую». На первый взгляд здесь колоссальный потенциал, чтобы сделать какой-нибудь космический крупнейший в городе транспортный узел. Кстати, красивый макет такого проекта довольно долго даже ходил по разным транспортным выставкам. Но историю прикрыли. Причина в том, что на второй взгляд, все так или иначе упирается в метро. Все железные дороги, которые пересеклись в этом месте могут привезти или вывезти пассажиров на определенные значительные расстояние, а вот развезти по локальным точкам может только метро. И его не хватит. Точнее говоря, его уже не хватает.
Станция «Комсомольская» самая загруженная во втором по загруженности в мире метро. То есть людей здесь очень много. Одним из серьезных факторов, если не решающим в этих условиях является то, что сюда приходят поезда с также самого загруженного пригородного направления - ярославского. И железная дорога на нем устроена так, что пассажирам, кроме как на «Комсомольскую» больше некуда ехать, нет больше ни одной стыковки с метрополитеном на всем протяжении. А ехать надо. Королев, Щелково, Пушкино каждое утро устремляются на работу в столицу, которая оказывается не способна принять всех желающих. Если вы хотите посмотреть, как вживую выглядит выражение «Москва - не резиновая» приезжайте утром на электричке ярославского направления в Москву. 20-минутные пробки из людей, желающих воспользоваться метро, тут обычное дело.
С другой стороны, в Москве уже начали строить и к 2018 году обещают закончить Третий пересадочный контур (ТПК). Для тех кто не знает, что это за проект, рассказываем.
Это будет такое третье транспортное кольцо, только в метро. На севере будет проходить в 1-3 станциях от Кольцевой линии, на юге подальше. В общем, в разрезе Комсомольской и несчастных пассажиров ярославского направления это важно вот почему. Дело в том, что вторая очередь ТПК на перегоне между «Рижской» и «Сокольниками» будет пересекаться с железной дорогой как раз ярославского направления. Не в одном уровне, конечно - метро под землей, железка по земле. Но в прошлом году мы подумали, что здесь хорошо бы сделать пересадку.
Плюсы налицо. Ну, во-первых и в главных мы делаем большой шаг к спасению «Комсомольской». Если пассажирам дать возможность не толкаться на Кольцевой, а сойти на станцию раньше на ТПК, то многие из них, наверняка, опцией воспользуются. При этом получится такое саморегулирование. Если узел «Комсомольской» перегружен, пассажиры будут перетекать на ТПК, если нет, возвращаться на «Комсомольскую».
Ну и приятный бонус для тех, кто строит и эксплуатирует метро в нашем городе. Если эти люди хотят, чтобы по ТПК кто-то ездил (точнее не кто-то, а очень-очень много людей, чтобы объяснить целесообразность столь затратного проекта), то самое время подумать о том, где этих новых пассажиров взять. Как мы уже говорили, на севере ТПК располагается совсем недалеко от Кольцевой, поэтому насколько оно будет нужно пассажирам большой вопрос. Ярославское пригородное направление в этой ситуации с удовольствием привезло бы пассажиров, которых там по утрам некуда девать, на ТПК:)
Во всем проекте, конечно, есть нюансы. Первый заключается в том, что на ярославском направлении в месте предполагаемого пересечения с ТПК сейчас нет никакой платформы. Существующая «Москва-3» находится на 900 метров севернее, а значит ее придется переносить, потому что две платформы с расстоянием в 900 метров вряд ли нужны. Это, конечно, затратный инфраструктурный проект, но назвать его невозможным тоже нельзя (вряд ли это сравнится даже с 100 метрами строительства ТПК по размерам бюджетов). К тому же, на месте предполагаемого пересечения линий сейчас нет серьезных строений, а земля принадлежит скорее всего ОАО «РЖД», так что вопрос решаемый.
Место предполагаемого размещения новой станции со спутника Яндекса
Второй нюанс, что между новой платформой и станцией «Рижская» будет расстояние всего в 800 метров. Но это на самом деле не такая уж и проблема. Есть у нас и по 500 метров перегоны в метро. Вот, например, в этом году откроется станция «Спартак», исключительно ради стадиона футбольной команды. Там короткий перегон до «Тушинской» вроде никого не смущает, так что и здесь волноваться тоже не стоит по этому поводу.
Пересечение синих и красной линии - точка размещения предполагаемой станции.
Теперь самое сложное. Если все так хорошо и полезно, то будет ли Мытищинцам и всем прочим такое счастье? Мы предложили Дептрансу и остальным эту идею еще с год назад, нам все тогда (в феврале 2013 года) ответили что-то такое:
Ну то есть «да, да, да, вы молодцы, но мы тут сами взрослые ребята и разберемся». Короче говоря, успехов никаких. И слушания закончились и проходческие щиты уже, можно сказать, занесены, а решения как такового нет. Вроде эта идея обсуждалась в Дептрансе в прошлом году, но каков будет итог, по сей день непонятно.
Так что, пока что единственное, что мы можем сделать, это попросить каждого, кто читает этот пост рассказать о нем знакомому жителю Королева, Пушкино, Щелково, Фрязино, Мытищей и любому другому, кто пользуется ярославским направлением. Хотя бы для того, чтобы, если в 2016 участок ТПК откроют без пересадки, они знали, из-за кого вынуждены каждое утро терять время в давке на «Комсомольской».