Сегодня о высоких ценах на «Аэроэкспресс». Все знают эту электричку, которая ходит с вокзалов в аэропорты, и в Москве уже трудно найти человека, который бы хоть раз не пользовался ее услугами. Впечатления у всех обычно примерно одинаковые: «дорого, конечно, зато всегда четко по расписанию». Тому, что жители столицы из-за пробок не доверяют автомобильному транспорту удивляться давно не приходится, а вот ценообразование вещь и правда любопытная, мы попробовали в ней немного разобраться и вот что у нас пока получилось.
После недавнего повышения цены, теперь билет на одну поездку стоит 340 рублей, что и правда немало. Для сравнения, электричка повышенной комфортности «РЭКС», которая принадлежит тому же «Аэроэкспрессу», стоит на участке от Павелецкого вокзала до г.Домодедово 125 рублей, то есть в 2,7 раза дешевле.
Но не надо мешать теплое с мягким, скажете вы, одно дело это пригородная электричка со всеми полагающимися им субсидиями и дотациями, а другие дело коммерческий транспортный проект, который сам успешно зарабатывает деньги.
Хотелось бы с этим согласиться, но, к сожалению, все не совсем так.
Давайте разбираться вместе. Итак, согласно последнему официально опубликованному Постановлению правительства Московской области (№1120/54 от 18.12.09) «Стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах повышенной комфортности, следующих по маршрутам, соединяющим центральные железнодорожные вокзалы г.Москвы с аэровокзальными комплексами Московского авиаузла, устанавливается перевозчиком самостоятельно».
То есть, с одной стороны «Аэроэкспресс» - это пригородный поезд, а с другой стороны он может устанавливать любые цены. Тут возникает вот какая проблема. Дело в том, что государственные деньги или льготы пригородным перевозчикам - это обычно три канала: компенсация за социальные категории (пенсионеры, студенты), компенсация за регулирование тарифа и освобождение от платы за инфраструктуру.
С первым понятно, «Аэроэкспресс» никаких льгот студентам и пенсионерам не дает, поэтому денег по этой части не получает. По второй части тоже ясно, тариф не регулируется и поступлений нет, впрочем, это все равно были бы относительно небольшие деньги. В структуре доходов крупнейшего пригородного перевозчика ОАО «ЦППК» за 2012 год - это всего 1,5%. А вот с третьим пунктом все намного интереснее.
Дело в том, что согласно Постановлению федерального правительства (№844 от 17.10.2011) всем пригородным перевозчикам дается скидка в размере 99% на пользование инфраструктурой, то есть, чтобы хоть как-то несчастное пригородное сообщение держать на плаву и не повышать цену, федеральный центр фактически освободил их от этих трат и решил выделять по 25 млрд рублей в год. Почти миллиард долларов!
И среди них, как пригородный перевозчик, оказывается наш нищий «Аэроэкспресс» по 340 рублей за одну поездку. Получается просто роскошно, с одной стороны сам устанавливаешь любую цену, пользуясь тем, что в городе, потонувшем в пробках, у людей нет иного выхода, а с другой еще и получаешь от всех граждан страны возможность бесплатно пользоваться инфраструктурой. Возможно, именно так и выглядит «успешное транспортное предприятие».
Не будем пока делать далеко идущих выводов, а будем разбираться дальше, например, в том, почему правила регулирования тарифов есть только в постановлении области, хотя поезд с Киевского вокзала во Внуково не имеет в ней ни одной остановки (обе в Москве). Так что продолжение следует, давно пора разобраться в причудах ценообразования этих поездов.