С каждым годом найти что-то полезное по поисковому запросу становится все сложнее. Худо-бедно спасает Википедия, на которую обычно идет первая ссылка. Но если вам не хватает данных из нее и хочется копнуть глубже - все, ахтунг, перед вами открывается ад, созданный маркетингом, чтобы втюхать вам что-то ненужное, продвинутый в первые строчки поиска теми же людьми и с теми же целями. И с каждым днем ад этот растет.
Помните, когда завирусился мем «Как часто ты думаешь о Римской империи»? Так вот с тех пор найти что-то стоящее про Римскую империю невозможно. Имена всех мало-мальки известных императоров уже присобачены тегами на каких-то сайтах по продаже макарон, оливкового масла и туров в Рим.
В Гугле маркетинг победил окончательно. Найти осмысленные тексты, написанные после 2020 года на русском языке - это прямо подвиг, требующий познаний в археологии. Яндекс держит отдельные позиции, но скорее чудом и вопреки, чем специально и благодаря. По любой теме, сколь бы она ни была далека от «чаяний народных масс» и банального интереса маркетологов, прежде чем тебе вывалятся сколько-нибудь приемлемое, приходится перелопатить тонны шлака.
Больное место Яндекса - Дзен. Когда Яндекс раскручивал эту платформу бесчисленное число бессловесных литературных негров и таджиков, прикованных к батареям по московским подвалам без устали генерировали массу бессмысленных текстов на все темы, которые придумало человечество. Сейчас, судя по уровню бреда, к ним присоединился и искусственный интеллект. В результате бездумного переписывания Википедии и советских научно-популярных книжек в сети образовалась раковая опухоль пародий на тексты, которые прекрасно индексируются и не дают добраться до первоисточников практически по любому вопросу. Во всяком случае с уверенностью могу говорить про историю, географию, астрономию, палеонтологию, антропологию, психологию.
Впрочем, есть мнение, что дело не только в поисковых алгоритмах и умении маркетологов их взламывать. Есть высказанное одним умным человеком мнение, что «те, кто умел и хотел делать бесплатно полезный контент, закончились или впряжены в чужие платные сани» (с). Мнение, кстати, высказано на последней площадке. Где такие тексты все еще встречаются, хотя. Конечно, в совершенно микроскопических, следовых количествах - в ЖЖ.
Кто-нибудь еще помнит, что такое ЖЖ? А вот это, кстати, была площадка, воплощавшая в себе дух web 2.0 - место, где люди совершенно бесплатно, только для самовыражения и признания, писали хорошие тексты. Но web 2.0 умер, и ЖЖ - вместе с ним. Последним прибежищем чего-то похожего остается ютуб. Но и к нему щупальца маркетологов подбираются все ближе. Без интегрированной рекламы ролика уже не нейдешь. Но пусть так, чем как в Дзене, где весь ролик будет создан только для того, чтобы заманить тебя посмотреть рекламу.
Какой вывод из этого крика души? Хочется платной подписки на поисковик, в котором этого маркетинга не будет. Готов платить до 1000 рублей в месяц. Но, чувствую, подлые маркетологи взломают и его алгоритмы