Последний рывок

Feb 16, 2016 01:52

У тех, кто ходит на яхте, есть некоторое чувство гордости собой, ощущение особенности, что ты не нормальный скучный человек, а вот у тебя такое необычное дело, в которое ты вкладываешься всей душой. После тяжелых переходов, когда все заканчивается хорошо, яхтсмены чувствуют себя немножечко героями. Или после гонок. Да что там, я сама этим грешу: не могу не признать, что мне приятно осознавать, что за эти три года я была на яхте матросом, коком, переводчиком, радисткой Кэт, механиком, штурманом и боцманом (видите, специально подробно расписываю, чтоб похвастаться! ;)). Хотя это все, конечно, несерьезно.
На самом деле, в самой яхтенной жизни эта гордость не сильно заметна, нельзя сказать, что яхтсмены ведут себя особенно высокомерно. Но когда приходишь в Финляндию, чувствуется, что у финнов гораздо более простое отношение к яхтингу. Для нас это - большое и серьезное дело, которое требует всего свободного времени. Для многих из них (по ощущениям) это способ приятно отдохнуть, и все. Не факт, что они все свое время посвящают яхте. Возможно, они просто периодически отправляются на своей яхте на какой-нибудь симпатичный остров. Это можно сравнить с ездой на велосипеде: у тебя есть велосипед, в свободное время ты можешь пойти в кино, погулять с друзьями в лесу и не знаю что еще, а можешь взять велосипед и покататься в приятных местах или даже на несколько дней поехать куда-нибудь. При этом ты не будешь считать это чем-то особенным и испытывать гордость. Или если водишь машину. А когда едешь за границу, то выполняешь те же самые роли: и болтаешь по-английски, с погранцами (ок, не по рации, но все же), и иногда готовишь себе еду, и разбираешься с картой, куда и как тебе дальше ехать и т.д. А на яхте получается не так.
В яхтенной жизни периодически возникают элементы милитаризованности. Например, есть традиция опускать флаг вечером и поднимать его с утра. Причем это делают все, в том числе финские бабушки-одуванчики на современных яхтах-круизерах. Перед гонками у нас устраиваются построения со всеми этими «ровнясь-смирно».
Да и у нас на яхте иногда отдает армейскостью. Некоторые мужчины прошли армию (и это обычно интуитивно чувствуется, даже если не знаешь про конкретного человека). В основном народ служил во флоте. Поэтому последние три года я отмечала день ВМФ. ) Поэтому у нас принято третий тост говорить за тех, кто в море (кажется, эта традиция именно с флота идет, но черт знает…). Еще, как мне кажется, поэтому (хотя кто знает, действительно ли это связано со службой в армии) в нашей команде сложилась привычка и на суше, по городам, гулять «строем»: быстрым четким шагом, в одну линию, выпрямившись. Не то чтобы это было чем-то таким осмысленным. Но как-то так получалось. Наверное, со стороны смотрелось бы забавно (особенно учитывая, что многие прогулки по городам совершались по ночам: швартовались вечером, пока убирались на яхте, ужинали-мылись, проходило время, а потом капитан отправлялся спать, а молодая часть команды шла гулять по городу: после моря вдохновляешься, у тебя куча энергии, + хочется походить по бОльшим пространствам, чем лодка), но я вполне в это втягивалась. Когда у меня есть энергия, я и сама люблю быстро ходить. А такие прогулки «строем» еще и заставляют тянуться за остальными и не сутулиться. Хорошее дело. )

Итак, почему я бросила эту яхту?
Попробую объяснить. Как я писала, у меня была цель получить представление о том, как это работает. Собственно, эта цель выполнена, общий механизм я поверхностно понимаю. Наверное, при удачном стечении обстоятельств, хорошей погоде и наличии понимающих матросов смогла бы довести яхту до Кронштадта. )) Итак, общая база есть, а дальше возникает вопрос: а чего теперь я хочу от яхтинга? В принципе, ответ ясен - получать удовольствие. :) … Не знаю, как подойти к проблеме. В общем, мне не нравится роль, которая у меня сформировалась на Сольвейге. Я стала получать сравнительно большие полномочия и ответственность тоже стала больше, и это при очень маленькой основной команде, которая вряд ли разрастется. Мне кажется, на яхте мой опыт переоценивается (считается, что если я пойду на курсы и получу корочку, то я спокойно могу быть помощником капитана). Эту роль я могла бы выполнять, если бы яхта была моим основным и единственным серьезным увлечением (да-да, в ущерб лингвистике). Я не готова тратить себя в таком количестве на парусный спорт, а занимать более периферийное положение мне на этой конкретной яхте малореалистично (думаю, что это просто психологически сложно организовать как мне, так и капитану). Мне некомфортно осознавать, что если я не смогу прийти в конкретный день, то яхта без меня не сможет выйти, потому что не хватает опытных людей: при таком раскладе получается, что я подвожу всю яхту. Кроме того, это означает еще большее времяпроведение с этой «семьей», но откровенно говоря, это все-таки не настолько близкие мне люди. Когда у меня была цель пощупать парусный спорт, я готова была закрывать глаза на чуждость людей. Сейчас, когда эта цель выполнена, личные качества людей выходят уже на передний план. Нет, поймите меня правильно, все эти люди сами по себе очень хорошие, правда, замечательные. Но практически не бывает людей, которых ты готов видеть, условно говоря, постоянно, для каждого человека есть свои ограничения: кого-то ты готов видеть только раз в месяц, кого-то несколько раз в неделю, кого-то только в течение сезона. И вот при таком количестве времени, которое приходится тебе тратить на яхту, когда на тебя серьезно рассчитывают, для меня такой объем общения с этими людьми становится уже некомфортным. Ну и вообще, я же мизантроп. ;) Может, это выглядит как предательство… Но пожалуй, лучше оставить сейчас, чем доводить до предела: дальше, очевидно, будет сложнее и может кончиться конфликтом, а мне этого не хочется.

А чего я хочу?
Для меня идеальная яхта - это 1) близкие мне по духу люди (ага, команда из лингвистов! ;)), 2) крейсерско-гоночная (походы, но чтобы и в гонках иногда участвовали), 3) с уже имеющимся костяком, так чтобы я могла участвовать, но не быть в совсем-совсем костяке (чтобы можно было позволить себе летом при желании поехать в экспедицию или на конференцию). Прекрасно понимаю, что идеала не бывает. Я надеюсь походить по разным яхтам и посмотреть, как они живут. Дальше представляю себе два варианта: либо я иду на яхту с опытным капитаном, у которого можно много чему научиться (и тогда забиваю на чуждость людей), либо я иду на яхту, на которой мне будет комфортнее всего (по крайней мере, мне будет так казаться вначале ;)). Ну а там уж куда кривая выведет.

Эта ситуация мне напоминает ситуацию в семье. Ребенок растет, родители вкладывают в него базу. Потом он вырастает, озирается и пытается понять, как он хочет жить, начинает искать себя. Возможно, даже уходит из дома и живет совсем другой жизнью. Родителям, конечно, хотелось бы, чтобы он жил с ними, той жизнью, которую они ему создали. Но у него другое видение. Тут так же. На Сольвейге мне дали базу, научили основным яхтенным вещам. Теперь я озираюсь и пытаюсь понять, чего я хочу, ищу себя, свое место в яхтинге. Конечно, на Сольвейге хотят, чтобы я осталась, и надеются, что я вернусь в «родной дом». Но кто знает, как все сложится?

Вообще, знаете, а ведь яхты - живые. Психологически непросто оставлять яхту, когда отходил на ней три сезона. Ты уже ее всю знаешь, все ее повадки и особенности, болеешь за нее, чувствуешь ее… И уже дикими кажутся разговоры, когда слышишь, что кто-то даже чисто гипотетически обсуждает, что можно забросить старую яхту и купить новую, чтобы не ремонтировать постоянно старую яхту. Ну это как бросить больного человека и заменить его здоровым. )

Осознавая, что яхтинг уже оказался отдельным значимым кусочком твоей жизни, начинаешь рефлексировать, а что это тебе дало? Чувствуешь, что значимый, но если так, значит, есть какой-то вклад в твою личность. Могу подметить несколько моментов. 1) Перфекционизм. Уж не знаю, было ли это спецификой нашей яхты или везде так, но у нас принято все делать идеально, особенно на ремонте. И это логически понятно: сделаешь что-то тяп-ляп, и лодка будет течь, будет хуже идти, повышается риск, что на ходу при неприятной погоде что-нибудь сломается. Перфекционизм я подцепила еще в науке (хотя, наверное, неидеально подцепила)), на яхте была очередная подпитка. До науки, кажется, этого качества у меня не было. 2) Умение долгое время проводить наедине с собой. Как я уже писала, на яхте часто приходится долго, несколько часов, ничего не делать. Даже в присутствии других людей иногда приятно погрузиться в себя и думать. Ни разу не было ощущения «что ж так долго! скорее бы мы пришли!». Наверное, это было мне свойственно и раньше, но на яхте можно было реализовывать вовсю. 3) Жизнерадостность. Ну ладно, ладно, понимаю, что меня сложно назвать жизнерадостным человеком. Я только учусь… :) Но это то, что я заметила именно на яхте. Обычно, когда ты терпишь какие-то трудности, понимая, что другого выхода нет, ты смиряешься с этим и спокойно терпишь, пытаешься все это перенести. Обычно у меня это происходит с серьезным выражением лица. Ну не очень-то я задумываюсь над тем, какое у меня выражение лица. На яхте же в целом всегда царила жизнерадостная-шутливая атмосфера (одна знакомая, посмотрев фотографии похода, сказала, что мы на всех этих фотографиях страшно довольные :)). Но это настроение часто оставалось и в трудных ситуациях. Понятно, что и ругань тоже нередко бывала, но общий фон скорее радостный. К примеру, такая ситуация. Идем в мой первый поход. Ветер свежий, успели порвать один парус еще у Кронштадта. Идем от Хаапасаари до Котки, часов 5, встречный ветер: то есть лодка постоянно лавируется (постоянно делает повороты, потому что кругом островки) с сильным креном. Я сижу на палубе (место для халявщиков, которые ничего не умеют), два матроса на шкотах, рулевой, капитан на карте сидит. Идет сильный дождь, и приличные волны. Я сижу на палубе и при каждом повороте перебираюсь с одного борта на другой, пытаясь отцеплять и прицеплять каждый раз мокрую обвязку к страховому лееру. Промокла до нитки - у меня тогда был самый простенький непромоканец. И вот картинка. Сижу я на палубе, лицом к корме, где сидят рулевой и матросы, чтобы волны меня поливали со спины, а не в лицо, выдохшиеся ребята держат в руках шкоты, рулевой с трудом пытается отыгрывать беспорядочные волны, вглядываясь в даль (а из-за стены дождя ни черта не видно). Из-за ветра я совсем ничего не слышу: ни команд рулевого, ни шуток ребят. И вот смотрю я на них и понимаю, что они меня обсуждают, а рулевой смотрит на меня и вовсю улыбается, мол, ничего, продержимся. И я в ответ улыбаюсь, мол, не переживайте за меня, я в порядке. И вот эти улыбки, шутки и задорное настроение действительно отлично поддерживают! Взяла на заметку. :) Когда сейчас к нам приходили новички и уже мы их обучали и оказывались не в самых комфортных условиях, я тоже старалась так же поддерживать. По-моему, новичкам такая поддержка особенно нужна. Правда, не могу оценить, насколько мне это удавалось. Но и в жизни для себя запомнила эту хорошую черту. Главное, вспомнить о ней вовремя. ;)

Вроде всё. Хотя наверняка о чем-то забыла написать.
Previous post Next post
Up