О яхте

Feb 14, 2016 02:48

Кто такая «Сольвейг»
Итак, когда мне сказали, что надо сначала пристроиться на яхту, а потом уже идти на теоретические курсы, я залезла на страницу вконтакте, где висит список яхт, которые «приглашают молодежь». На самом деле, не только молодежь, старичков тоже пускают. Выбирать было, конечно, трудно. По уму, надо ориентироваться прежде всего на саму яхту по разным техническим параметрам. Но я тогда ничего в этом не понимала. Немного погуглив, поняла только, что идеально идти на средненькую, крейсерско-гоночную яхту, чаще всего в списке мелькали классические яхты класса Л6. Собственно, я поняла, что большие (крейсерские) яхты ходят в походы и надолго, а маленькие (гоночные) в основном только в гонках участвуют, до Финляндии на них будет идти некомфортно. Мне хотелось чего-то среднего: гонки сами по себе не особо привлекали, но в походы на 2-3 месяца я тоже не готова была идти. Ну и к тому же, раз они зовутся «классическими», значит они самые прототипические, поэтому надо идти на них. :) А дальше было совсем непонятно, какую из шестерок (т.е. класса Л6) выбрать. У нас в Питере их всего, кажется, 20 штук. В общем, я стала изучать странички яхт вконтакте и странички членов экипажей. Где-то сразу было видно, что с этими людьми мне будет скорее неприятно много общаться, а где-то - вроде и ничего. В итоге по симпатичным людям на фотографиях выбрала яхту «Сольвейг». Созвонилась с капитаном и стала ходить делать ремонт. Правда, потом выяснилось, что из тех людей с фотографий остались только двое: капитан и один парень, потому что яхта третий год стояла на капремонте. Вся команда разбежалась. А еще двое ребят с фотографий, как выяснилось позже, уже сами управляют другой шестеркой. Но я, конечно же, осталась. Все равно выбирала методом тыка. А кстати, еще, когда смотрела информацию по разным яхтам, обратила внимание, что если капитан - женщина, то это обычно довольно грубоватая дама. Я тогда еще подумала, что, наверное, капитанами становятся только женщины определенного типажа. Неудивительно, все-таки дело специфическое. И тогда же я поняла, что капитаном никогда не буду - все-таки образ такого капитана мне был чужд. Впрочем, у меня и до этого никаких амбиций не было: просто хотелось пощупать парусное дело, получить представление. А вот сейчас мне уже капитанство не кажется таким нереалистичным, хоть и светит мне только где-то далеко и очень слабо пока что. И образ женщины-капитана мне уже вполне понятен (вот смотрю я на себя в зеркало и прям-таки понимаю этот образ ;)). Так что, видимо, это просто море так огрубляет и обкатывает. Но амбиций у меня от этого сильно больше не стало.
Теперь собственно про яхту. Наша яхта была построена в 1970 году и спущена на воду 1971-м. Деревянная, 12 м в длину, мачта - 15 м, рассчитана на 6-8 человек (спальных мест 6). Яхты этого класса сначала все называли по разным водоемам: «Ангара», «Онега», «Уссури», «Амур», «Лена»… По легенде, название «Сольвейг» предложила жена первого капитана этой яхты. Его не сразу утвердили, но все-таки разрешили. Кстати, любопытный факт: яхту у нас называют с ударением на второй слог, и само название - мужского рода: «Эй, на Сольвейге!». Другой любопытный факт: многие, кто приходит на яхту, впервые слышат это слово. Самый дальний поход она совершила в 1997 году, дойдя до Парижа. Ну в смысле до Бреста.
Так вот, пришла я на эту яхту и проходила на ней до сентября 2015 года. За это время была на одном выходе яхты «Амур» и на гоночной яхте (тех самых, мелких) на небольших местных гонках. Так принято, что если человек приходит на яхту, то он на ней все время и ходит, и все время по возможности посвящает ей. Это понятно: любая яхта требует внимания, ей нужно, чтобы была постоянная команда, которая будет посвящать свое время ей одной. Но у этого есть свои минусы. Мое представление о яхтах и парусном спорте сводится в сущности к одной конкретной яхте и конкретным людям. Очевидно, походив на разных яхтах с разными командами, можно было бы значительно расширить свой опыт. Я в частности хочу сказать, что то, что я буду писать дальше «о парусном спорте», вероятно, будет всего лишь о жизни одной конкретной яхты.
Кто ходит на яхте
На яхте обычно есть небольшой костяк (угу, «обычно» читай «у нас») и довольно большое число людей, которые уходят либо через месяц, либо в конце сезона. В костяке большую часть времени у нас были капитан; парень Саша из старой команды, который был сначала боцманом, потом старпомом и в сущности учил всех нас, новичков, парусному делу; Антошка, студент Корабелки, который мечтает (а теперь уже скорее планирует) стать капитаном; в 2014 году к нам пришла Юля, студентка психфака, и тоже стала активным участником команды. Ну и я. Еще была жена Саши, но она, увы, ушла еще в мой первый сезон, когда я из-за экспедиций почти не ходила. Сейчас в костяке остались только капитан, Антошка и Юля…
Если смотреть на всех, кто вообще приходит на яхту, то там народ очень разный и разных профессий, что довольно интересно. Пожалуй, есть все же несколько тенденций. Во-первых, приходит много людей моего возраста. Складывается впечатление, что это люди, которые только что устроили свою жизнь (купили квартиру-машину, обзавелись семьей, работают на надежной постоянной работе) и теперь готовы тратить время на подобные хобби. Во-вторых, это люди 40-50 лет, которые в свое время вкусили этого дела, как у нас говорят, «морская бацилла засела», и вот, спустя 10-20 лет, снова захотелось походить под парусом. И наконец, приходят и студенты, но их совсем немного. В целом, среди тех, кто серьезно занимается яхтами, очень много людей, имеющих отношение к Корабелке (Морской технический университет): они либо ее закончили, либо там учатся, либо преподают… И это, очевидно, неслучайно. А, да, кстати, когда я говорю про яхтенное сообщество, я имею в виду тех, кто вот в этом бюджетном варианте варится. Конечно же, в Петербурге существует довольно много крутых дорогущих яхт, у которых крутые богатые владельцы. Наше сообщество с ними практически никак не пересекается.
Романтика?
Хочется сказать пару слов о яхтенных стереотипах. Один из них касается романтики.
У многих, далеких от паруса, при слове «яхта» складывается симпатичная картинка: море, солнце, волна чуть-чуть качает яхту, белые паруса - красота и романтика! Некоторые ради этой романтики и идут (хотя я таких не очень много встречала) и рискуют обломаться: все-таки большУю часть времени в наших краях занимает не эта мирная картинка, а свежий ветер, сильные крена или качка, и тебя поливает не самой теплой водой снизу (волны), а то и сверху (если дождь или совсем уж большие волны), а тебе еще при этом надо что-то делать… Но я-то была умной, когда шла на яхту, и никакой романтики не ждала, конечно. Ну и вообще я как-то к романтике не шибко чувствительна. Короче, не за этим я на яхту шла. Но тут обломалась я. В один момент меня эта романтика таки прошибла. Мы возвращались из моего первого похода, пересекли финскую границу и шли морем по Финскому заливу. Мы со старпомом и рулевым, колоритным дедушкой-евреем, стояли ночную вахту. Ветер был свежий, но не очень сильный. Лодка отлично шла под парусами, довольно сильно, но мерно раскачиваясь, как колыбель. Небо было ясное, и то здесь, то там падали звезды - персеиды, как следовало из подробной лекции старпома… Какие-то невероятные ощущения, которые нужно самому испытывать. Потом это приходило еще не раз: и когда ты управляешь парусом и буквально физически чувствуешь, как от твоего небольшого движения лодка пошла быстрее; и когда ты сидишь на руле и чувствуешь, что вполне договорился со стихией, и лодка хорошо идет; и когда вы в команде с одним-двумя человеками на одном дыхании, понимая друг друга уже на интуиции, ставите парус…
Previous post Next post
Up