Барби или Жизель?

Oct 31, 2007 16:52


ПРЕМЬЕРА «ЖИЗЕЛИ» состоялась в 1996 году на сцене Дворца искусств, но то была казенная питерская постановка. Через пару лет ГРИГОРОВИЧ предложил свой вариант. Сегодня вновь Юрий Николаевич возобновил спектакль, как гласит афиша, в совершенно новой редакции. Еще один повод для оппонентов Григоровича заявить, что в последнее время хореограф стал просто мастером версий уже существующих произведений. И частично самоустранился из балетмейстерской области в редакционную.
Второй
акт все тот же
СТАРИННЫЙ романтический балет является украшением и серьезным экзаменом даже для титулованной труппы. «Жизель», как лакмусовая бумажка, показывает ее уровень и состояние. Этой участи не избежали и мы.
У самого балета очень длинная и непростая судьба. Со дня первой постановки 1841 года менялся финал и постепенно прибавлялись авторы. Сегодня этот ряд выглядит так: Ко-ралли, Перро, Петита и в нашем случае Григорович. Но лишь благодаря Мариусу Петипа, совершившему очень деликатную реконструкцию, балет в хорошей форме дошел до наших дней. И второй гениальный «белый» акт с тех времен идет без всяких изменений.
Виллису «приземлили»
ЖИЗЕЛЬ - партия в чем-то эксклюзивная, предназначенная для балерин редкого сильфидного («воздушного» - прим. Авт.) типа, которыми слыли Мария Тальони, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. И краснодарские балетоманы были несказанно удивлены, увидев в роли эфемериды спортивно-модельную Анастасию ВОЛОЧКОВУ, артистку прямо-таки противоположного склада, характера.
А ведь Жизель кроме утонченного, гармоничного облика требует полетной техники и ирреального ощущения. К сожалению, у звезды ни того, ни другого мы не заметили. Напротив, у Волочковой очень мощный инстинкт жизни, твердая, земная поступь и основательная, приземистая пластика. Кстати, из современных Жизелей к романтическому эталону приблизились супруга Григоровича Наталья БЕССМЕРТНОВА и звезда мирового балета ДианаВИШНЕВА, с которой наша пейзанка не только постигала азы балетного искусства в вагановской академии, но и какое-то время работала в Мариинском театре.
В Краснодаре ситуация вообще сложилось интересная. «Жизель» у нас есть, и ее у нас нет. Мы заполучили полотно с прекрасными декорациями Симона ВИРСАЛАДЗЕ, худо-бедно главного героя в исполнении лениво-вальяжного Евгения ИВАНЧЕНКО и кордебалет, пусть нестройный и с корявыми линиями, но старательный. Однако в этом списке отсутствует главная деталь, без чего балет, увы, мертв. Нет Жизели.
Нет таковой и в поредевшем строю наших мужественных солисток, тоже нередко танцующих то, что им противопоказано. Видимо, кандидатура Елены КНЯЗЬ-КОВОЙ Григоровичем не рассматривается ни под каким углом. Понятно. Провинилась. Слишком самостоятельная. Правда, от этой стабильной настойчивости в ущербном положении оказывается зритель, которому вместо старинного романтического образа предлагают красивую и холодную куклу Барби. Зачем это нужно Анастасии Волочковой, понятно, зачем Юрию Григоровичу - не совсем.
Александр ГЕННАДЬЕВ

Добавлю, что эта рецензия была не единственная. Другой критик Александ Колесников резюмировал, что спектакль удался.

пресса, Балет, Жизель

Previous post Next post
Up