«Радостное известие» пришло в наше учреждение на прошлой неделе. Причем, письмо Минфина РФ за № 16-03-06/1, сообщающее столь радостную новость, хоть и датировано 25 декабря прошлого года, в реальности ещё одно сокращение финансирования запустило только сейчас.
Как следует из письма (
раз,
два,
три,
четыре,
пять) , а теперь уже и из всех новостей, этой радостью мы обязаны Правительству. Цитирую письмо: «В соответствии с решениями, принятыми на совещаниях у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева:
- лимиты бюджетных обязательств на 2015 год утверждены в размере 90% от бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
Само письмо Минфина от 25 декабря 2014 года за № 16-03-06/1, в котором всё это сообщается, мне не на сайте ведомства обнаружить не удалось.
Но тут оживились новостные источники,
«Вести» заговорили об антикризисном плане Правительства и сокращении расходов бюджета на 10%. Правда, о сокращении расходов бюджета говорится обезличено, без комментариев и обсуждений факта уменьшения финансирования бюджетной сферы, в первую очередь заработной платы бюджетников. Вопросы эти стыдливо обходят стороной. Сам антикризисный план можно скачать на сайте
Правительства. Там, в частности, сказано:
«Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства расходов федерального бюджета на 10 процентов, в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат. При этом полностью обеспечено исполнение обязательств исполнение обязательств социального характера, что потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. Кроме того, не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации»
Сначала по поводу «законопроекта». В реальности финансирование уже всем уменьшено на основании упомятого мною письма Минфина. Не зная первоначально о желании Правительства внести некие «законопроекты», я решила, что у нас в стране начался какой-то законодательный беспредел. Получалось, что есть утвержденный Госдумой бюджет, принятый как закон, а потом Минфин берет, и пишет письмо, что даст 90% от запланированного в законе финансирования. У нас законы теперь можно письмами менять (подумала я). Удобно!
И хотя сейчас выясняется, что уже совершенное по факту уменьшение финансирования будет законодательно оформлено, мое мнение по данному вопросу мало изменилось.
Во-первых, сначала должен быть принят Закон, а потом по факту уменьшено финансирование, а не наоборот. А может быть, Госдума его не примет?
Во-вторых, бюджетники уже давно живут в других реалиях, когда размер финансирования на будущий год утверждается в текущем (то есть на 2015 год в 2014 году) и не изменяется.
Нашему учреждению, допустим, финансирование было утверждено в декабре прошлого года. И было уже сокращено по сравнению с прошлым годом (больше, чем на 10%). Только мы поплакали и успокоились, как Правительству показалось, что мало урезали. Надо еще.
Мне, допустим, не понятно, почему никого не смущает, что сокращение бюджета происходит в январе этого года, при том, что закон о бюджете принят 1 декабря прошлого года. Не успели принять, последовали кардинальные изменения.
Ну, ладно, посмотрим, что они напринимают и как наши депутаты это прокомментируют.
Конечно, больше всего меня возмутила фраза, что расходы бюджета будут уменьшены «в первую очередь, за счет исключения неэффективных затрат». Лицемерие и ложь в одном флаконе!!! А РЕАЛЬНО ВЗЯЛИ ПРОСТО И УМЕНЬШИЛИ ВСЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЯ, НАЧИНАЯ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
Но ведь нужно, чтобы все было красиво. «Неэффективные затраты» - это же так благопристойно звучит.
И наше Правительство реально думает, что бюджетники не заметят, что им просто сократили всё расходы? И особенно не заметят сокращение такой «неэффективной затраты» как заработная плата?
Что касается того, что «не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства», то, как не странно, согласно письму Минфина, урезание финансирования не коснулось федеральных государственных учреждений образования, а так же расходов:
• на предоставление трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов,
• на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан,
• на оказание государственной поддержки развития подотраслей сельского хозяйства
• на строительство и реконструкцию объектов, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году в РФ
За образование рада, но вот здравоохранению, науке, культуре и всем остальным повезло меньше. Нет и военнослужащих и приравненных к ним лиц в тех счастливчиках, которых это сокращение финансирования не коснулось. Видимо, их денежное довольствие к обороноспособности отношения не имеет. Хотя я с военными не общалась на эту тему, но из письма так получается.
Что подразумевается под словами «полностью обеспечено исполнение обязательств исполнение обязательств социального характера» я не представляю. Может, лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан?
И последнее (самое главное). Проблема в том, что я могу смириться с уменьшением собственных расходов, если понимаю справедливость и нужность этого. Но когда я читаю всё это лицемерие про «неэффективные затраты», смотрю новости, где нет ни слова о том, что будет с бюджетниками после сокращения их заработной платы и содержания, зато очень много о том, как нужно помочь банкам, я не понимаю, и смириться не готова.