Почему организованный туризм в "дешевых" странах такой дорогой. Как устроен отель, аренда машины

May 16, 2014 01:00


Как работающему в сфере туризма, часто приходится сталкиваться с непониманием: очень часто люди интересуются, почему в странах, где половина населения "живет на 30 долларов в месяц", отели стоят по 500 долларов за ночь, машины с водителем на день стоят 200 долларов, а еще наглые турфирмы хотят по 150 долларов в день за гидов, и еще набегает каких-то фантастических "входных плат", ну и вообще уже охренели эти туроператоры и зажрались. В итоге поездка по жопной Кении или Индии обходится в 2-10 тыщ долларов на каждого. "Но люди-то в этих странах живут на 30 долларов в месяц".

Мы только что вернулись с детьми из очередной поездки в Индию, где большую часть времени провели в национальном парке Рантамбор (хорошее место с тиграми посреди нигде). В прошлом году нам там понравилось, и сейчас приехали сюда уже на неделю. Отель Oberoi Vanyavilas стоит на границе национального парка, сама местность вокруг - сухие тропические джунгли; к югу от Джайпура в штате Раджастан.

Из чего складывается цена номера (зимой номер-тент стоит порядка 800 долларов в сутки или больше, в апреле-мае - существенно дешевле, летом отель закрыт, т.к. закрыт и сам национальный парк), из чего она все же складывается нам наглядно продемонстрировали в этот раз, проведя небольшую экскурсию по служебной части отеля (нам это и так понятно, но вот в картинках. Картинки с телефона):
Канализация у отеля своя (вот так, чтобы в небольшом индийском поселке был смывной толчок, приходится ставить свою насосную станцию). Водоснабжение - центральное, но имеется своя станция очистки воды и повторного использования стоков, т.к. воду "из под крана" отель не может предложить своим постояльцам - помрет же кто-нибудь от кишечной палочки. Повторные стоки используются для полива: это для того, чтобы посреди пустыни туристы могли наслаждаться зеленой травкой, цветущими деревьями и слетевшимися на весь этот праздник жизни певчими птичками и красавцами-павлинами; это составляющая комфорта.
Рассчитывать на "городскую" электросеть отель в полной мере не может, поэтому у него собственные дизельные электрогенераторы.



Горячего водоснабжения ("центрального") здесь, понятное дело, нет. У отеля свои бойлеры, питающиеся от того же дизеля.


Взять в качестве наемных работников простых ребят из соседнего села Саваи-Мадхопур отель не может: ну нет там таких, чтобы и ростом и умом вышли. Поэтому персонал отелей "Оберой", тщательно отобранный в разных городах и тщательно обученный (здоровые, говорящие по-английски, из определенных каст, обладающие некоторыми представлениями о приличных манерах и неким кругозором), этот персонал живет в общежитиях при каждом отеле. Фактически, как в Японии, молодые люди связывают свою жизнь с компанией (отелем). Потому что ну не сойдутся в представлениях о красоте европейский турист и парень из индийской деревни, привыкший ходить какать в канаву и бросать мусор себе под ноги, как ни крути.
Ну а если говорить об убранстве отеля, постройках, транспорте для туристов, разном оборудовании: цены на это все, что в Индии, что в Европе - более-менее одинаковые.



Тенты для крыш для Обероя закупали в США, а светильники изготавливает вручную одна-единственная в Индии семья резчиков по хрусталю. Но это все фигня, все же главное здесь - обслуживание, ты как долгожданный гость, и маленькие радости (особенно для детей) поджидают на каждом шагу.



А вот про транспорт и вообще услуги туристических компаний я бы так пораспиналась:

Машина, на которой будут возить "среднего" туриста (не того, кто просит Land Rover, а кому надо просто "не развалюху"), она что в Африке, что в Европе стоит ну 20-30 тысяч долларов (в Африке-то и подороже выйдет, ведь "перевоз" туда машины будет недешев). "Не развалюхой" эта машина будет, с учетом местных дорог, ну лет 10. Потом она еще лет 20 может и побегает, но только в виде развалины, на которой турист, даже не притязательный, ездить откажется, или ему не позволят по разным соображениям.
30 тыщ долларов на 10 лет - это 3 тысячи в год (это на чисто отбить покупку). На техобслуживание в год уйдет еще тыща (с учетом замены мелких деталей). Бензин стоит 1-2 доллара за литр (в Африке и в нефтенедобывающих странах бывает и дороже).
Возьмем Индию. Зарплата водителя в Индии: около 200 долларов в месяц + оплата питания (раньше выдавали 100 рупий = 2.5 доллара, сейчас - вроде около 200; водителям частных машин денег на еду не выдают). Средний пробег машины в день (берем центральную Индию, самый популярный "Золотой треугольник") - 250 км (т.е. бензина - около 30 литров, т.е. на 40 долларов где-то). Еще чуть-чуть денег уходит на оплату парковки (20 рупий в час в Дели, в сутки за пределами Дели - вроде около 70 рупий), оплату платных дорог (их много, 50-100 рупий за один толл-гейт), мойку машины и уборку салона, замену масла, новую резину.
Средняя загрузка по отрасли (отелей, машин и т.д.) - 60% (т.е. для машины из 30 дней работа находится на 18 дней), это если сезон ровный. В Индии летом резкий несезон.
Итого: чтобы просто отбить затраты на покупку и содержание машины и оплату перевозок туристов, стоимость одного машино-дня (с водителем) будет: 333 + 200 + 720 + 180 + 30 = около 85 долларов в день.
После 5-7 лет интенсивной эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, машина будет нуждаться в дорогих заменах запчастей. У меня за 10 лет был заменен радиатор, 2 лобовых стекла и 1 заднее, генератор, пара амортизаторов, катушка зажигания, один из рычагов в подвеске, куча каких-то втулок, сайлент-блоков, свечей, лампочек, щеток, шин. Я бы посчитала это в экспл.расходы как 3500 долларов за 10 лет (только на детали, будем считать, что работа в Индии ничего не стоит), т.е. еще пара долларов в день. На самом деле, для машин типа такси эти расходы в разы выше. Уже 90 долларов в день.
Еще есть такая фигня, как страховка (ОСАГО не отделаешься, надо страховать типа КАСКО + страховка на пассажиров коммерческой машины, т.е. это под 10% от стоимости в год. В Индии от этого не отмажешься). Страховка съест еще 5 долларов в день. Уже 95.
Нет таких желающих, чтобы купить машину и отдавать в безвозмездное пользование. Разумный минимум, который надо закладывать в цену аренды, это не мене 20 долларов в день (при условии 60% загрузки).
Итого, уже 115.
Владелец машины обычно не ищет пассажиров сам, этим занимаются туристические компании. + 10 долларов.
И, наконец, налоги. Уже 150.
Вот и вышло, что в Индии машина средней степени нормальности, в аренду (для поездок, скажем, по Золотому Треугольнику Индии) может сдаваться не менее, чем за 150 долларов в день. Но если это машина побольше (джип, вэн), то она будет стоить еще дороже (хотя бы потому, что джип изначально стоит сам по себе в 1.5 раза дороже средней легковушки, и жрет больше).
Вот таким образом в стране, где много людей работают за 30 долларов в месяц, аренда машины будет стоить 150-200 долларов в день.

Иногда, предложения по аренде машин сильно отличаются в цене ("а я на месте нашел в 2 раза дешевле"). Это может потому, что:
В хороших конторах водителю не позволяют спать в машине во время длительной поездки (ну так, чтобы не пахло в салоне), соотв. дают ему еще денег на хоть-какую, но гостиницу. В компаниях "попроще" и водители самодеятельные спят в машинах ради экономии - тут уже турист сам должен понимать это и выбирать, подешевле ему надо или получше. В компаниях подороже водителю дают денег на еду, в компаниях попроще водитель завозит туристов для "попить чаю и сходить в туалет" только в те места, где его гарантированно покормят бесплатно за привоз лохов. Можно посадить трех человек на заднее сиденье легковушки, а можно предусмотреть все же джип с двумя рядами сидений. По году выпуска машины и ее тех.состоянию: может машине 5 лет, а может 18. Может у нее нормальная подвеска/амортизация, а может там рессора от телеги стоит. Может водитель в свежей рубашке, а может он мылся последний раз, когда из дома выезжал - а вы уже вторую неделю в пути. А может у него кондиционер еле пашет, а может - у него регулярное ТО и все ок.  А может он в профсоюзе штрейхбрехер, и вам в стекло камнем кинут - сплошь и рядом (это я все про Индию). Ну и про понты не надо забывать: туристу, который заказал отель Raffles, не стоит организовывать трансфер на Reno Logan, не оценит.
Я когда только начинала работать в туризме, о таких тонкостях-то как-то и не догадывалась. И ездили мои туристы "подешевле", теперь стыдно.

А вот еще можно отрывочно про верхнюю часть айсберга ценообразования в организованном туризме:


Вот в конечную стоимость организованной поездки в итоге закладывается не только стоимость отеля, транспорта и гида, а и, например, расходы компаний-организаторов на раскрутку самих себя.
Хорошо хоть интернет появился, а раньше какой-нибудь компании из Уганды, чтобы о ней хоть узнали и начали доверять, надо было 5 лет поездить на европейские выставки, повыставляться - а это просто дохрена денег. Например для нас, стол и стул на объединенном стенде под эгидой турпредставительства какой-нибудь страны на какой-нибудь московской выставке может стоить 3500 долларов. Отдельный маленький стенд в самом жопном углу будет стоить десятку. И это нам еще не надо тратиться на перелет и жилье в Москве, мы местные. А попробуй из Уганды или из Индии прилети, да или с Камчатки. Выставки проходят несколько раз в год, по Европе минимум 4 крупные выставки в году, а у нас еще региональные по России. Интернет пока не заменяет личного общения - имеется недостаток доверия.

А что в итоге еще из трат по туркомпании: охренительные налоги, зарплаты основных сотрудников, охренительная на мой взгляд цена аренды офиса, интернет и телефония, сисадмин, реклама (да хоть seo) и печатная продукция, а еще бухгалтерия, вспомогательный персонал, расходные материалы, поездки по странам/регионам (да, надо ездить в страны, которые продаешь, - держать руку на пульсе, так сказать), поборы на "лицензирование" (100 + 100 тыщ рублей в год для туроператора - в разные конторы). Всего не упомнишь, до хрена расходов в общем.

И у тех же индийских операторов такие же расходы, только зарплаты поменьше.
Поэтому организованный индивиуальный туризм не дешев, но может быть весьма комфортным.

туризм, путешествия с детьми, Индия

Previous post Next post
Up