"ни иудея, ни язычника; ни мужчины, ни женщины"

Aug 14, 2016 22:12

"..нет уже иудея, ни язычника;.. нет ни мужеского пола, ни женского.."

А. (частушка) Часто используемую эту фразу (часто приписываемую самому Иисусу) часто считают сутью христианства (благовестием христианского интернационализма). Часто забывая при этом начало фразы (условие, преамбулу, предикат, квантор :) ) - "во Христе".
То есть такой благодатно преображенный христианин не различает уже не только ни иудея, ни язычника, - но не различает уже мужской и женский туалет, мужскую и женскую баню, ла?

Сама, используя это знаменитое в НЗ (Новом Завете) место (1,2) для троллинга юдофобствующей православной публики, конечно не думаю трактовать сохраняемую в НЗ (3) избранность еврейского народа в каком-то расистском националистическом смысле. Ровно такая же эксклюзивная избранность существует буквально во всех религиях (включая мирный буддизм:) ), и прежде всего, - в самом христианстве ;). (4)

"Иудей (еврей)" в контексте Библии, ВЗ, иудаизма - правильно читать и понимать как просто "верующий"(отчасти - священствующий"). В этом смысле настоящих иудеев (евреев) среди иудеев (евреев) - так же мало как настоящих христиан среди христиан. :)
О чем постоянно и идет речь в посланиях ап. Павла, начиная с первого (к Римлянам). Вот о смысле этих авансов, часто выдаваемых религиями, и хотелось бы сказать несколько слов.

Б. "Нет уже иудея, ни язычника;.. нет ни мужеского пола, ни женского.."
Просто Павел(1,2) говорит о времени Мессии: (реальном) психологическом или (мифологическом) историческом.
Когда человек влюблен, когда человек находится в состоянии божественного озарения, - весь мир расцветает. Это можно (как его близкие) считать субъективным,
а можно (как он сам) счесть подлинным преображением мира: тикун олам, Малхут Яхве, ЦН(Царствие Небесное).
И с точки зрения его самого и диамата, - прав именно он. Ведь по диамату(5), истина, реальность - это то что дано нам в ощущениях.
/Другой вопрос, что с точки зрения истинной реальности, во сне, в Матрице, находятся именно здравомыслящие, но никак не просветленный./

Так что в Мессию (Христа) надо не верить. Мессией (Христом) надо стать. Именно это и есть благовестие Евангелий(6) Именно это и есть весть Христа. Именно об этом натужно старается забыть христианство. Что, по мере сил и каждая по-своему, - делают и все прочие массовые (всенародные) религии.

Конечно же, даже восторженный Павел ничего такого [преображение по волшебному щелчку пальцами] не утверждает.
Призывает он не к религиозной халяве ("Адам вкусил - и все погибли, Христос пришел - и все спаслись"). Не к спорам и доказательствам кто мессия, а кто - так себе.
Павел (подобно всем учителям до и после него) призывает к личному духовному подвигу, утверждает процесс преображения: "ветхого человека" надо "совлечься"; в нового человека надо "облечься".(2)
Иначе, чем по вашему все века христианства занимались монахи и подвижники? Какого такого спасения взыскивали? Ежели все так просто: "крестился - спасся, а согрешил - покайся"?

В. Лжерелигии есть не ложные утверждения. Лжерелигии есть ложное понимание. Ложное понимание того что возможно понять (а главное - пережить) на много более глубоком, содержательном уровне.
Христианство не есть лжехристианство, занимающееся раздачей христианских партбилетов и контрамарок в рай. (При желательном условии изучения партийных документов и следовании парт.линии.)

Религия (в т.ч. - христианство) есть духовный труд по особому развороту, переориентации сознания.
Мера сочетания труда и благодати: "медленный духовный труд"/Миркина/ или мгновенное преображения, - дело не спора, а диалектического единства.
Много более постижимого, чем единство света как волны и частицы.
Но всегда тут было и остается много непонимания.
В свое время этому была посвящена длительная и почти полностью для нас утраченная дискуссия Северной и Южной школ дзен(7)
Ключевые (якобы несовместимые) стихотворения Шэнь-сю и Хуэйнэна о зеркале (см.) - просто отражают разные аспекты природы практики, сознания и самой реальности.

Пробуждение (преображение) мгновенно, но редко случается без длительного труда, само по себе. В момент крещения (причастия, любого другого мистерийного акта) благодать Святого Духа нисходит, но, коль ей "не за что зацепиться", - так же быстро и отлетает или проходит вовсе незамеченной
(так же мимолетно и бесследно для нас происходит наша встреча и соединение с Богом сразу после смерти).

Г. Да, религия говорит о разом взмывшей и вольно летящей к неведомой цели стреле (освободившейся от пут лука, как христианская благодать - от пут Закона). Однако прежде для такого верного, дальнего и успешного безусильного полета - тугой лук надо натягивать в противоположном направлении(!) с большим усилием.
/Даже и не всем посильному (вспомним неудачливых женихов-соперников вернувшегося Одиссея)./ Этот образ имхо лучше всего раскрывает диалектику свободы-несвободы, спонтанности-дисциплины, мгновенности-практики и пр.
Иначе, "свободно" выпущенная из ненатянутого лука стрела, не достигнув цели, просто шмякнется о землю. Что по своему печальному опыту хорошо знают "дети цветов" (поколение хиппи)

Это подобно свободно рассылаемым на западе уже готовым кредит картам с вашим именем.
Кредитки эти (обряд крещения) почти настоящие; но просто на них нет (или совсем мало) денег. Деньги на кредитке надо постепенно накопить собственным трудом.
(Другой вопрос, что по сути она уже безлимитна; но именно это и предстоит познать, в этом и есть труд.
"Жизнь это такая загадка,
в начале которой - ответ.
...Но надобно времени горы,
чтоб данное в руки найти"
/Миркина/ )
Так что обетования христианства не ложны (мгновенное пробуждение; рррраз - и ты во Христе), но изобилует ложное, спекулятивное их понимание.

Д. Потому по одному факту своей принадлежности к христианству присваивать себе враз все христианские совершенства так же не вполне основательно, как на основе текстов мистерии литургии считать себя уже, подобно Христу, - Богом во плоти.

Или столь же наивно, как, лишь выбрав красную таблетку (и еще по сути не проглотив ее), - считать себя уже способным останавливать пули. Для реализации обетований религии подлинное преображение должно произойти не на интеллектуальном и даже не на экзистенциальном (как у сподвижников Нео), - а на самом клеточном уровне, на уровне разума клеток. Лишь тогда можно останавливать пули. А не лить пули, делая радикальные утверждения лишь на основе священных текстов.
Увы: как нет царского пути в геометрии, в религии нет волшебной таблетки
(хоть есть утверждающие мистерии; но мистерия /крещение, причастие/ - тоже вид практики).
Есть степени религиозной одаренности (кто-то, можно сказать, уже рождается Христом, Буддой), но это совсем другое. Да, есть религиозные лекарства, практики (созерцание с верой определенных текстов и догматов входит в их число). Но одно только чтение медицинской рекламы (о радости быть излечившимся) не заменяет самостоятельного приема самих лекарств.
Как говорила моя бабушка, "Боженька работу любит", а Иисус - "Царствие Небесное (силою) нудится, и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают е" (Мф. 11:12)
А потом вдруг наступает благодатное преображение, казалось бы, никак ни от каких усилий не зависящее (по сути так оно и есть). И тогда "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе".




--
1) "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28).

2) "совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос." (Послание к Колоссянам; 3:9-11)

3) «Во-первых иудею , потом и эллину» ,«Иудеови же прежде и еллину» (Римл. 2:10)

4) Если в иудаизме отношение иудея к неевреям (верующего к неверующим) подобно (в отличие от с геббельсовской настойчивостью внушаемых нам тенденциозных подборок) отношению священника к безразличной к нему пастве, - то Павел обзывает неверующих сатанинским отродьем и призывает к (уж не менее жесткому, чем в иудаизме) отделению от них
Например: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 16. Какая совместность храма Божия с идолами? .. И потому выйдете из среды их и отделитесь, ..и не прикасайтесь к нечистому; (2-Кор. 6:14-17)

5) в упрощенном смысле всем (по рассказам) достопамятного учебника Спиркина
6) простительная тавтология: Евангелие и означает "благовестие".

7)"Различие между Южной и Северной школами дзэна обусловлено различиями, свойственными человеческому духу: если одну школу мы назовем школой интеллекта и интуиции, то другую - прагматической. Причина, по которой Южная школа известна под названием "внезапной" или "моментальной" в отличие от "постепенной" школы Севера, заключается в том, что она считает, что просветление приходит внезапно, и не допускает никаких градаций, так как в нем нет никаких стадий прогресса, в то время как Северная школа подчеркивает естественную постепенность процесса просветления, требующего много времени и сосредоточенности".

иудаизм, религии, христианство, православие

Previous post Next post
Up