Содержание ветки: Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения Чогъям Трунгпа - Миф Свободы и путь медитации Тибетская Книга великого освобождения Взгляд Дзогчен на тантрическое Нёндро Открытое сердце, ясный ум - Тубтен Чодрон Обретение душевного покоя и просветления - Калу Римпоче Стивен Левин - Постепенное пробуждение Великий йог Тибета Миларепа Песня Йеше Цогьял о просветлённой природе мешающих эмоций Нарисованное радугой - Тулку Ургъен Учения тибетской йоги - Гарма Чанг 36 начальных пpавил буддиста Короткая сутра о пустотности Бодхидхарма - Проповедь о кровеносном сосуде. Магическое зеркало: Чудесные знаки, возникающие посредством практики Атиша - Советы духовного друга
*************
Атиша - Советы духовного друга
Цитата: В этой книге приведены основные положения учения великого индийского мастера Дхармы Дипамкары Шриджняны, который шире известен миру под именем Атиши. Атиша Дипамкара Шриджняна (982-1054) - великий буддийский учитель и проповедник, восстановивший буддизм в Тибете после жестоких гонений царя Лангдармы, основатель школы кадампа тибетского буддизма, именуемый Вторым Буддой. В Индии он овладел всеми буддийскими традициями, после многочисленных приглашений он согласился приехать в Тибет, где провёл остаток своей жизни. книга содержит комментарии к сутрам Атиши-буддизма, включая перевод самих сутр
Атиша Советы духовного друга История преображения мысли.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Драгоценные четки пробужденного воина. Коренной текст. [Spoiler (click to open)] 1. Прочь все сомнения! Приложи все усилия 2. Ради успешной практики. 3. Прочь сонливость, тупость и лень! 4. Постоянно наполняйся энтузиазмом. 5. С помощью осознанности, бдительности и внимательности 6. Все время стой на страже всех дверей чувств. 7. Три раза в сутки неизменно 8. Проверяй состояние своих мыслей. 9. Признавай свои ошибки, 10. Не ищи ошибки в других людях. 11. Скрывай свои хорошие качества, 12. Но прославляй хорошие качества других людей. 13. Отвергай похвалы и почести, 14. Никогда не желай славы. 15. Довольствуйся малым, будь самодостаточным, 17. Созерцай любовь и сострадание, 18. Поддерживай устойчивость пробужденного ума. 20. Всегда укрепляй свою веру. 21. Победи гнев и высокомерие, 22. Смири свой ум. 23. Поддерживай правильный образ жизни, 24. Живи в истине (дхарме). 25. Откажись от всякого мирского имущества, 26. Укрась себя драгоценностями высшего мира. 27. Избегай всякого легкомыслия, 28. Живи в уединении. 29. Уходи от праздных разговоров, 30. Всегда следи за своей речью. 36. Всех наделенных чувствами существ 37. Научись признавать их своими родителями или детьми. 40. Отстраняйся от гневливых, несчастных умов 41. И будь счастлив везде, где бы ни оказался. 42. Перестань цепляться ко всему на свете, 43. Живи, ни к чему не привязываясь. 44. Привязанность никогда не принесет тебе благое перерождение, 45. Она удушает свободную жизнь. 46. Встретив практики, ведущие к счастью, 47. Всякий раз усердно изучай их. 48. Какое бы дело ты ни начал, 49. Сначала закончи именно его. 50. Любое дело исполняй усердно, 51. Иначе ничего не достигнешь. 52. Никогда не симпатизируй злу. 53. Когда ум преисполнится высокомерия, 54. Сбей ему спесь. 55. Вспоминай поучения своего мастера. 56. Если ум проявляет трусость, 57. Восславь возвышенный ум. 58. Если ты испытываешь влечение или отвращение к чему-то, 59. Созерцай пустоту объектов этих чувств, 60. Воспринимай их как иллюзии и фантомы. 61. Услышав в свой адрес обидные слова, 62. Сочти их эхом. 63. Если твое тело получило увечья, 64. Отнесись к этому как к воздаянию за прошлые поступки. 66. Словно смертельно раненый дикий зверь. 67. Будь самодостаточным, таись от людей, 68. Легко расставайся с вещами. 69. Все время оттачивай осознанность своего идама, 70. И всякий раз, когда тебя одолевает лень и апатия, 71. Признавайся себе в этих недостатках 72. И раскаивайся в сердце своем. 73. Общаясь с другими людьми, 74. Говори спокойно и открыто. 76. Пусть у твоего лица всегда будет радостное выражение. 77. При встрече с другими людьми постоянно 78. Радостно делись с ними, нимало не скупясь. 79. Искореняй в себе зависть. 80. Ради защиты душевного покоя другого человека, 81. Избегай любого противоборства с ним 82. И никогда не теряй терпение. 83. Не льсти, будь постоянным в дружбе, 85. Не унижай других людей, 86. Всегда своим поведением показывай уважительное отношение к ним. 87. Давая кому-то совет, 88. Сострадай ему и думай о его благе. 89. Не говори пренебрежительно о духовных доктринах, 90. Направь внимание на то, чему поклоняешься. 91. Используя канал десяти практик Дхармы, 92. Старательно практикуй все сутки напролет. 93. Сколько бы добродетелей у тебя ни набралось за три медитации, 94. Посвяти эти добродетели непревзойденному великому пробуждению. 95. Направь свои заслуги на благо всех чувствующих существ. 97. И выражай свое стремление двигаться по пути. 98. Если ты будешь так себя вести, 99. То накопишь заслуги и мудрость. 100. Искоренив два типа помрачения, 101. То есть выполнив задачу сознания в человеческой форме, 102. Ты достигнешь непревзойденного полного пробуждения. 103. Камень веры и камень нравственности, 104. Камень щедрости и камень слушания, 105. Камень внимания, 106. Камень стыдливости и камень разумности 107. Вот семь высших драгоценных камней. 108. Запасы семи драгоценных камней никогда не иссякают. 110. Следи за своей речью, когда находишься в скоплении людей. 111. Следи за своим умом, когда живешь уединенно.
Комментарии к части 1:
Прочь все сомнения! Приложи все усилия ради успешной практики. Каким бы ни был объект нашей медитации, мы должны заранее внимательно изучить его и устранить все сомнения в отношении ее техники. Если учитель просто говорит: "Медитируйте на пустоту", и мы уходим, так и не разобравшись, что он имел в виду, то не знаем, что нам делать. Мы можем медитировать, плохо понимая, что такое пустота и не-пустота. Поэтому мы должны первым делом изучить медитацию, которую хотим практиковать, и ясно осознать рассудком ее назначение. На основе полученного понимания мы в конечном итоге сможем переступить интеллектуальный уровень и медитировать, не оглядываясь на рассудочные понятия. нам следует не отвлекаться, а сосредоточенно медитировать, не позволяя мыслям бродить. Помимо этого, выбранный нами метод должен быть действенным, и мы должны убедиться в его пригодности. В результате мы, освободясь от всех сомнений, сможем медитировать абсолютно сосредоточенно, уверенные в правильности своего пути. Нам нельзя уподобляться лужице на столешнице, которую можно размазать пальцем в любое направление, расплескать и вытереть, согласно множеству подсказок. Если мы воспользуемся силой слушания, изучения и созерцания, иначе говоря исследования, то сможем устранить всякую нерешительность.
И все-таки этого не достаточно. Если мы приобретаем рассудочные знания о медитации, но никогда не практикуем ее, то уподобляемся человеку, который хранит еду, но никогда не ест ее. человек умрет, так и не вкусив ее. цель слушания и рассудочного познавания учений - в том, чтобы медитировать на них. Итак, мы должны слушать и изучать как можно больше учений, чтобы, медитируя на них, реализовывать практики. Каждый человек видит мир по-своему и обладает своими способностями, поэтому все мы достигаем просветления не одинаково, ведь мы не сотворены по одному шаблону. Понимая это, каждый из нас должен выбрать себе наиболее подходящую ему лично форму медитации. Когда мы занимаемся практикой, нам важно никому не подражать. Вместо этого нам лучше исследовать свои способности и медитировать согласно им. Если мы поступим иначе, то в конечном итоге лишь разочаруемся.
Прочь сонливость, тупость и лень! Постоянно наполняйся энтузиазмом. Мы должны устранить лень, рассеянность, умственную тупость и прочие подобные им помехи нашей медитации. Эта строка в тексте не унижает нас, но предупреждает, чтобы мы устремляли свою энергию в практику. Даже если мы будем бдительны в отношении всех этих препятствий, все равно мы должны проявить усердие и прилежание для того, чтобы наша медитация стала успешной. "Носите защитный панцирь из воодушевления и старания, и пусть этот ваш панцирь утолщается как прибывающая луна". "Все глубокие и поверхностные цели следуют за воодушевлением и старанием, с помощью этих качеств достигается что угодно". С помощью осознанности, бдительности и внимательности все время стой на страже всех дверей чувств. Мы должны считать осознанность, бдительность и внимательность стражами у врат нашего тела, речи и ума. Для того чтобы уберечь сокровище знания, которое хранится в нас, мы должны запереть эти двери изнутри и снаружи. Мы можем сравнить способность ума к осознанности, иначе говоря сознательности (дранпа, смрити), с железным крюком. Когда ум склоняется, осознанность поддевает его и возвращает на путь добродетели. Скрывай свои хорошие качества, но прославляй хорошие качества других людей. "Ваши достижения и озарения должны быть похожими на масляный светильник, горящий внутри вазы: он освещает окружающее пространство, но не виден извне". Особенно важно никогда не хвалиться сверхъестественными силами, не показывать их, например повышенную осознанность "Если вы видите свои недостатки и никогда не ищете недостатки в других людях, тогда вы мудрец, даже если у вас больше нет других положительных качеств". Следовательно, не искать недостатки в других людях это уже само по себе очень высокая практика Дхармы. "Мое сострадание обязано доброте моих учителей пробужденного ума. Мое осознание пустоты обязано доброте моего учителя пустоты. Сам я ничего не добился".
Созерцай любовь и сострадание, поддерживай устойчивость пробужденного ума. Развивать любящее сердце очень важно для нашего же счастья. созерцание чистой любви и излияние любви к другим существам лучше, чем снабжение их материальными благами. Будда Шакьямуни во многих своих лекциях говорил, что лучше даже один раз проявить чистую любовь и благожелательность, чем отдать что-то материальное. Чистая любовь это страстное пожелание счастья всем существам. Сострадание есть суть Дхармы, поэтому Будда Шакьямуни особо отмечал важность созерцания сострадания. созерцая и развивая сострадание (пожелание всем существа избавления от страдания), мы обретаем суть прочих практик Дхармы.
Отстраняйся от гневливых, несчастных умов и будь счастлив везде, где бы ни оказался.
Перестань цепляться ко всему на свете; живи, ни к чему не привязываясь.
Привязанность никогда не принесет тебе благое перерождение, она удушает свободную жизнь.
Встретив практики, ведущие к счастью, всякий раз усердно изучай их.
Какое бы дело ты ни начал, сначала закончи именно его. Любое дело исполняй усердно, иначе ничего не достигнешь. Если мы выполняем духовные практики неосновательно, приобретая неполный опыт во многих медитациях, обращаясь к медитациям разных традиций, то никогда не сможем ни одну из них довести до совершенства. мы должны уподобиться строителю и возводить стены нашего духовного дома, все время работая упорно. Мы должны всегда давать время на появление ростков своих дел и не должны ожидать, что приобретем "мгновенное блаженство", выполняя какую-то практику несколько недель, месяцев или пусть даже год. Ясное понимание и усиливающаяся осознанность в любой жизненной ситуации могут появиться только спустя несколько лет. На самом деле, если мы уже начали пробуждать ум, то должны взять за цель его пробуждение и поддерживать свое крепкое намерение на протяжении всей жизни.
Иногда мы можем преисполниться чувства гордости из-за признаков неких достижений, тогда как признаки отката назад, когда над нами берут верх наши недостатки и привычные пристрастия, обескураживают нас. Все эти чувства взаимосвязаны, ведь угнетенное состояние духа существует только в связке с приподнятым настроением, ни одно такое чувство не бывает независимым. И хорошо, что в нашей жизни так много течений, как в полноводной широкой реке. Поэтому нам нельзя приходить в возбуждение, когда добиваемся великих достижений, и падать духом, когда терпим неудачи в своих практиках. нам следует считать большой удачей уже одно то, что мы родились в драгоценной форме человека, обладающего широким спектром возможностей.
Если ум проявляет трусость, восславь возвышенный ум. Мы должны попытаться воспитать в себе мужество воина и сильный ум, чтобы с энтузиазмом и усердием заниматься своими практиками. Если нам при наших усилиях недостает смелости, тогда медитация просто наскучит нам. Если вода способна наполнить ведро по капле, тогда почему нельзя освободить ум посредством поступательного внутреннего развития? Если ум направить на правильный путь, тогда он благодаря своей подвижности и гибкости обязательно сможет обрести полную свободу от смущения. Полное пробуждение этих возможностей представляет собой высшую природу самого ума.