Содержание ветки: Торчинов “Учение о Я и личности в буддизме” Торчинов - Введение в буддологию Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, психотехника и трансперсональные состояния Торчинов: Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур Даосизм - Торчинов Даосская практика достижения бессмертия - Стулова Торчинов Е.А. - Даосская йога Жизнь и смерть в буддизме - реферат шуньявада-виджнянавада Методологические аспекты буддизма. - Парибок Направленность желаний Шэн-янь - Буддизм и искусство Ачаан Брахмавамсо - Окончание вещей. Наставление о безличности Тханиссаро Бхиккху - "Нет Я" или "Не Я" Гималайские мудрецы. Вечно живая традиция - Раджмани Тигунайт Торчинов Переводы текстов китайского буддизма. Статьи
*****************************
Торчинов. Будда
[Spoiler (click to open)]для Хинаяны Будда - земной учитель, обретший пробуждение и указавший путь к освобождению. Вместе с тем, хотя Буддой может стать только человек, сам Будда не может считаться человеком: человек - одно из существ сансары, подверженный смертям и новым рождениям по закону кармы, тогда как Будда выходит за пределы этого мира, обладает всей полнотой истины, всеведением и свободой от неведения, влечений и кармы. Такая концепция Будды получила название лаукика - «мирской». Если Хинаяна/Тхеравада рассматривала Будду как земного учителя, который благодаря своим заслугам и усердной монашеской практики обрел освобождение (нирвану), то Махаяна разработала учение о будде как вечном метафизическом принципе, тождественном природе реальности, как она есть (татхата). Дхармовое Тело Будды превратилось в буддийский аналог Абсолюта как природы истинной реальности. Эта концепция Будды называется локоттара - сверхмирской. Второе Тело - Самбхогакая (Тело Наслаждения) рассматривается как плод неисчислимых заслуг «исторических» Будд, в котором они наслаждаются блаженством нирваны. Это тело отражается в мирах форм (рупадхату) и не-форм (арупадхату). Одновременно, в этом Теле Будда общается с высшими личностями - бодхисаттвами и йогинами, сознание которых развертывается на соответствующих уровнях, наставляя их и оказывая им помощь и поддержку. Если Дхармакая иконографически никак не изображается или изображается символически в виде ступы, то Самбхогакая как «прославленное Тело» изображается с такими атрибутами, как короны, серьги, браслеты и т.д. В тантрической традиции Тибета Самбхогакая иногда представляется в виде так называемых пяти дхьяни-будд (правильнее, джин - Победителей или Татхагат - Так Ушедших), символизирующих пять трансцендентных мудростей этого уровня природы Будды Третье Тело - Нирманакая (Превращенное, или Магически Созданное Тело). В этом Теле Будда являют себя на уровне мира желаний (камадхату) для проповеди Дхармы людям. Так, Сиддхартха Гаутама (исторический Будда) может рассматриваться после достижения им пробуждения (бодхи) как нирманакая-Будда по имени Шакьямуни. Иконографически Будда в этом Теле изображаются в виде странствующих монахов (бхикшу). В Махаяне сложилось представление, согласно которому создавать такие «превращенные тела» могут также бодхисаттвы и совершенные йогины. Доктрина Трех Тел Будды детально разрабатывалась религиозно-философскими школами буддизма. Наибольшую роль в ее становление внесла школа виджнянавады (йогачара), все основные сочинения которой содержат соответствующие разделы.