Ветку "Рамана Махарши"можно посмотреть, в частности, здесь http://forum.arimoya.info/threads/Рамана-Махарши-Будь-тем-кто-ты-есть.1574/ Содержание: Рамана Махарши “Будь тем, кто ты есть!” Рамана Махарши Проблема самопостижения Рамана Махарши Весть Истины и Прямой Путь к Себе Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 1 Беседы с Шри Раманой Махарши. Том 2
[Spoiler (click to open)]аджня -власть; приказ. адхара- опора. адьятмика шакти -сила Атмана. акашавани -голос, приходящий с небес. акхандакара вритти -целостное переживание. амрита -нектар Бессмертия. анади -не имеющий начала. антармукхи манас -ум, обращенный вовнутрь. антах пранаяма -внутренний контроль дыхания. Аруначала -Бог Шива (см.), воплощенный в горе, выступающий как безмолвный Учитель на Пути Знания ативахика шарира -тонкое тело, которое остается после разрушения физического тела и несет индивидуума в другие миры. ати шунья -выше пустоты. атма-вuчapa -само-исследование, практика тщательного исследования, или внимания к чувству "я", с целью узнать "Кто я?". атма джняни -тот, кто осознал Себя, Атмана атма ништа -пребывание в Атмане атманусандхана -постоянное размышление об Атмане атьянта вайрагьям -абсолютное бесстрастие. ахам -принимает различные значения в зависимости от контекста: Я (истинное переживание Атмана); "я" (иллюзорное чувство индивидуальности, вызванное неправильным отождествлением чувства "Я" с телом). ахам Брахмасми- махавакья "Я есмь Брахман". ахамкара (или аханкара) - «создающая "я"»; способность, обычно называемая "эго", вызывающая отождествление ис¬тинного Я, Атмана, с иллюзорным "я"; чувство личности. ачала -недвижимое; холм или гора.
бандха -"пребывающий в зависимости"; человек, который не осознал Себя, Атман. бандха хету -причина зависимости. бахир пранаямам -внешний контроль дыхания. бинду -точка (термин, используемый в тантризме как символ вселенной в ее непроявленном виде). Брахмавид -тот, кто осознал Брахмана (достиг ступени "Само-реализация"; см. джняна бхумики). Брахма-видвара -лучший среди знатоков Брахмана (достигший ступени "непривязанность"). Брахма-видваришта -лучший среди знатоков Брахмана (достигший ступени "трансцендентальность"). Брахма-видварья -лучший среди знатоков Брахмана (достигший ступени "невосприятие объектов"). Брахмаджняна -Знание (осознание) Брахмана Брахмаджняни -тот, кто осознал Себя. брахмакара вритти -мысль о Брахмане; ум, обращен¬ный вовнутрь. Брахма ништа -тот, кто установился в Брахмане. брахмачарин -"пребывающий в Брахмане". Будда -тот, кто сознаёт; пробуждённый. буддхи -интеллект. бхавана -представление или отношение и особенно духовное - к Богу и садхане непрерывная медитация; устойчивая кон-центрация ума. бхума -всеобъемлющий; Абсолют.
вайрагья -бесстрастие; непривязанность. васана -привычка ума; скрытая склонность или впечатление. васана кшайя -прекращение васан вибхути -священный пепел; Милость Бога; сверхъестественная сила. виварта вада -теория, что Брахман появляется как мир, душа и Бог, словно верёвка, кажущаяся змеей (хотя на самом деле она и не меняется). виджняна -особое знание; духовное знание. виджнянамайя коша -оболочка интеллекта. вишварупа (даршан) -Бог, видимый как охваты-вающий форму вселенной. вишранти -отдых, покой, тишина. вритти -видоизменение ума.
Гаятри -наиболее известная ведическая мантра (см.): "Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём". грантхи -узел неведения. гунатита -тот, кто превзошел гуны
ишта дэвата -личный Бог (форма Бога), объект почитания или размышления. И́швара -Бог; Высочайшее Существо в Его аспекте Господина мира. И́швара дришти -видение всего как Бога.
йога -соединение или средство соединения человека с Богом, но обычно обозначает путь раджа-йоги. йогарудха -тот, кто достиг йоги.
карта- деятель, действующий; делатель. картритва буддхи -чувство делания. кашайя -скрытое загрязнение. кевала самадхи -самадхи, в котором активности тела и ума поглощены только временно. кохам -вопрос "Кто я?" крама мукти -постепенное Освобождение. кшетра -храм; поле; тело.
манана -вторая стадия садханы на пути Знания; глубокое размышление над услышанной Истиной. манолайя -временное спокойствие ума, часто, но ошибочно принимаемое за нирвикальпа самадхи. манонаша -угасание ума, его окончательное уничтожение. манта -мыслитель. мауна -Тишина; Молчание; невыразимость; Истина Брахмана, выражаемая знатоком Брахмана только его пребыванием в Безмолвии. махавакья -"великое высказывание"; четыре главных изречения, провозглашающие истину Брахмана (по одному из каждой Веды): 1) Праджняна Брахма "Праджняна (Сознание) есмь Брахман"; 2) А́хам Брахмасми "Я есмь Брахман"; 3) Тат Твам Аси "Ты еси ТО"; 4) А́йям А́тма Брахма "Этот Атман есмь Брахман". ТО (санскр. Тат) - безличная основа мира (см. Брахман), не имеющая атрибутов, на которую можно только "указать". Еси, есмь (старослав.) здесь означают истину духовного Бытия, которое не связано с эмпирическим существованием, фиксируемым одним из значений настоящего времени современного глагола "быть".
нада -тонкий звук, сопровождаемый светом. нама -имя; имя Бога. нама джапа -повторение имени Бога. намаскар -падение ниц перед Богом или Гуру. нама смарана -вспоминание и повторение имени Бога. нахам -не-Я. нивритти марга -Путь отречения; отвращение от дея¬тельности и поворот к тому, чтобы вспоминать Атман, Я. ниджананда -истинное блаженство. нидидхьясана -непрерываемое созерцание; третья и последняя стадия на пути Знания перед Реализацией: твердое пребывание в Истине (с усилием), которое при Само-реализации переходит в прямое, без усилий, переживание Атмана. ниракара упасана -медитация на бесформенном.
нирвикальпа самадхи -высочайшее состояние концентрации, в котором душа утрачивает все чувства отличия от всеобщего Я, но временное, с возвращением к эго-сознанию. ниродха -контроль; сдерживание.
ОМ -глубинный символ Всеобщности, Целостности, символ Атман и Брахмана; источник всех звуков и сущность Вед. ОМ Taт Cam -обозначение Брахмана.
падартхабхавини -абсолютное отсутствие восприятия объектов; одна из семи, шестая ступень Просветления. парамартхика -конечная, или абсолютная, реальность.
праджня -индивидуальное существо в глубоком сне. праджняна -Мудрость; Знание; полное Сознание. праджняна гхана -полное Знание; твердость в Мудрости или в Знании. прапатти -само-отдача. npапти -достижение.
рави марга -Путь солнца. расасвада -вкус Блаженства при отсутствии мыслей.
савикальпа самадхи -состояние сознания, в котором различие между познающим, познанием и познаваемым ещё не утрачено. Шри Рамана использовал этот термин для обозначения уровня самадхи, который поддерживается постоянным усилием. садхана - "эффективное средство достижения"; духовная практика, Путь, ведущий к Освобождению. садйомукти -немедленное Освобождение. самадхи -Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания Атмана. самскара -врождённая склонность ума. самьямана -однонаправленность, сосредоточение, ума. Cam-caнг -"пребывание в Бытии"; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца. сахаджа -естественное состояние человека. сахаджа самадхи -самадхи (см.), которое приходит естественно и всегда присутствует. сохам -утверждение "Я есмь ОН (то есть Брахман)". таттва -Истина, действительность, реальность; принцип, сущность. теджас -лучезарность, блеск, сияние. упасака -тот, кто медитирует. упасана -медитация. хридайя- Сердце; Сердечный центр в теле. хридайя грантхи- узел Сердца. хрит -Сердце. хрит пундарика -лотос Сердца. чидвьёман -широкое пространство сознания. чинмайя -полнота сознания. чинтамани -драгоценность, исполняющая желания. читтайкограта однонаправленность, или сосредоточенность, ума. читта-ниродха -контроль ума. шунья -"абсолютная пустота", синоним Брахмана.