Содержание ветки: Далай-лама Гарвардские лекции Путь к просветлению - Лекция Далай-ламы XIV Буддизм Тибета - Далай лама XIV Далай лама XIV ОТКРЫТОЕ СЕРДЦЕ Медитация Лекция Далай-ламы Медитации на каждый день - Далай-лама Буддизм Тибета 2 Пять умственных помех и их преодоление Гуру Падмасамбхава - "Ваджрный учитель и божество йидам" Тренировка ума по семи пунктам - Еше Дордже Чекава Сутра высказанная Вималакирти Свет Трех Драгоценностей Буддийская практика - Далай Лама XIV Далай Лама XIV - Буддийская практика (другое) Далай-лама XIV - Четыре Благородные Истины Далай-лама о Дзогчене
Далай-лама о Дзогчене Учения о Пути Великого Совершенства
Цитата: В настоящей книге собраны учения, данные в разное время Далай-ламой на Западе. Общей темой, их объединяющей, является Дзогчен, сердечная суть древнейшей школы тибетского буддизма. Его Святейшество со свойственными ему душевной энергией, мудростью и состраданием разъяснял основные положения этого уникального метода работы с сознанием. Отдавая должное своеобразию Дзогчена, он рассматривает его в связи с широким спектром других направлений и школ тибетского буддизма. Он разъясняет суть дзогченовских практик, привлекая сравнения и примеры из различных направлений Высшей Йога-тантры и отвечая на такие вопросы, как: почему Дзогчен называют «высшей Колесницей пути просветления»? Какие главные положения других направлений буддизма необходимо знать практику Дзогчена? Эта книга по-новому раскрывает богатство, разносторонность и широту взглядов Далай-ламы.
[Spoiler (click to open)]Эма! Все явления без исключения Совершенны в непрерывном потоке самовозникшего ригпа. Коренной текст начинаются с возгласа эма!, выражающего восторженное изумление. ...Их исконное состояние - это изначальное естественное совершенство в непрерывном потоке саморожденного чистого Осознания, и все они пребывают в его обширном пространстве. В некотором смысле проявления сансары зависят от деятельности обычного ума, в то время как проявления нирваны находятся в зависимости от ригпа. врожденный ум ясного света основы называется сугатагарбха, то есть природа будды. он называется несоставной ясный свет. Слово несоставной применяется для обозначения чего-то, не зависящего от причин и условий. В то же время его часто применяют для описания того, что не является новым или временным, то есть это нечто, существующее изначально как непрерывное постоянное состояние. Возьмем, например, просветленную активность природы будды. ее называют постоянной. имеется в виду непрерывное, постоянно присутствующее состояние : активность природы будды протекает не прерываясь; поэтому она и названа постоянной.[36] Поскольку ее просветленные деяния весьма обширны, Природу будды можно назвать всепроникающей; Поскольку эти деяния неистощимы, Их и по праву можно назвать постоянными.
Подобным же образом и ясный свет можно назвать изначальным, поскольку он не имеет начала и его не нужно придумывать или изобретать. Он есть нечто такое, что пребывает непрерывно, или постоянно. Это один из способов объяснения понятия несоставной. Такие понятия нужно понимать в рамках определенного контекста. Например, в каком-то тексте говорится: «Все существующее обязательно составное». Это утверждение нужно понимать в том смысле, что все вещи, так сказать, складываются воедино на основе деятельности рассудка, поэтому с этой позиции они составные.[37] Однако самовозникшее ригпа превыше всех определений обычного ума. Такие идеи, как составное и несоставное, непрерывное и прекращающееся, все еще относятся к продуктам построений обычного ума. Поскольку природа самовозникшего ригпа лежит за пределами обычного сознания, средствами этого обычного ума его описать невозможно. Ум просто не в состоянии дать ему должное определение. Осознание, ригпа, превыше всех представлений и объяснений.
Лично я нахожу эту тему чрезвычайно интересной и согласовываю свои утверждения с мнениями самых разных традиций из числа четырех школ тибетского буддизма - Сакья, Кагью, Ньингма и Гелуг. Несмотря на некоторые расхождения все они согласны в одном. В цикле Гухьясамаджи саморожденная мудрость ригпа называется врожденный ум ясного света основы. В цикле Калачакры применяется определение всеобъемлющее нерушимое пространство, а в Хеваджра тантре в разделе пояснительных тантр под названием Тантра ваджрного шатра[38] и связанных с ним текстах - драгоценный ум. Там говорится: Помимо драгоценного ума нет ни будд, ни обычных существ. В традиции Дзогчен используются термины обычное осознание и ригпа чистое осознание. понятия самоосвобождение, освобождение обнажением [подлинной природы ума] и беспрепятственный, будут полезны при рассмотрении этого вопроса.
Итак, эти строки указывают на то, что основой для всех проявлений сансары и нирваны служит самовозникшее ригпа. И далее: Это путь сердечной сущности, где знание одного освобождает все. Если вы действительно поняли ключевой момент, то этот опыт, принятый за основу, может принести понимание других важных моментов. Поэтому это и есть «путь сердечной сущности, где знание одного освобождает все». Трехчленная мудрость - переживание чистоты. Поскольку здесь мы имеем дело с учением Дзогчен, термин «трехчленная мудрость» означает сущность, природу и энергию, или способность реагировать. На мой взгляд, можно дать такую трактовку: «изначальная мудрость ригпа, которая является основой», «изначальная мудрость ригпа, которая является природой», « изначальная мудрость ригпа, которая является энергией». Строка «Трехчленная мудрость - это переживание чистоты» указывает на метод трекчо.
В одновременном постижении и освобождении обретается природа будды. Если ученик с высшими способностями, имеющий в качестве опоры накопленные благие заслуги, понял этот основной момент, постижение и освобождение происходят одновременно. Например, вовремя посвящения некоторые ученики на собственном опыте переживают пробуждение в своем потоке ума изначального знания. В этом и состоит смысл и цель посвящения. Одновременное постижение и освобождение такого рода приводят к очень быстрому пробуждению природы будды, поэтому это совершенно особенный путь. Поскольку путь состоит в том, чтобы поддерживать пребывание в мгновенном присутствии, состоянии ригпа, то в следующей строке дается совет прямо и безо всякого отвлечения смотреть в сущность ригпа. Так смотри без отвлечения прямо в сущность ригпа. И далее: А А А Строфа завершается троекратным повторением слога А. Этот слог символизирует совершенство мудрости, Праджняпарамиту.
Пока я буду медленно зачитывать вслух этот текст, сидите спокойно с прямой спиной и старайтесь не отвлекаться. В учении Дзогчен есть хороший метод: «направить свой ум в глаза, а глаза направить в пространство». Это полезно, потому что зрительное сознание имеет над нами большую власть. Вам не нужно смотреть на что-то вовне, просто установите неподвижный взгляд в пустом пространстве между вами и внешними предметами. Несмотря на мои объяснения, у вас могут оставаться различные сомнения. Но сейчас не нужно ни размышлять, ни думать, то есть не идти на поводу у обычного сознания. Не думайте: «Это то, а это не то, это подобно тому, а то этому». Ваш ум не должен замутняться никакими видами цепляния. Пусть он остается просто ясным, просто осознающим. Посмотрите, сможете ли вы оставаться с непоколебимой устойчивостью в естественном состоянии ригпа - по своей сути пустотном, просто ясном, просто осознающем, изначально чистом.
Эма! Все явления без исключения Совершенны в непрерывном потоке самовозникшего ригпа. Это путь сердечной сущности, где знание одного освобождает все, Путь, объединяющий в себе тантры, комментарии и сущностные наставления. Трехчленная мудрость - переживание чистоты. Четыре видения - вот превосходный путь. В одновременном постижении и освобождении обретается природа будды. Так смотри без отвлечения прямо в сущность ригпа. А А А
Особые наставления премудрого и славного царя
Прежде всего, я бы хотел отметить очень важный момент. В буддизме теория и практика неотделимы друг от друга и, в отличие от некоторых небуддийских традиций, в нем нет таких учений, которые ограничиваются лишь философскими понятиями. В то же время, некоторые буддийские учения могут отличаться друг от друга расстановкой акцентов. Есть такие наставления, в которых подробно объясняются стадии практики, а есть и другие учения, в которых детально разбираются основные философские понятия. Обратимся к трудам великих мастеров Индии. Ученый Нагарджуна в своих Шести Собраниях рассуждений, уделял первостепенное значение именно убедительным доводам. Шантидева в работе Вступление на путь бодхисаттв (Бодхичарьяаватара) освещал более практические моменты, хотя глава, в которой говорится о мудрости, адресована тем, кто не способен прямо войти в переживание истинного воззрения, поскольку для этого необходимо предварительно подготовить свой ум при помощи интеллектуальных рассуждений. Нагарджуна в своем Хвалебном собрании объясняет немного по-другому. Следует упомянуть также песни переживания махасиддхов, доха, которые в некотором смысле являются наставлениями по практикам Ануттарайоги, высшего уровня Ваджраяны. Эти песни рождались спонтанно, как непосредственное выражение прямого переживания, в них нет пространных философских рассуждений, они отличаются простотой слога и точностью выражения сути. Итак, некоторые трактаты великих мастеров четырех школ тибетского буддизма - Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг - делают акцент на теоретической основе, другие уделяют больше внимания выражению глубоких переживаний личного непосредственного опыта практикующего. К этим последним и относится текст Дза Патрула Ринпоче Три наставления, проникающие в суть.
Патрул Ринпоче был великолепно образованным мастером и непревзойденным бодхисаттвой, но при этом отличался исключительной скромностью. Однажды возле дома, где жил Ринпоче, собралась шумная толпа учеников, ожидавших наставника. Но Дза Патрул в тот момент нуждался в тишине и спокойствии, поэтому он незаметно ускользнул от них в соседнюю долину, где нанялся слугой в один из деревенских домов. В его обязанности входили все виды работ по дому, в том числе по утрам он выносил ночной горшок пожилой хозяйки. Тем временем исчезновение Ринпоче было обнаружено, и неутомимые ученики стали прочесывать соседние деревни. Наконец они добрались до того самого дома, где служил Дза Патрул. «Не видали Патрула Ринпоче?» - спросил хозяйку дома один из учеников. «Здесь никаких лам нет, - пожала плечами женщина. - В доме кроме моей семьи живет только старик в потертой одежде, я недавно наняла его слугой». Ученикам потребовалось совсем немного времени, чтобы узнать правду. Когда хозяйка дома поняла, какой великий мастер ей прислуживал, в стыде и смятении она рухнула перед ним на колени и разрыдалась. Эту историю мне рассказал Кхуну Лама Тендзин Гьялцен, вместе с которым мы изучали Бодхичарьяаватару.
Теперь я прочитаю коренной текст: Здесь содержатся Особые наставления премудрого и славного царя вместе с комментариями.[42] Хвала Учителю! Воззрение -обширное безграничное пространство. Медитация -лучи мудрости и любви. Действие -деяния бодхисаттв. Всякий, кто практикует подобным образом, С легкостью обретет просветление в этой жизни, А если и нет, то будет счастлив. Как чудесно!
Что касается воззрения. Есть три наставления, проникающие в самую суть практики. Во-первых, расслабься и успокой свой ум, Без мыслей, не концентрируясь и не пытаясь их разогнать. Пребывая в покое этого простого состояния, Внезапно выкрикни «Пхат!», слог, разбивающий ум вдребезги, Сильно и резко. О чудо! Не осталось ничего. Ум поражен, прикован к месту изумлением, Но тем не менее все прозрачно и ясно. Свежее, чистое и внезапное, а потому неописуемое состояние: Распознай его как чистое Осознание дхармакайи. Это первое сущностное наставление - о прямом знакомстве лицом к лицу с состоянием ригпа.
Итак, в тексте объясняются такие понятия, как воззрение, медитация и действие. На самом деле воззрение пронизывает все три слова, или наставления, и первое из них - это «прямое знакомство лицом к лицу с состоянием ригпа». В данном контексте, как я уже говорил, воззрение есть способ обретения убежденности, избавления от сомнений.
Отныне, находишься ли ты в покое или в движении, Приходят ли гнев или вожделение, счастье или печаль, Во всякое время, в любых обстоятельствах Узнавай эту уже познанную тобой дхармакайю, И два ясных света, уже знающие друг друга мать и сын, воссоединятся. Покойся в этом состоянии неописуемого Осознания. Покой и блаженство, ясность и поток мыслей - отсекай их снова и снова Внезапным ударом слога искусных средств и мудрости. Без различения между медитацией и состояниями после нее, Без разделения времени на медитативные сессии и перерывы, Оставайся всегда в этой нераздельности. Однако пока не достиг устойчивости, Важно медитировать в стороне от дел и отвлечений, Разделив практику на медитационные сессии. В любое время, в любой ситуации, Пребывай в потоке дхармакайи. Реши с абсолютной уверенностью, что превыше этого нет ничего.
Вот второе сущностное наставление: «Прими решение пребывать в этом едином состоянии и только в нем». Если тем временем возникнут радость или печаль, привязанность или отвращение, - Любые рассудочные мысли, чередой идущие одна за другой; Будучи узнанными, они не оставят следа. Распознавай дхармакайю, в которой они все освобождаются. Подобно тому, как исчезают письмена на воде, Процесс возникновения и освобождения становится естественным и непрерывным. Тогда все, что бы ни появилось, станет пищей для пустотности обнаженного ригпа, А все движения ума - внутренней энергией Царя дхармакайи. Они изначально чисты и не оставляют следов. О радость! Все продолжает появляться также, как и прежде Разница в способе освобождения, вот в чем суть! Без этого понимания медитация становится путем умножения иллюзий, А с этим знанием, даже без медитации, пребываешь в дхармакайе.
Вот третье сущностное наставление: «С прямой уверенностью пребывай в состоянии освобождения от появляющихся мыслей».
Далее следует колофон: Истинное воззрение объединяет в себе эти три сущностных наставления, А медитация, которая есть союз любви и мудрости, Сопровождается действием, свойственным бодхисаттвам. Даже если все будды трех времен соберутся вместе, Они не смогут дать учения, превыше чем это.