Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи
"Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги - хатха йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения крийя-йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся йогой, любого уровня подготовки."
Когда язык входит во внутреннее нёбо, то это кхечари. Посредством практики кхечари также возникает состояние унмани. Межбровье - это обиталище Шивы, который поглощает умственное осознание. Когда осознание поглощается в этом центре, человек утрачивает ощущение времени. Так следует продолжать практику кхечари, и тогда начнется йога нидра. Достигнув йога нидры, человек утрачивает осознание времени.
Прана Ахути (крийя № 16)
Слово прана имеет на санскрите много значений. В основном, оно означает энергию на всех уровнях, тонких и ли грубых. В своей наиболее грубой форме она может пониматься как материя, поскольку, согласно выводу Эйнштейна, материя представляет собой просто локализованную и «плотную» энергию. Физики атомщики исследуют этот вид праны, когда расщепляют атом. В человеке этот уровень праны именуется аннамайя коша (оболочка, которая вырабатывается из пищи). Это физическое тело. Именно этот вид праны называется материей, которую могут понимать большинство людей. Более того, именно с физическим телом большинство людей преимущественно отождествляют свое «Я».
На слегка более тонком уровне существует прана, или энергия, которая координирует «физическую энергию», или материю. ее нередко называют биоплазменной или биолюминесцентной энергией. Ее также называют жизненной силой, витальной энергией и множеством других имен. Этот вид праны течет во всем, от маленького камешка до гигантской галактики, от крохотного насекомого до человека. Это - связующее звено между разумом и материей. В человеке этот уровень энергии носит собирательное название пранамайя коша (витальная или эфирная оболочка). Большинство людей, занимающихся йогой, как. правило, считают праной только этот уровень энергии. Это не вызывает возражений, но понятие праны охватывает все виды энергии. Биоплазменная энергия составляет часть нашей человеческой структуры, и ее, несомненно, можно переживать, по опыту и познавать, когда восприятие становится более острым.
Еще более тонкой, чем биоплазменная энергия, является прана в форме ментальной энергии. Она управляет и физическими, и биоплазменными энергиями во вселенной, будь то в камнях, растениях, животных или чем либо другом, существующем в любом обличий или любой форме. она именуется маномайя коша (ментальная оболочка). Все люди переживают этот уровень праны в форме мысли. Кроме того, именно ум, в совокупности с физическим телом, по мнению большинства людей, составляет всё «Я». Прана также существует и действует на еще более тонких уровнях. Достаточно сказать, что прана - это энергия, которая лежит в основе всей проявленной вселенной и всего, что в ней есть, будь то видимое или невидимое, ощутимое или неощутимое. Ее также называют Шакти, и в индийской культуре различным видам и аспектам праны соответствуют разнообразные божества - Дурга, Кали, Ума и так далее. Этим божествам поклоняются потому, что символизируемая ими прана может вызывать благоприятные или неблагоприятные изменения в жизни человека.
Ничто не может существовать или функционировать без праны. Всё сущее - это прана во множестве различных обличий и форм. Без праны нет жизни. Более того, без праны невозможна практика йоги. Именно течение праны позволяет практиковать асаны, пранаяму, карма йогу, бхакти йогу и так далее. Медитация не может возникать без присутствия тонкой праны. И это течение спонтанно. Оно происходит; его невозможно заставить происходить.
Крийя называется прана ахути. Слово ахути означает «введение» или «вливание». Поэтому название этой практики можно перевести как «вливание тонкой праны». Без этой праны вы не достигнете медитации крийя йоги. Именно милость позволяет этой пране наполнять все ваше существо. Прана ахути призывает этот приток сверхзаряженной божественной энергии, которая переводит человека в новое измерение бытия. Практика носит и символический, и призывающий (молитвенный) характер.
Сидячее положение
Оставайтесь в том же положении, как и в сушумна даршане. Старайтесь совсем не шевелиться. Подойдет любая удобная сидячая асана, но предпочтительно использовать падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану.
Техника выполнения
Продолжайте удобно сидеть. Держите глаза закрытыми. Дышите нормально. Представляйте себе, что на вашей голове лежит божественная рука. Ощущайте ее мягкое прикосновение. Чувствуйте, как рука вливает тонкую прану в ваши тело и ум. Прана низвергается вниз по позвоночнику.
Поначалу вам, возможно, понадобится немного воображения, но по мере практики вы будете действительно ощущать текущий вниз мощный поток энергии. Эту энергию трудно описать, но она может переживаться как волна жара или холода, как электрический ток, поток жидкости или ощущение покалывания. Вы можете начать слегка дрожать или трястись, но не беспокойтесь. В конце концов вы ощутите, как прана проникает в муладхара чакру. На этом завершается практика. Сразу же переходите к следующей практике - уттхан.
Дыхание В течение всей практики дышите нормально.
Осознание Осознавайте только прану, вливающуюся в тело и стекающую вниз по позвоночнику.
Продолжительность Следует заниматься до тех пор, пока вы не ощутите, что прана, входящая в верхушку позвоночника, пронизывает муладхара чакру. то вам может понадобиться немного больше времени.
Пранаяма. Капалабхати
Капалабхати - это техника пранаямы, хотя в некоторых текстах йоги она упоминается как одна из шаткарм. Она похожа на бхастрика пранаяму. Однако она обладает отличительными особенностями и в технике выполнения, и в том, что касается полезных свойств. Это прекрасная практика, которая очищает переднюю часть мозга, массирует органы брюшной полости и улучшает дыхание. Кроме того, это мощный метод пробуждения ума. Попробуйте сами! Поэтому ее можно использовать с целью подпитки ума. Она идеально подходит для выполнения непосредственно перед переходом к медитативным техникам.
Бхалабхати
«Бхалабхати бывает трех видов. Это ваткрама, вьюткрама и шиткрама. Они полезны для удаления из тела мокроты и избыточной слизи. Ваткрама представляет собой вдыхание через левую ноздрю и выдыхание через правую, затем вдыхание через правую ноздрю и выдыхание через левую. Дыхание должно быть медленным и контролируемым. Бхалабхати сделает твое тело подобным телу Купидона».
Определение
Слово капала означает «лоб» или «передняя доля мозга»; бхати означает мехи - инструмент, который использует деревенский кузнец для создания поддува воздуха в своем горне. Поэтому название капалабхати можно перевести как «продувка передней части мозга». В этой практике легкие подобны мехам, втягивающим воздух в тело и выбрасывающим его наружу. С этим потоком воздуха связаны тонкие течения праны. Некоторые из этих течений можно ясно ощущать внутри лба. Они пульсируют в ритме продувающего действия легких; то есть в передней части мозга происходит продувка праной - отсюда и название практики. Она обеспечивает очищение всей этой области.
«Вдох и выдох следует делать быстро, подобно тому как работают кузнечные мехи. Это очень известная практика капалабхати, которая устраняет болезни, вызываемые избытком слизи в теле».
Способ быстрого дыхания
В бхастрика пранаяме и вдох, и выдох акцентируются и производятся с силой. В капалабхати сильным должен быть только выдох, при совершенно пассивном вдохе. То есть при выдохе воздух с силой изгоняется из легких путем сокращения мышц живота, а вдыхание воздуха происходит за счет пассивного движения мышц живота наружу. Весь процесс быстрого дыхания должен в максимально возможной степени осуществляться животом, при минимальном движении грудной клетки.
Техника выполнения
Сядьте в удобную асану. Держите спину прямо. Закройте глаза. Расслабьте все тело. Начинайте первый цикл. Делайте выдох путем энергичного сокращения мышц живота. Вдыхайте, пассивно позволяя животу расширяться; не следует делать никаких усилий. Сделайте лишь столько быстрых вдохов, сколько вам удобно - не больше. Затем сделайте один глубокий и медленный вдох. Потом сделайте как можно более полный выдох, опустошив легкие. Выполняйте маха бандху. Задерживайте дыхание так долго, как вам удобно. Затем прекратите маха бандху, поднимите голову и медленно вдохните. Это конец первого цикла. Если вы чувствуете, что задыхаетесь или устали, сделайте несколько нормальных вдохов. Затем начинайте второй цикл.
Дыхание
В начале практики должно быть быстрое дыхание с акцентом на выдохе. Затем сделайте один глубокий вдох и один полный выдох. Во время выполнения маха бандхи задерживайте дыхание. При необходимости, дышите нормально перед началом второго цикла. В течение всей практики дышите носом; не дышите ртом. После завершения маха бандхи вам, возможно, окажется немного трудно сделать вдох. Легкие как будто замкнулись. Эту проблему можно преодолеть, сделав перед вдохом очень небольшой выдох. Помните: быстрое дыхание должно осуществляться животом, а не грудной клеткой.
Осознание
Фиксируйте свое внимание на чидакаше, темном пространстве, которое вы будете видеть перед закрытыми глазами. Ощущайте пранические течения в чидакаше, вызываемые продувкой легких. Ощущайте, как очищается вся область переднего мозга.
Продолжительность задержки дыхания
Выполняя маха бандху, задерживайте дыхание лишь настолько, насколько вам удобно - не дольше. По мере практики продолжительность задержки можно постепенно увеличивать. Полезное действие возрастает с увеличением задержки, однако не перенапрягайтесь.
Количество циклов
Человек, имеющий сильное и очищенное тело, может выполнять сотни циклов в течение нескольких часов. Однако среднему человеку мы рекомендуем заниматься не более 10 20 минут.
Благотворное действие
Полезные свойства капалабхати очень похожи на свойства бхастрика пранаямы. Вкратце они таковы: Пищеварение: практика массирует органы пищеварения и улучшает их функционирование. Мозг: капалабхати очищает передние доли мозга за счет ускорения кровотока. На более тонком уровне, она также стимулирует течение праны в этой же области. Дыхание: капалабхати очищает легкие. Она повышает их эластичность и обеспечивает более эффективный обмен кислорода и углекислого газа. Ее безусловно следует делать людям, страдающим респираторными заболеваниями. Занятия капалабхати могут быть полезны для укрепления дыхательных мышц, а также улучшения общего тонуса легких.
Медитативная практика
Капалабхати - одна из лучших подготовительных техник для медитативной практики. Она освобождает ум от мыслей, эмоциональных чувств и чрезмерных видений. Она вызывает безмятежное, восприимчивое состояние ума. По нашему опыту, после капалабхати идеально заниматься практикой чидакаша дхараны.
Обращение нервных рефлексов
Нормальное дыхание характеризуется активным сокращением только вдыхательных мышц, в частности, диафрагмы и наружных межреберных мышц; выдох происходит пассивно при прекращении этого сокращения. Капалабхати обращает этот процесс вспять: выдох становится активным, а вдох - пассивным. Это вызывает обращение потока нервных импульсов от мозга и к мозгу. Это одна из причин стимулирующего действия капалабхати на мозг.