Сатьянанда Сарасвати - Древние тантрические техники йоги и крийи
"Это сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. Оно использует разные направления йоги - хатха йогу, бхакти йогу, джняна йогу и крийя-йогу, предлагая выверенную многолетней практикой последовательную систему освоения йогического мастерства, наиболее эффективную и безопасную. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Это полное изложение древнего учения крийя-йоги, строящееся таким образом, чтобы максимально подробно знакомить читателя с различными практиками, постепенно и в порядке возрастания сложности, как при обучении под непосредственным руководством опытного наставника. Этот курс нацелен на развитие у практикующего состояния совершенного телесного здоровья, покоя ума и психологической устойчивости, совершенной интеллектуальной ясности и более высокого духовного знания и осознанности и будет полезен для людей, занимающихся йогой, любого уровня подготовки."
[Spoiler (click to open)]Когда кармы больше не влияют, а желания и иллюзии устраняются непрерывной практикой - только тогда возникает состояние вечного блаженства йога нидры. Состояние, отличное от трех основных состояний, переживаемое йогами путем расслабления, называется турийя; тогда сияет только вездесущая нидра в форме чистого сознания. Поэтому всегда наслаждайся той нидрой, которая не является формой пракрити, но представляет собой проявленную форму пуруши.
Тема 1 Крийя йога. Практика
Чакра Бхедан
Слово чакра означает «психический центр», а бхедан означает «пронзать». Название практики чакра бхедан можно перевести как «пронзание психических центров».
Рассогласованное осознание дыхания
В большинстве практик крийя йоги, которые мы до сих пор описывали, дыхание согласовывается с осознанием психических каналов арохан и аварохан. То есть при вдохе осознание движется вверх по переднему каналу арохан, а при выдохе оно движется вниз по позвоночному каналу аварохан. Отличительная особенность чакра бхедан состоит в том, что дыхание не полностью согласовывается с осознанием этих двух психических каналов. Вместо этого между дыханием и осознанием имеется такое взаимоотношение: При вдохе осознание движется вниз от свадхистханы к муладхаре, а затем вверх по переднему каналу арохан к вишуддхи, по очереди проходя через промежуточные центры кшетрам. При выдохе осознание движется вверх от вишуддхи к бинду, а затем вниз по позвоночному каналу аварохан, по очереди проходя через промежуточные чакры. Осознание перемещается по кругу через оба психических канала, но слегка не в фазе с дыханием.
Техника выполнения
Оставайтесь в своей сидячей позе, держа голову вертикально, лицом вперед. Держите глаза закрытыми. Продолжайте выполнять кхечари мудру и уджайи пранаяму . Сделайте выдох. Зафиксируйте свое осознание на свадхистхана чакре в позвоночном канале аварохан. Затем, на вдохе, перемещайте свое осознание вниз от свадхистхана чакры к муладхара чакре. Затем двигайтесь вверх через следующие центры кшетрам в передней части тела: свадхистхана манипура анахата вишуддхи
Весь этот процесс показан на рис. 1 выше. По очереди осознавайте каждый центр и ощущайте, как их пронзает дыхание. Не останавливайтесь ни на каком центре. Пусть ваши осознание и дыхание будут подобны длинной тонкой нити. Вдох заканчивается в точке вишуддхи кшетрам. Немедленно начинайте выдох с движением осознания вверх к бинду... а затем вниз через следующие чакры в позвоночнике: аджна вишуддхи анахата манипура свадхистхана Весь процесс изображен на рис. 2. Выдох должен заканчиваться в свадхистхана чакре. На этом кончается первый круг. Сразу же начинайте второй круг. Вдыхайте от свадхистханы к муладхаре, а затем вверх по переднему каналу. Ваши дыхание и осознание должны непрерывно двигаться по кругу. Выполните 59 полных кругов.
Дыхание В течение всей практики выполняйте уджайи пранаяму.
Осознание Осознавайте непрерывный поток дыхания, движущийся через психические каналы арохан и аварохан и пронзающий чакры и центры кшетрам.
Количество кругов и продолжительность Следует выполнять 59 кругов. Для выполнения 59 полных кругов будет требоваться от 20 до 30 минут.
Сушумна Даршана
Слово сушумна имеет глубокий смысл в йоге и духовной жизни. Оно, в частности, указывает на равновесие между: 1. симпатической и парасимпатической нервными системами физического тела; 2. охлаждающими и согревающими течениями пранического тела; 3. интроверсией и экстраверсией ума. Сушумна - это срединный путь между ида и пингала аспектами жизни. Это лезвие бритвы, по которому необходимо идти, чтобы продвигаться в духовной жизни. Если вы отклонитесь от пути сушумны, то потеряетесь, будете оставаться в неведении и перестанете раскрывать потенциальные возможности и знания, содержащиеся в вашем собственном существе. Это единственный путь к самореализации. В физическом теле сушумну символизирует тонкая нить, идущая в центре позвоночника и по очереди проходящая через главные чакры, начинаясь с муладхары и заканчиваясь в сахасраре. Слово даршана в контексте этой крийи означает «видение». Поэтому название практики сушумна даршана можно перевести как «видение пути сушумны». Это крийя, которая следует непосредственно за чакра бхедан. Практика целиком основана на мысленном зрительном представлении. Для многих она окажется трудной. Пожалуйста, не расстраивайтесь; только старайтесь в полную меру сил.
Диаграммы для визуализации
В этой практике вы должны зрительно представлять себе символические изображения чакр, сначала по очереди, а затем все вместе в следующем порядке: муладхара свадхистхана манипура анахата вишуддхи аджна бинду сахасрара Мы рекомендуем вам использовать рисунки чакр Помните, что любые рисунки, которые вы используете, носят лишь символический характер; они являются нашим символическим представлением чакр.
Составная карта чакр
Чтобы развить способность внутренне представлять себе чакры, стоит сделать карту с изображениями всех чакр. Мы рекомендуем действовать следующим образом. Возьмите все рисунки и вырежьте их. приклейте их на длинный лист ярко желтой бумаги друг над другом в перечисленном порядке - чтобы муладхара была внизу листа, а сахасрара наверху. Размер листа желтой бумаги должен быть таким, чтобы оставалась тонкая рамка по бокам, сверху и снизу каждого рисунка. Наконец, приклейте к внешним краям желтого листа широкие полосы черной бумаги. Это сочетание дает совершенное соответствие цветов. Повесьте эту карту на стену. Исходя из собственного опыта, мы настоятельно рекомендуем вам потратить полчаса на изготовление для себя экземпляра такой карты.
Развитие внутреннего зрительного представления чакр
Вы можете использовать карту чакр как внешний метод, помогающий вам развивать способность внутреннего зрительного представления изображений чакр. Метод таков: Повесьте карту на стену так, чтобы ее центр, примерно соответствующий местоположению рисунка манипура чакры, находился на высоте примерно одного метра над полом. Сядьте в удобную позу так, чтобы ваши глаза находились на расстоянии вытянутой руки от карты. Практикуйте тратаку. Не моргая, смотрите на рисунок муладхара чакры в течение нескольких минут. Затем закройте глаза и старайтесь визуализировать тот же рисунок внутренне. Если вам это не удается, снова откройте глаза и пристально смотрите на рисунок муладхара чакры. Через несколько минут опять закройте глаза и старайтесь визуализировать этот же рисунок на мысленном экране. Если вы не можете ничего визуализировать, то снова откройте глаза. Продолжайте действовать в том же духе в течение имеющегося у вас времени. На следующий день повторите тот же процесс с рисунком свадхистхана чакры. В последующие дни повторяйте в точности тот же самый процесс с каждой чакрой по очереди. На восьмой день вы должны стараться визуализировать сахасрару. Если вы оказались неспособны зрительно представлять себе рисунки чакр, а это скорее всего будет именно так, потратьте еще восемь дней, стараясь визуализировать каждый рисунок по очереди... по одному дню практики на рисунок. Продолжайте действовать таким образом в течение нескольких недель и даже месяцев. Это само по себе является прекрасной йогической садханой. Со временем, вы обнаружите, что ваша способность к визуализации начинает пробуждаться.
Техника выполнения
Оставайтесь в удобной сидячей позе. Держите глаза закрытыми, спину - прямой, а голову в вертикальном положении. Дышите нормально. Осознавайте область активирующей точки муладхара чакры. Старайтесь зрительно представлять себе рисунок муладхара чакры. Вы должны видеть четыре красных лепестка лотоса и в центре - змею, обвивающую лингам. Затем осознавайте активирующую точку свадхистхана чакры в основании позвоночника. Старайтесь зрительно представлять себе связанное с ней символическое изображение. Вы должны видеть 6 алых лепестков на темно синем фоне; в центре находится спокойный океан темной ночью, освещаемый только звездами и месяцем. Теперь переходите к активирующей точке манипура чакры; осознавайте область в позвоночнике позади пупка. Следует видеть 10 желтых лепестков на красном фоне; в центре находится пылающий огненный шар. Затем переходите к анахата чакре в позвоночнике прямо позади середины грудной клетки. Зрительно представляйте себе 12 синих лепестков лотоса на оранжево красном фоне; в центре находится яркое пламя - акханда джьотир (вечное пламя); вы должны видеть два перекрещенных треугольника. Переходите к вишуддхи чакре в позвоночнике позади горла. Визуализируйте 16 фиолетовых (пурпурных) лепестков лотоса на зеленом фоне; в центре находится белая капля, источающая нектар. Двигайтесь вверх к аджна чакре у верхушки позвоночника. Зрительно представляйте себе два серебристых лепестка лотоса на красном фоне. На одном лепестке находится солнце, а на другом полная луна. В центре располагаются лингам и символ АУМ. Переходите к точке бинду в затылке. Зрительно представляйте себе большую каплю нектара на темно синем фоне. Наконец, достигайте сахасрары на макушке головы. Зрительно представляйте себе тысячу лепестков, исходящих из центральной точки в беспредельную бесконечность. В качестве высшей точки практики постарайтесь визуализировать все изображения чакр вместе. Это очень трудно и удастся лишь немногим. Если вы можете визуализировать рисунки чакр в отдельности, но не вместе, попробуйте такой вариант: Постарайтесь видеть вместе изображения муладхара и свадхистхана чакр. Затем, на следующий день, попробуйте добавить к ним изображение манипуры. Когда это вам удастся, прибавьте к этим трем изображение следующей чакры. Продолжайте действовать подобным образом до тех пор, пока не построите всю колонну, от манипуры до сахасрары. Затем переходите к следующей практике, независимо от того, можете ли вы визуализировать все чакры вместе или нет.
Дыхание Забудьте о своем дыхании. Пусть оно происходит само по себе. Между дыханием и визуализацией нет никакой взаимосвязи.
Продолжительность Если вы способны зрительно представлять себе некоторые или все чакры, то время практики может составлять до получаса или более. Если вы не можете визуализировать рисунки, то занимайтесь в течение десяти минут, стараясь развить эту способность.
Уджайи Пранаяма с АУМ
Уджайи пранаяма - это психическое дыхание. В сочетании с АУМ она представляет собой прекрасную расслабляющую и предмедитативную технику. Ей легко научиться, и ее могут практиковать все, в любое время дня или ночи. Вы можете использовать любую удобную для вас позу, при условии, что ваши позвоночник, шея и голова располагаются на одной прямой линии. Рекомендуется лежать в шавасане, но, пожалуйста, не засыпайте. В этой практике вы должны научиться храпеть без сна.
Техника выполнения
Расслабьте все тело и подберите свое положение так, чтобы вам совсем не нужно было его менять в течение практики. Закройте глаза. Осознавайте дыхание, втекающее в ноздри и вытекающее из них. Переместите свое осознание вниз, к горлу. Ощущайте дыхание у себя в горле. Сократите голосовую щель. Дышите глубоко и нежно. Ваше дыхание должно быть похоже на мягкое сопение спящего ребенка. У вас должно быть ощущение дыхания только через горло. Соедините Аум с каждым вдохом и выдохом. Вдыхая, мысленно произносите Аум. Выдыхая, мысленно произносите Аум. Продолжайте храпеть и мысленно повторять Аум.
Продолжительность При наличии тренировки эту технику можно выполнять часами, хотя пяти или десяти минут должно быть вполне достаточно для снятия напряжения и расслабления или для подготовки к дополнительным медитативным практикам.
Благотворное действие Эта практика, несмотря на свою простоту, оказывает тонкое влияние на все тело, а также на психический план. Она успокаивает нервную систему и устраняет из ума все заботы и волнения. Люди, страдающие бессонницей, будут иметь спокойный и глубокий сон после занятия этой практикой ночью в постели. Им следует лежать в шавасане, не подкладывая под голову подушку, поскольку это мешает прохождению дыхания через уже сокращенную голосовую щель. Кроме того, эта практика очень полезна при гипертонии, поскольку она снижает частоту сердцебиения.