Цигун в буддийской и даосской традиции - Рамзес (окончание)

Jan 25, 2014 20:35

ранее - http://sonya-h-skaya.livejournal.com/461534.html

Цигун в буддийской и даосской традиции - Рамзес
Цитата:
Тринадцать лет назад я прочитал книгу наставника шаолиньского цигун господина Дэ Чаня «Управление дыханием цигун в шаолиньской традиции». Я не только изучил эти способы и тем самым поправил свое здоровье, но и начал собирать практические техники. А также стал инструктором по восточным единоборствам. Являясь представителем традиционной западной медицины, я был поражен тем, как можно избавиться от сложнейших заболеваний путем простых дыхательных упражнений, плавных движений и легкого массажа.

Полностью - тут:
http://www.koob.ru/ramzes_andrey/ar_6




[Spoiler (click to open)]

4 ЛЕЧЕБНЫЕ МАССАЖНЫЕ ПРАКТИКИ. МАССАЖ

5 ОРГАНОВ ЦЗАН ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

К 5 органам цзан относят легкие - стихия металл, сердце - стихия огонь, печень - стихия дерево, селезенка - стихия земля, почки - стихия вода.
Массаж 5 органов цзан имеет исключительно оздоровительную направленность и обладает очень высоким лечебным эффектом. Он может применяться практически при любых заболеваниях. Однако для его эффективности следует:
Массаж эффективен только в том случае, если предварительно вы накопили достаточное количество ци в организме. То есть без регулярной практики дыхательных упражнений цигун, массаж не имеет силы.
Если массаж применяется для вашего лечения, то лучше проводить практику не менее 2 раз в день утром и вечером. Для высокой эффективности лучше осуществлять три массажных цикла в течение дня.
При лечении другого человека, вы должны представлять, что его тело и ваше есть единое целое. Вы как бы внутри него.

ТЕХНИКА МАССАЖА

Массаж начинают с почек.
1) Массаж точек юн-цюань. Принимаем положение сидя. Ладони складываем на точке ци-хай или пупке. У мужчин правая ладонь накрывает левую. Выполняем вдох по 1 типу, выдох также по 1 типу, но через рот. На выдохе выполняем легкое давящее действие на ци-хай или пупок ладонями рук, представляя, как ци из ладоней перемещается в нижний дань-тянь. На вдохе давление ослабляется. Выполняем три вдоха-выдоха. Затем собираем руки позицию дао-инь. Кончики большого и указательного пальцев соединяются, образуя ровный круг. Остальные пальцы не контактируют. На выдохе (вдох-выдох по тому же принципу) смещаем ладони в стороны от тела на расстояние в 1 чи. Это примерно 34 см. На вдохе соединяем руки перед пупком на расстоянии 10-12 см. Выполняем три раза. Затем правую ногу помещаем на колено левой ноги так, чтобы голеностопный сустав свешивался. С топа левой ноги плотно стоит на полу. Правая ладонь помещается либо на точку ци-хай или пупок, либо на правую точку шэнь-шу, расположенную в области боковых отростков 1-2 поясничного позвонков. Левая ладонь точкой лаогун помещается на внутренний свод левой стопы в области точки юн-цюань. Если мы занимаемся общей регуляцией организма, то рекомендуется использовать точку ци-хай. Если мы хотим оказать более высокое действие на почки, то используем шэнь-шу.
Левой ладонью проводим медленные круговые движения относительно юн-цюань. против часовой стрелки. Движения легкие, без давления. Выполняется сто вращений. При этом стопа и ладонь нагреваются. Затем выполняем выдох по вышеописанной методике и оказываем легкое давящее воздействие ладонями на юн-цюань и ци-хай или шэнь-шу. На вдохе ослабляем воздействие. Проводим три раза. Потом выполняем вращение в противоположную сторону сто раз. Повторяем вдох-выдох три раза. Затем ставим правую стопу на землю и повторяем упражнение, которое мы делали в самом начале. Только сперва мы начинаем дышать, используя положение ладоней - дао-инь. Затем меняем положение рук и ног на симметричное. Теперь левая стопа лежит на правом колене. Выполняем массаж левой точки юн-цюань. Все вышеописанные компоненты массажа повторяются. Заканчиваем также позицией дао-инь.

2) Массаж точек шэнь-шу. После трех вдохов-выдохов на ци-хай и дыхания с использованием позиции дао-инь, помещаем ладони на точки шэнь-шу. Правая рука помещается на правую точку, левая на левую. Можно использовать кончики указательного, среднего и безымянного пальцев, собранные вместе. Основное действие проводится указательным и средним пальцами. Осуществляем круговые движения по направлению к позвоночнику. Руки вращаются навстречу друг другу. Производим 24 круговых движения. Затем вращаем в противоположную сторону также 24 раза. После выполняем вдохи-выдохи с давлением на точки шэнь-шу. Затем выполняем вдохи-выдохи в области точки ци-хай по вышеописанной методике.

3) Массаж сердца. Помещаем ладони в область сердца. Правая поверх левой у мужчин. Мужчина помещает левую ладонь таким образом, чтобы основание ладони располагалось в области верхушки сердца, а пальцы опирались о грудину. Примерное положение верхушки сердца под левым соском у основания левой грудной мышцы. Выполняем по12 круговых вращений в обе стороны по тому же принципу, что и при массаже точек шэнь-шу. Можно увеличивать количество вращений кратно 6. Затем вдох-выдох с давлением на верхушку сердца. Выполняем три раза. Затем повторяется цикл дыханий на ци-хай. После повторяем цикл массажа сердца еще два раза. Всего получается три цикла. Затем повторяем дыхание в ци-хай и с дао-инь.

4) Массаж легких. Принцип массажа такой же, что и при массаже сердца. Ладони помещаем так, чтобы указательные и средние пальцы лежали в надключичной области на шее над углом ключиц. Правая рука на правой стороне груди, левая на левой.

5) Массаж печени. Сложенные ладони помещаются в область правого подреберья. Это место расположено под углом нижнего правого ребра. У мужчин правая ладонь накрывает левую. Все массажные элементы такие же, что и в массаже сердца.

6) Массаж селезенки. Ладони помещаются в область левого подреберья. Массажные принципы те же.

7) Заключительный массаж желудка и точки ци-хай или пупка. Желудок не относится к органам цзан, но его массаж практикуется в данном методе. Массаж желудка начинается от точки ци-хай и идет у мужчин против часовой стрелки 12 раз, затем по часовой 12 раз. Руки поднимаются по кругу до солнечного сплетения, не доходя до него на длину фаланги большого пальца. То есть большой палец нижней руки должен касаться солнечного сплетения. Массаж проводится сложенными руками с учетом вышеизложенных принципов. Затем ладони помещаются в верхнее положение выполненного круга. Точка лаогун нижней ладони располагается в области середины желудка. Выполняем вдохи-выдохи с давлением. Цикл повторяется по вышеизложенным методикам.
В заключении выполняем круговые движения вокруг пупка. Те же принципы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ МАССАЖ ПО ТЕХНИКАМ ЖЕЛЕЗНОЙ РУБАШКИ И ЗОЛОТОГО КОЛОКОЛА

Данный массаж рекомендуется проводить после практики цигун-упражнений. Как правило, выполняются вместе.
Начинается с головы. Руки принимают положение энергетического кулака. Проводится косточками вторых фаланг сжатых пальцев, либо внешней стороной вторых фаланг пальцев.

А) Массаж золотого колокола.
Начинают от то лба к затылку. Производят легкие постукивания, начиная от средней линии головы, постепенно переходя к ушам. Можно делать одним кулаком, можно двумя. Затем простукивают надбровья и виски. Постепенно сила ударов возрастает.
По окончании постукивания, необходимо потереть всю голову руками, хорошо помассировать ее ладонями.

Б) Массаж железной рубашки.
Начинают по средней линии шеи. На один проход приходится не менее 9 ударов. Затем по краям от шейного отдела позвоночника. Переходят на спину в области задней поверхности ключиц. Затем переходят на переднюю поверхность туловища. Начинают с грудины в области вилочковой железы. Проводятся легкие постукивания 9 раз. Затем переходят на область солнечного сплетения. По нему бьют открытой ладонью скользящими ударами 9 раз. Область живота и желудка массируется с глубоким проникновением. Только после этого наносят удары в область живота, желудка и солнечного сплетения. Сила удара наращивается постепенно. После костяшками проходят межреберные пространства. По окончании простукиваний следует тщательно растереть пробитые места до снятия неприятных ощущений. Затем переходят на спину и проводят массаж малого таза. Начинают с точек шэнь-шу. 24 удара спинкой кулака, затем ладони растираются, и массируется пробитая область от 9 до 48 раз. Проходят крестец по трем линиям и заканчивают копчиком. 9 ударов, от 9 до 24 массирующих движений. Техника массажа малого таза ранее описана.

Простукивание конечностей. Прохлопывают ладонью по 4 линиям - верхняя, нижняя и две боковые. Начинают с верхней или нижней по направлению от плеча к кисти. Затем идут назад. Проходят от 1 до 3 раз каждую поверхность. Сила ударов нарастает постепенно. После прохождения всех поверхностей тщательно растирают руку и переходят к другой. Следует отметить, что суставы также тщательно и аккуратно простукиваются.

Массаж нижних конечностей проводится так же, как и верхних. Добавление. После прохождения всех поверхностей ноги и ее растирания, следует простучать колено с внутренней стороны. Нога жестко фиксируется. Ладонью одноименной руки наносятся сильные похлопывания с внутренней стороны колена. От 9 до 18 раз. Затем тщательно растирают колено снаружи обеими ладонями. Проводят круговые массажные движения по 9 раз в каждую сторону, растирают в вертикальном направлении 9 раз. После этого переходят к массажу стопы. Большими пальцами обеих рук растирают круговыми движениями точку юн-цюань по 9 раз в каждую сторону. Затем все повторяется для другой ноги.

МЕДИТАЦИЯ

медитация есть не что иное, как практика цигун. Мастер Ян Цзюньмин дает следующее определение цигун: Цигун - это любой вид тренировки или учебы, связанный с ци и требующий значительных затрат времени и усилий.
В основе практики лежало успокоение ума. Ум успокаивается «и десять тысяч вещей падают в пустоту». Ученые не стремились к продлению жизни или укреплению тела. Они считали, что следует жить столько, сколько отпущено. Однако если ум успокоен, а тело неподвижно, то ци начинает циркулировать в теле естественным путем, что приводит к оздоровлению организма. В дальнейшем эта практика была углублена. При внешней неподвижности, наше сознание совершает определенную «работу».

МЕДИТАЦИЯ НА ТРЕХ ДАНЬ-ТЯНЬ

Особенностью данных практик является то, что следует держать в легком напряжении сфинктеры ануса и мочеполового каналов. Также кончик языка располагается на одной из трех точек верхнего неба. Зубы рекомендуется держать сомкнутыми. В первой части мы говорили об удержании ума в области нижнего дань-тянь. Теперь следует попытаться удержать два дань-тянь. Легче начать с нижнего и верхнего дань-тянь, расположенного в основании носа в межбровье. Либо можно концентрироваться на середине лба. Затем подключаем солнечное сплетение. В результате удерживаем внимание на трех точках.
Концентрация на трех дань-тянь замыкает малый небесный круг или микрокосмическую орбиту, что приводит к усилению энергетических потоков в организме.
Следующий шаг - подключение новых точек. Начать следует с пяти врат. В результате длительной практики предыдущих упражнений, мы вырабатываем в себе необходимые способности к концентрации.
. Постепенно, следует задействовать все свое тело, то есть концентрироваться на каждой клетке своего тела. Такая концентрация и будет соответствовать высшей форме расслабления - сун. Ведь концентрируясь, мы расслабляем мышцы в области концентрации. А как же легкое напряжение в точке концентрации? Так ведь это только представление. На самом деле мы расслабляем мышцы. И тогда легкое физиологическое сжатие будет восприниматься как мышечное напряжение.
После того, как мы научимся удерживать внимание на 3 дань-тянь, можно перейти к следующей медитации - медитации внутренней улыбки или улыбке Будды.

«УЛЫБКА БУДДЫ»

Простой вариант «внутренней улыбки». Поднимаем углы рта наподобие улыбки. Представляем, что на вас падает солнечный свет, представляем себя солнышком, от которого во все стороны исходят добрые лучи. Они пронизывают все вокруг, вызывая ощущение тепла, радости и добра. Представьте, что вы кого-то жалеете. Вы хотите передать ему что-то хорошее, доброе, чтобы улыбка осветила его лицо, чтобы ему было хорошо. Теперь помещаете солнышко в область солнечного сплетения. Солнечный свет, исходящий из него освещает все вокруг. Все преисполнено радости и созерцания. Вы настолько добры и сострадательны, что способны осветить маленького муравья и лист березы. Вы делитесь своей добротой и своим теплом с окружающими. Ничто не может причинить вам вреда. Практика внутренней улыбки, прежде всего, предназначена для вас. Она, как и концентрация на трех дань-тянь, позволяет вам взять под контроль свой собственный страх.

МЕДИТАЦИЯ НА ВОЗДУХ

Выполнение 6 способов дыхания и есть медитация воздуха. Можно дополнить эту практику обычным упражнением на расслабление. Например, в положении со скрещенными ногами. Сидите и дышите естественным образом, не контролируя свое дыхание. Отпускаете его на волю, не обращая на него никакого внимания. Или ощущаете каждый вдох и выдох. Определяете вкус воздуха, наслаждаетесь его свежестью и прозрачностью. Сливаетесь с ним, представляя себя ветром, дуете, сгибаете большие деревья, поднимаете волны на море, надуваете паруса кораблей. Даете себе установку по типу Маугли - «ты и я одной крови».

МЕДИТАЦИЯ НА ВОДУ

Лучше проводить ее у воды. Принимайте любую позу и слушайте, как шумит вода. Представляйте, как она падает на вашу макушку и вымывает из тела всю вашу грязь, все волнения и заботы. Она делает вас чище не только физически, она очищает вас и от ментальной грязи. Ваш разум проясняется, мысли успокаиваются и куда-то уходят. Остаются чистота, покой и на вашей душе хорошо.
Можно медитировать у стакана с водой. Смотрите на воду, представляйте, как сливаетесь с водой, станьте с ней «одной крови». Представляйте море, как оно бьется о берег, или лениво плещется о скалы. Можно представить водопад или реку. В конце выпиваете воду в знак слияния с ней.
Мы всегда чего-то боимся. Это есть наш зонтик, за которым мы укрываемся. Отбросьте его в сторону. Избавьтесь от страха. Ничто не может причинить вам вред. Вода падает с неба. Вы и она единое целое

МЕДИТАЦИЯ НА ОГОНЬ

Садитесь перед свечой и смотрите на огонь. Через некоторое время можно закрыть глаза и представить горящую свечу перед собой. Затем перенести ее в область середины лба в точку инь-тан, в область солнечного сплетения и затем в пупок. Ощущаете в точках тепло свечи. Если медитация проходит правильно, то во рту появляется большое количество слюны, которую следует проглотить со спиральным закручиванием вокруг пупка.
Преодолейте свой страх перед огнем, просто смотрите на огонь, и представляйте, что вы с ним единое целое. Можно поднести руку к огню и ощутить его жар.
МЕДИТАЦИЯ НА ДЕРЕВО
Предпочтительно проводить на природе у живого дерева. Вы выбираете понравившееся дерево и садитесь под него и расслабляетесь, слушаете, как ветер шелестит листвой, как дерево неспешно говорит с вами: «мы с тобой одной крови».
В совместной медитации 5 стихий дерево соответствует человеку.

МЕДИТАЦИЯ НА ЗЕМЛЮ
Можно просто сидеть на земле, опустив ладони на нее и представлять, как все негативное и плохое передается матушке-земле, а взамен, вам дается чистое и светлое или благодарить ее за то, что она дала вам жизнь, что питает вас, заботиться о вас. Отдавайте ей частицу своей любви и благодарности. Можно медитировать на камень это тоже земля.

МЕДИТАЦИЯ ВОСПОМИНАНИЯ

Чтобы провести медитацию воспоминаний, следует создать как бы виртуальную реальность, в которую мы помещаем себя и тех, с кем нам бы хотелось пообщаться. Мы воспроизводим ситуацию из нашего прошлого и проигрываем ее, но уже с точки зрения нашего сегодняшнего опыта и понимания. Смотрим дальнейшее развитие ситуации. Ведь это виртуальный мир и мы в нем полные хозяева. Но мы играем по определенным правилам. И другие люди, которых мы включили в свою игру, поступают так, как они поступили бы в обычной жизни. Конечно, с нашей точки зрения. Затем мы просим прощения у всех участников игры. В том числе и у себя самого. Если виртуальная ситуация изменилась в нужную нам сторону. Мы удовлетворены, чувствуем покой и уравновешенность, то наши усилия не пропали даром. Наш эмоциональный ум очистился. Мы снова в состоянии Будды. Снова и снова мы возвращаемся в это состояние, пока не сможем находиться в нем все время. И это будет означать конец долгого пути.

Мы не знаем где дорога закончится. Важен сам путь и то, что мы совершаем, проходя по нему.
Еще один вариант медитации воспоминаний. Мы возвращаемся к состоянию своего младенчества и начинаем вспоминать все, что осталось в памяти. События, поступки, люди. Последовательно переходим из года в год, от действия к действию. На некоторых событиях хочется остановиться. Сделайте остановку, вспоминайте. Затем двигайтесь дальше. По возможности, следует пройти до своего сегодняшнего состояния. Не обязательно это делать за один раз. Можно время от времени возвращаться к этой медитации. Попробуйте проделать эту технику, и вы будете удивлены тому, что она вам принесет.

МЕДИТАЦИЯ СЛУШАНИЯ

5. Техника используется для практики прозрачностиРекомендуется полная тишина. Вы садитесь и сливаетесь с окружающим. Сперва вы просто слушаете посторонние звуки, случайно возникающие вокруг. Затем вы сосредотачиваетесь на себе. Пытаетесь услышать звуки своего организма. В определенный момент вы услышите ток ци, бегущий по вашему заднесрединному каналу. Затем, можно услышать и другие звуки. Если вы медитируете на природе, то следует слушать окружающее, а затем слиться с ним, стать единым целым. В определенный момент, мы замечаем, что не можем понять, где мы находимся. И где наше тело.

МЕДИТАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ЦИ В ОРГАНИЗМЕ

Медитация управления потоками ци в организме. Долгое время мы соединяли течение ци с дыханием. Это было правильно.
Принимаем одно из положений для медитации. Направляем при помощи сознания поток ци по малой микрокосмической орбите. Выполняем упражнение не менее 30 минут ежедневно. Рекомендуется выполнять упражнение в любое свободное время. На определенном этапе вы почувствуете, что нет необходимости контролировать течение ци. Она движется самостоятельно, без вашего участия. Затем проводим циркуляцию по большой макроскопической орбите. Методика прежняя.

ПРАКТИКА ЖУДИН

Прежде, чем подойти к практике жудин, необходимо освоить дыхание тай си, дыхание 5 врат, дыхание Ти си, расслабление сун, медитативные практики. Если мы правильно практиковали, то состояние жудин возникнет естественным образом. Лобсанг Рампа писал, что тибетские монахи специально практикуют очень медленное дыхание.

Есть два способа вхождения в жудин.
1) Замедленное дыхание. Примерно одно дыхательное движение в минуту. Например, вдох минута, затем выдох - минута. При этом используется задержка дыхания между дыхательными действиями. Также минуту. Учитель медитации дал мне еще одну подсказку. Это противовес замедленного дыхания - очень быстрое, короткое дыхание. Его можно назвать собачьим дыханием. Им можно пользоваться во время ходьбы. За один шаг делается максимальное количество поверхностных вдохов-выдохов. Вдыхается и выдыхается примерно 10% от общего объема легких.

2) Практика глубокого медитативного расслабления. В этом состоянии мы естественным образом замедляем свое дыхание.

цигун

Previous post Next post
Up