Символдрама. Кататимное переживание образов - Лёйнер

Dec 10, 2013 21:16

Символдрама. Кататимное переживание образов - Лёйнер
Основная ступень

"Книга профессора Х.Лёйнера представляет собой фундаментальный учебник, детально знакомящий читателя с широко распространенным за рубежом, но до сих пор почти неизвестным в России методом психотерапии - "Кататимным переживанием образов", иначе называемым "методом сновидений наяву" или "символдрамой"."

"Кататимное переживание образов (КПО) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии.
Психотерапевтический спектр данного метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на области творческого развития и удовлетворения архаических потребностей. "

Полностью - тут:
http://www.koob.ru/leuner_hanscarl/katatim



[Spoiler (click to open)]Ханскарл Лёйнер - Кататимное переживание образов

Основная ступень

Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву

Предисловие к русскому изданию
Я убежден, что Кататимное переживание образов созвучно ментальности пациентов и психотерапевтов в России. Исходным моментом метода служат воображаемые прогулки по ландшафту и переживания природы, которые воздействуют на воспоминания и чувства пациента. У большинства людей при этом затрагиваются их детские переживания, что, с одной стороны, либо пробуждает радостные и счастливые воспоминания, либо в сознании всплывают конфликтные или травматические переживания. С другой стороны, воображению пациента может непосредственно открыться также и мир актуальных переживаний.
Кататимное переживание образов - это не только психотерапевтическая техника. Кататимное переживание образов способствует также раскрытию способности к переживанию и, при правильном использовании, может содействовать ориентации человека и развитию его самосознания в реальной жизни.

гораздо более блеклые представления с открытыми глазами могут быть психотерапевтически эффективными, если только они прослеживаются с внутренним вниманием.

Техника I: методические шаги

Пациенту не нужно ждать, пока он достаточно расслабится и пока спонтанно возникнут образные переживания. Скорее, мы, осуществляя первый этап психотерапии, целенаправленно и довольно неожиданно для пациента введем его в такое состояние сознания, в котором легче всего могут возникнуть сновидения наяву. На втором этапе возникает тогда индукция кататимного образа.

Первый методический шаг

Оказалось целесообразным при помощи простой, ясно структурированной инструкции расслабления непосредственно вводить пациента в состояние контролируемой регрессии (регрессии в глубинно-психологическом смысле, т. е. одного из соответствующих раннему детству эмоциональных функциональных уровней). В отличие от техники психоанализа, в КПО этот шаг осуществляется незавуалированно и прямо, что мне кажется предпочтительным. Цель психотерапии по методу КПО - это скорее развитие зрелых, самостоятельных структур Я пациента и способствование его отделению от имаго родителей.
На альтернативной основе сформировались три возможных метода действия. Из них я предпочитаю второй и третий.

1. Техника.
Введение основных упражнений аутотренинга по И.Х.Шульцу. Переживание тяжести (понижение мышечного тонуса) и переживание тепла (расширение периферических сосудов) во всем теле путем концентрационной саморелаксации могут быть дополнены упражнением по регуляции дыхания. этот путь, видимо, самый надежный. С другой стороны, он задерживает начало терапии на 3-6 недель, в зависимости от способностей и усердия пациента.

Очень эффективной поддержкой и ускорением процессов погружения может быть разработанный мною метод респираторной (дыхательной) обратной связи. Этот метод преодолевает указанные недостатки аутотренинга и позволяет работать также с такими пациентами, которые не могут освоить аутотренинг.. Он основан на использовании электронного оборудования, которое фиксирует и показывает пациенту его ритм дыхания. Уже после 6-8 занятий (проводимых, по возможности, ежедневно) достигается значительное расслабление, соответствующее такому уровню, который при обучении аутотренингу достигается через много месяцев.

Эксперимент

Приведенная теперь мною инструкция на расслабление типична. Это не прямое внушение, направленное на возникновение определенных ощущений (например, чтобы в руке появилась тяжесть). Это, скорее, указания пациенту, чтобы при помощи обращения к своим конечностям он сам постепенно расслабился.
“Итак, Вы расслабившись, сидите (лежите) теперь в кресле (на кушетке) как можно более удобно. Закройте, пожалуйста, глаза. Лучше всего представьте себе, что Вам теперь хотелось бы немного отдохнуть и вздремнуть. Все, что беспокоило Вас до этого, становится теперь безразличным. Предайтесь теперь, пожалуйста, целиком этому спокойному, расслабленному состоянию. Начните с мышц плеч. Обратите свое внимание и расслабьте каждый мускул плеч, освободите от напряжения и расслабьте каждую мышцу плеч. - Чувство расслабления почувствуйте теперь в верхней части рук, освободите и здесь каждую мышцу, чтобы руки постепенно стали совершенно расслабленными и повисшими. - Продвигайтесь дальше к мышцам ниже локтя. Пусть и здесь каждый мускул предплечья расслабляется, становится совершенно свободным, бессильно провисает вплоть до кончиков пальцев; расслабьте и освободите их; расслабьте каждый мускул Ваших рук. - Руки постепенно становятся слабыми, усталыми, а потом - постепенно тяжелеют. - Пусть Ваши руки лежат такие усталые и слабые. - И затем переходите, пожалуйста, к бедрам. Особенно расслабьте каждый мускул, пусть Ваши бедра станут свободными и расслабленными. Освободите, расслабьте каждый мускул бедер. - Постепенно переходите также к голеням, сосредоточьте на этом Ваше внимание и расслабьте здесь также каждую мышцу. Расслабьте, освободите, снимите напряжение с каждого мышечного волокна голени. - Наконец, обе ноги лежат свободно и расслабленно, совершенно свободно и расслабленно, и становятся - усталыми. Вы медленно чувствуете, как все тело становится приятно расслабленным и свободным от напряжения, потому что Вы расслабили все мышцы”.

Дополнение: “Обратите теперь постепенно внимание на дыхание; живот при этом поднимается и опускается. Попробуйте понаблюдать, как он поднимается и опускается, и пусть Ваше дыхание легко и раскованно проникает туда. - По вашему телу постепенно распространяется приятный покой и расслабленность. - И голова может спокойно немного вздремнуть, предайтесь этому состоянию, отдайтесь ему.”
Голос и интонации должны при этом быть естественными, но все же подчеркнуто спокойными, медленными, немного монотонными и не слишком громкими, они должны иметь успокаивающий характер. По возможности каждое слово должно преподноситься несколько подчеркнуто сонорным, звучным голосом, при четком и ясном проговаривании. На месте тире предпологаются паузы, которые дают пациенту возможность целиком сконцентрироваться на названных частях тела.
Фразы в тексте, конечно, могут в некоторых местах неоднократно повторяться, и тем самым процедура может растягиваться во времени.

Корреляцию между представлением образов и расслаблением можно выразить как круговой процесс. Предложение представить образы повышает расслабление, более глубокое расслабление углубляет переживание образов, в плане их большей цветовой насыщенности и пластичности, и усиливает регрессивное погружение с внутренним “раскрытием” для эмоционального тона.

Второй методический шаг

На этом этапе образные представления вызываются в погруженном состоянии. Не ожидая, пока образуется какая-то имагинация, непосредственно “устанавливается” кататимный образ. Пациенту предлагают представить себе образ, неопределенно сформулированный мотив. Нужно, чтобы это всегда оставалось только предложением, без определения каких- либо деталей образа, что имело бы суггестивный характер. После всего услышанного сейчас Вы по праву будете ожидать, что предложенный мотив представления - это теперь уже не блеклое, размытое, серое и бесцветное, управляемое волей оптическое явление, а нечто, что в своем выражении вскоре превращается в типичный кататимный образ с описанной ясностью, насыщенностью красками, пластичностью и автономностью. После этого образ сам собой остается в поле зрения и кажется находящимся примерно в 1 м перед закрытыми глазами. Здесь может разворачиваться его собственная жизнь, и может развиваться описанный уже “другой, образный мир”, в котором человек может двигаться как в “новой” воображаемой действительности.

Я уже говорил, что образы переходят от одной промежуточной ступени к другой. Указанный круговой процесс постепенно вновь углубляет состояние погруженности. Благодаря упражнениям образы приобретают больше нюансов и еще более приближаются к реальному восприятию другими органами чувств. Например, пациент может, лежа на лугу, видеть каждую травинку, качающуюся на ветру, может чувствовать дуновение ветра в лицо, слышать жужжание пчел и шелест леса, смотреть на бегущие в синем небе облака. В некоторых случаях эти впечатления бывают настолько глубоки, что они не только переживаются эмоционально, но и супернатуралистически воспринимаются органами чувств. Значение таких переживаний тем самым повышается, и следствием этого может стать более глубокое переживание зачастую совсем банальных картин (также и пережитых реальных сцен). Многое говорит о том, что даже без активного содействия психотерапевта или пациента гипноидное состояние углубляется настолько, что устанавливается особое состояние, которое Оскар Фогт назвал “микроскопом души” В основе этого лежит известный науке факт, что в погруженном гипноидном состоянии сознание концентрируется на находящемся на переднем плане содержании и сильно сужено.
После того как мы провели вводную процедуру и пациент начал представлять образы, мы просим его внимательнее присмотреться к тому, что окружает предложенный мотив, например, появившийся луг - так, как мы бы это делали и в действительности. Пациент может описывать детали ландшафта, а мы в заключение спрашиваем его, что ему хотелось сделать в представленном ландшафте.
Он, например, может описать нам, как луг граничит с лесом, с дорогой или домами какой-нибудь деревни и т.п. Он может описать нам глубину протяженности луга. В заключение мы также спрашиваем пациента о том, какое настроение вызывает у него ландшафт, луг или что-то другое, что может возникнуть у него перед глазами. Для нас важно, что пациент вербализует свои наивные чувства и настроение, будь то обусловленно ландшафтом или определялось его внутренним состоянием.
Мотив луга как начальный мотив имеет - как мы еще увидим - большое значение для КПО. К нему примыкают и другие мотивы, которые естественным образом связаны с лугом. Так, например, пациент может найти ручей, который протекает через луг. Его мы также попросим описать, и если пациент захочет, он может приблизиться к ручью и сделать с водой что-то, что ему захочется: он может свесить в воду ноги или смочить лоб, спуститься в ручей и искупаться там, половить рыбу или пойти вдоль ручья в том или ином направлении.
Иногда уже с самого начала пациентам хочется только прилечь на лугу, чтобы отдохнуть в траве и посмотреть в небо. В соответствии с нашей задачей - занимать по отношению к пациенту принципиально разрешительную позицию (которая редко встречалась в ходе его воспитания), - мы представляем пациенту возможность осуществления его желаний, даем ему свободу следовать спонтанным импульсам и т. п. Тем самым мы добиваемся того, что открыто проявляются дремлющие на заднем плане тенденции поведения и дают продвинутому пациенту возможность, в соответствии с собственными тенденциями, творчески оформить и развить предлагаемый каждый раз мотив.

Психотерапевт занимает при этом такую позицию, как будто описываемые пациентом сцены КПО действительно реальны. Воздействие психотерапевта через вопросы и указания, сформулированные как бы из квазиреальной перспективы, ведут к открытию дальнейших деталей кататимных образов пациента. Возникают новые образы или усиливаются ужу существующие. В особо выраженных случаях пациент способен после занятия даже составить картографический план или нарисовать картину, где было изображено положение частей кататимной панорамы (картография символического “ландшафта души” ).

Стандартные мотивы основной ступени КПО

В процессе работы мы постепенно предлагаем следующие стандартные мотивы основной ступени КПО:
1. Мотив луга, котрый можно использовать как начало сновидения наяву и как сцену, как плоскость проекций актуальных конфликтов;
2. Мотив ручья, с просьбой проследовать либо вверх по течению до его истока, либо вниз по течению до устья;
3. Мотив горы, которую сначала наблюдают издалека, а потом на нее надо подняться, чтобы увидеть с ее вершины панораму внизу;
4. Мотив дома, который осматривается;
5. Мотив опушки леса, где, находясь на лугу, надо заглянуть в темноту леса, чтобы посмотреть, какая символическая фигура выйдет из леса.

я настоятельно рекомендую всем начинающим психотерапевтам в своей будущей работе сначала целиком сконцентрироваться на представленном здесь ограниченном количестве мотивов и на время остановиться на них. Тогда их естественное развертывание будет происходить, как правило, само по себе - в постепенно развиваемой пациентом жизни собственных фантазий..

Первый стандартный мотив: луг

Первым стандартным мотивом служит упомянутый выше луг. Его можно использовать после теста с цветком как в качестве вхождения в метод, так и как начало для каждого отдельного сеанса сновидений наяву. С уже имеющими опыт пациентами сновидения наяву можно начинать и с других мотивов.
Мотив задается пациенту только в совершенно неопределенной форме. Текст формулируется примерно так: “Попробуйте, пожалуйста, представить себе луг”, - дополняя это, смотря по обстоятельствам, такой фразой: “Ведь представить себе что-то - это же несложно, это Вам будет совсем нетрудно”. Потом надо добавить: “Так же и любой другой образ - это тоже хорошо”
Сценарий луга отражает часто более или менее осознанное настроение пациента.

Фактор настроения может быть представлен в самых разных областях. Легче и чаще всего, конечно, он представлен в погоде. Время года указывает на, возможно, еще более глубокую, прочнее укорененную базовую настроенность. В общих чертах, осенняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя - об оптимистическом ожидании, а летняя - об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то*.
Символическое значение мотива луга очень широко. По сути дела, в случае идеально здоровых испытуемых мы, естественно, ожидаем приветливого, даже ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие которого представлено обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная благодаря общему прятному окружению. Учитывая все вышесказанное, мотив луга в первую очередь мог бы символически или аллегорически олицетворять представление о рае, о “саде Эден”. В человеческом отношении, это - выражение добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного и лишенного соперничества, заманчивого, представляющего плодородие материнского мира. Он может быть еще более акцентирован тем, что на нем пасутся коровы.

может также появиться сопротивление, когда вначале вообще не выходят никакие образы или проходит много времени, пока они появятся. Поэтому мы поддерживаем пациента, говоря, что ему нужно набраться терпения и подождать.



визуализация, психология

Previous post Next post
Up