Путь растворения пяти элементов - Вишну Дэв (окончание)
Jul 08, 2013 01:15
/начало - 23 июня, 2013/
Путь растворения пяти элементов - Вишну Дэв
Пять элементов - это пять фундаментальных энергий, проявляющихся в бытии. Согласно учению тантры, материя Вселенной состоит из комбинаций пяти элементов. Пять элементов находятся как вовне, образуя внешнюю Вселенную, так и внутри, образуя тело. Учение Лайя-йоги заключается в растворении пяти элементов, составляющих физическое тело, до уровня звука и света.
Практики дыхания телом очень важны при овладении элементом ветра. Они предназначены для овладения дыханием телом и накопления праны Эти практики наполняют центральный канал очень эффективно, и тот, кто в самом деле овладеет способностью дышать через тело, поймет, насколько эта практика эффективна. Если вы можете в течение трех часов непрерывно выполнять эту практику, то энергетические точки и каналы откроются. У вас может наступить состояние глубокого покоя, вы войдете в состояние, когда тело не чувствуется, а дыхание остановлено. Исходное положение: сидя в правильной позе, используйте подушку для медитации, спина прямая. Также его можно выполнять стоя, на ходу, сидя на стуле или лежа, в шавасане. 1. Вы представляете, как все центры в вашем теле: чакры, кармы, каналы открываются, поры вашего тела увеличиваются. 2. Вы делаете вдох носом, но при этом представляете, как внешний воздух и чистая прана из пространства Вселенной втягиваются через поры вашего тела, т.е. что вы дышите не носом, а телом, через ладони, стопы, кожу. Когда вы дышите, вам нужно понять, что легочное дыхание быстрее, чем кожное, поэтому дыхание кожей не успевает за легочным дыханием. Значит, когда вы дышите, вам нужно делать паузу, легкую остановку дыхания. Вы вдохнули носом, легкими и потом делаете паузу, продолжая представлять, как вы вдыхаете через поры в теле. Вы стараетесь дышать не столько легкими, сколько кожей. Это один цикл. Выполняйте двадцать и более таких циклов.
3. Мягко вдыхайте энергию, делая паузу и затем также мягко выдыхайте, представляя, как каждая клеточка напитывается энергией и энергия исходит через поры. Делая выдох, вы направляете прану к мыщцам и коже, делая вдох, направляете прану к внутренним органам, костям, костному мозгу. В «Вигьяна Бхайрава Тантре» сказано: «Почувствуй тело, кости и плоть пронизанными эссенцией космоса (то есть вселенской энергией)». У вас возникает ощущение «прозрачности» тела, словно оно подобно сети. Тело станет легким, дыхание - неуловимым, и вы можете войти в глубокое состояние медитативного покоя. Те, кто овладевает этим дыханием, становятся хорошими медитаторами. Они могут сидеть без проблем в медитации долго, потому что тело очень легкое, и они чувствуют себя комфортно. Когда вы практикуете это упражнение, результат будет чувствоваться в теле как блаженство, растекающееся по телу, словно все ваши органы насыщены энергией, приятной, теплой энергий. Вы можете ощущать себя как бы раздувшимся словно мяч.
Набор праны
Исходное положение: то же, что и в предыдущем упражнении. 1. В первой части на вдохе вы делаете все также, как и в предыдущем упражнении. 2. После паузы, когда нужно выдыхать, вы представляете, как ваши центры запираются, поры сужаются и не выпускают прану. 3. Выдох выполняется только носом и легкими, выдыхается только воздух, а прана остается в теле. Вместо того чтобы выдыхать прану через поры, вы оставляете ее в теле, и она начинает двигаться, циркулируя и накапливаясь внутри тела. Этот тип дыхания телом предназначен для набора энергии и увеличения жизненных сил. Его рекомендуется выполнять перед медитацией и перед самим кожным дыханием.
Слияние с элементом пространства
«3.80. Стихия эфира, светящаяся цветом чистой морской волны, связана с Садашивой, ее биджа ХАМ. Фиксируй там (в вишуддхе) прану и читту два часа. Это эфирная дхарана, открывающая дверь к Освобождению. 3.81. Тот, кто знает эту акаша-дхарана-мудру, - настоящий йогин. Для него нет ни старости, ни смерти и он не подлежит растворению в пралайе».
Йогину следует отправиться в горы или на берег океана, отыскать место, где есть широкое открытое пространство, где есть небесный простор, виден горизонт. Элемент пространства руководит областью от бровей и выше, за пределы тела, в пространство. 1. Следует расслабиться в позе сидя. 2. Отпустить себя, почувствовать себя подобно полому бамбуку, отбросить прошлое, оставить надежды и планы на будущее. 3. Глаза открыты, ум безмятежен, дыхание легкое. 4. Йогин смотрит, пристально устремив взор в пространство, выполняя шамбхави-мудру. 5. Затем следует впитать в себя кожей и дыханием элемент пространства и представить, как тело растворяется в нем. Следует размышлять о бесконечном мироздании и Единой Основе - пространстве, которое наполняет все. 6. Пространство насыщает тело, энергию и сознание, словно пропитывая его. Йогин остается в нераздельном единстве созерцания и пространства, все больше объединяясь с пространством, открывая истинную Природу Ума, подобную пространству. Уходят дисбалансы ветров, растворяются клеши и засоры в нади, растворяются эмоции и беспокоящие мысли. Ум распахивается и становится пустым, не связанным ни с чем. Уходит отождествление с маленьким эго, привязанность к усилию уступает место спонтанно-расслабленному безусильному присутствию. Йогин должен насытить тело, ум, прану пространством и полностью слиться с ним. Медитация на пространство прямо вводит в Природу Ума и является наилучшим методом для открытия созерцания.
Если нет возможности найти открытое пространство, следует опираться на воображение: 1. Йогин представляет себя в прозрачно-чистом голубом небе. 2. Йогин парит в пустом пространстве, ощущая свою позу устойчивой. Затем он постепенно сливается с прозрачной пустотой, впитывая ее каналами тела, плотью. 3. Затем пространство входит в центральный канал и локализуется в центре груди, в духовном сердце. 4. Затем растворяется в сознании и йогин пребывает как чистое пространство сознания.
Смешивание трех пространств «Ты - воистину Реальность, безграничная как пространство».
Осознавание - это нерожденное пространство вне всяких концепций. Пробудиться к осознаванию этого пространства - это означает открыть естественное состояние, войти в созерцательное присутствие. Обычно говорят о трех видах пространства: ~ внешнее пространство (бхут-акаша), которое включает в себя всю видимую Вселенную, пять элементов, звезды, планеты. Это пространство, в котором находится все внешнее по отношению к нашему сознанию; ~ внутреннее пространство (чит-акаша) - это пространство, которое включает в себя наш ум, память, подсознательные впечатления, тонкие тела, которое содержит в себе внутренний свет осознавания; ~ третий вид пространства (хрид-акаша) - тайное сердечное пространство, это Ясный Свет как таковой, который проявляется вне двойственности, он открывается внутри, но на самом деле он пронизывает также все снаружи. Это тайное пространство потому, что в него возможно войти только в состоянии самадхи. Внешнее пространство можно сравнить с безграничным пространством Вселенной. Оно подобно вселенской Пустоте, вселенскому вакууму или чистому небу: ни облаков, ни каких-либо примесей, тумана или чего-либо еще, затмевающего его. Это бесконечное пространство Вселенной, включающее в себя планеты, звезды, галактики, метагалактики, безграничные вселенные, которые не имеют никаких ограничений сверху, снизу, справа или слева. Пространство, у которого нет никаких границ, является внешним пространством. Внешнее пространство Вселенной дает нам пример, намекая на природу пространства внутри сознания (чит-акаша). Именно внешнее пространство Вселенной мы используем для того, чтобы узнать внутреннее пространство.
Внутреннее пространство - это Природа «Я», Природа Ума, наше глубинное осознавание в его собственной чистоте. Оно полностью пустотно, свободно от каких-либо мыслей, переживаний, образов, визуализаций, это чистое сознание в его первозданном виде.
Наконец, тайное пространство (хрид-акаша) - это открытие исконного осознавания Ясного Света, это познание недвойственности, высшее состояние (Сахаджья). Когда пространство используется в качестве примера для внутреннего осознавания, имеется в виду его следующие качества: пустотность, незапятнываемость. Пространство находится вне рождения, роста, становления и разрушения, вне трех качеств, которые обычно сопровождают появление грубых физических элементов. Пространство не опирается ни на что, полностью пустотно, в нем нет никаких качеств, на которых ум мог бы зафиксироваться, поэтому внешнее пространство называют «самое высшее мурти». Когда йогин медитирует на вселенскую форму Абсолюта (Вират-рупу), он сосредотачивается именно на пространстве, которое является основой для всех других элементов. Пространство не зависит от времени, оно бесконечно, безгранично и не имеет каких-либо ограничений.
Настройка на внешнее пространство Для того, чтобы настроиться на внешний образ пространства, следует медитировать на чистое небо без облаков. Если такое пространство не находится, можно медитировать на зеркально ровную поверхность моря или океана. Если же нет возможности найти чистое пространство вовне, следует размышлять о безграничности Вселенной, о безграничности всепроникающего бесконечного вселенского пространства, таким образом расширять свое сознание. Медитируя над внешним пространством чистого неба, океанской глади или над вселенским пространством, йогин расширяет свое сознание, получая представление о внутреннем пространстве, которое находится в его сознании.
Поиск внутреннего пространства Когда такое расширение достигнуто, следует перейти к практике внутреннего пространства. Работа с внутренним пространством открывает нам пустотную сущность «Я».
Наконец, когда пустотная сущность открыта, йогин пробуждается к тайному пространству, тому сокровенному, что находится внутри него всегда, но что часто затмевается потоком двойственных мыслей. Когда йогин размышляет над внешним пространством, он должен думать, что грубые физические элементы претерпевают различные стадии: ~ появление, ~ рост, ~ сохранение, ~ разрушение. Однако само пространство, которое является Единой Основой для этих элементов, не проходит сквозь эти стадии и находится вне них. Таким образом, он убеждается, что Пустотная Основа, в которой появляются, развиваются, живут и затем уничтожаются различные элементы Вселенной, от мельчайших атомов до скоплений галактик и звезд, не претерпевает никаких изменений: не рождается, не растет, не развивается, не разрушается и не умирает. Таким образом, он пробуждается к Единой Основе всех явлений.
Элемент пространства является самым тонким. Земля, вода, огонь и воздух являются более грубыми, поэтому их можно наблюдать. Когда же йогин наблюдает пространство в качестве их Единой Основы, он внезапно пробуждается к осознаванию пустотности всех элементов. Когда йогин понимает это, внезапно он пробуждается к тому, что ничто во всей видимой Вселенной никогда не появлялось, никогда не развивалось и никогда не уничтожалось. Он приходит к пониманию, что все видимые феномены - не более чем рябь на глади вселенского океана. Эта рябь настолько незначительна по сравнению с гладью вселенского океана, что ее не следует отделять от пустотной сущности океана.
Когда йогин обнаружил это, это указывает на то, что он открыл исконное пространство, Пустотную Основу всех внешних проявлений. Тогда наступает черед медитации на внутреннее пространство сознания. Концентрируясь на чувстве «я», занимаясь Атма-вичарой, анализируя мысль «ахам-вритти», йогин задает вопрос: «Кто я? Что есть природа моего сознания?». Анализируя природу сознания, он убеждается в пустотности природы сознания. Ощущения, мысли, эмоции, идеи словно наложены на пустотность исконного осознавания, но само осознавание пустотно, светоносно, пребывает вне всяких качеств, времени, вне двойственности. Смешивание двух пространств
Когда йогин пробуждается к Пустотной Основе своего сознания, он также убеждается, что его сознание подобно пространству, и оно также находится вне рождения, роста, вне становления или разрушения. Внезапно ум йогина пробуждается к тому, что и внешнее, и внутреннее пространство не появляются, не растут, не развиваются, не исчезают. Он понимает, что все это - Единая Основа, и между внутренним и внешним нет никакой разницы. Тогда у него зарождается союз пустотности, подобной пространству, и осознанности.
Когда такая пустотность и осознанность пробудились, это состояние называют «раса», «вкус» недвойственности, который йогину следует пестовать. Понимание этого факта - это самый главный момент в жизни йогина. Когда происходит понимание единства внутреннего и внешнего пространства, того, что оба они представляют собой пустотность и основу для всех феноменов сознания или внешней Вселенной, тогда возникает состояние Просветления. Просветление есть ничто иное, как понимание единства Пустотной Основы внутреннего и внешнего. Просветление всегда связано с пониманием принципа пространства.
Когда йогин открывает это пространство и спонтанно находится в нем, говорят, что он находится в естественном состоянии (Сахаджья), поскольку это состояние пространства естественно присуще всем живым существам. Наконец, когда Духовный Учитель прямо знакомит ученика с видением, передавая состояние, «как оно есть», вводя ученика прямо в него, йогин пробуждается к осознаванию недвойственности, единства внутреннего и внешнего пространства и открывает тайное состояние ума (хрид-акаша). Когда тайное состояние ума открыто, вся дальнейшая жизнь йогина заключается в том, чтобы смешивать эти три вида пространства: ~ внешнее пространство Вселенной, подобное безграничному космическому пространству, ~ внутреннее пространство осознанности, ~ единое пространство осознавания, объединяющее внутреннее и внешнее.
Общие правила для работы с элементами 1. Слияние выполняется в месте, где выраженно присутствует нужный элемент. 2. Если такого места нет, выполняют слияние с его качествами, используя представление. 3. Сначала идет настройка на элемент через чакру, присущую элементу, затем вбирание его качеств через кожу и плоть тела. 4. Затем его качества наполняют центральный канал, из центрального канала качества элемента собираются в центре груди (хридайям). 5. Из центра груди качества элемента смешиваются с сознанием, когда устранено различие внешнего и внутреннего элемента. 6. Посторонние образы должны быть вытеснены переживанием элемента. 7. Начало практики всегда с грубых элементов.
Глава V Элементы, энергия и дыхание Основное правило дыхания
Днем дыхание должно идти через левую ноздрю, ночью - через правую.
Методы анализа тонких ощущений (танматр) I Вслушиваясь в тонкие ощущения, йогин определяет, какая таттва доминирует: ~ тонкий запах соответствует элементу земли; ~ тонкий вкус соответствует элементу воды; ~ тонкое видение соответствует элементу огня; ~ тонкие осязательные ощущения соответствуют элементу ветра; ~ тонкие звуки в теле соответствуют элементу пространства.
II Метод шанмукхи-мудра (закрытие шести врат) или наумукхи-мудра (закрытие девяти врат) «Когда кто-либо смотрит точку знания элементов откроется ему как цвета: желтый, белый, красный, темно-синий, смешанный». «Шива Свародайя» (150 - 151) «Вода - белая, земля - желтая, огонь - красный, воздух - темно-синий, эфир имеет все цвета». «Шива Свародайя» (155) 1. Сделайте шанмукхи-мудру: закройте уши большими пальцами рук, глаза - обеими указательными пальцами, ноздри - средними пальцами, верхнюю губу - безымянными и нижнюю губу - мизинцами. Но пальцы не должны давить. 2. Анализируйте цвета и видения, которые всплывают на умственном экране (чит-акаше). Увидеть желто-золотой куб, ощутить сладкий вкус означает, что в теле доминирует прана земли. Увидеть белый полумесяц, ощутить вяжущий вкус - доминирует прана воды. Увидеть красный треугольник, ощутить жгучий острый вкус во рту - доминирует прана огня. Зеленый круг и ощущение кислого указывает на то, что доминирует прана воздуха. Увидеть цветные точки и во рту ощутить горькое - доминирует прана элемента пространства.
Глубина погруженности в естественное состояние прямо проявляется в уменьшении длины активного свара-дыхания.
Снижение длины дыхания и сиддхи
1. Уменьшение на 12 пальцев - йогин полностью сливается с праной, беря под контроль все элементы, становится бессмертным, не нуждается в еде. 2. Уменьшение активного свара-дыхания до 11 пальцев дает способность контроля над физическим дыханием в легких. 3. Уменьшение до 10 пальцев - достигается постоянная безмятежность ума. 4. Уменьшение до 9 пальцев - йогин обретает таланты писать музыку и стихи. 5. Уменьшение до 8 пальцев - речь становится выразительной, голос звучным. 6. Уменьшение до 7 пальцев - улучшается зрение, открывается ясновидение. 7. Уменьшение до 6 пальцев - тело йогина обретает легкость, достигается левитация. 8. Уменьшение до 5 пальцев - обретается способность мгновенно перемещаться в пространстве. 9. Уменьшение до 4 пальцев - обретаются восемь сиддхи. 10. Уменьшение до 3 пальцев - обретаются девять ниддхи (девять сокровищ, скрытых в земле). 11. Уменьшение до 2 пальцев - йогин может проявляться во множестве иллюзорных тел. 12. Уменьшение до 1 пальца - тело йогина не отбрасывает тени.