Жикаренцев - Жизнь без границ Концентрация Медитация Книга 6 (окончание)
Jun 18, 2013 07:15
(окончание) Начало - 25 май, 2013
Жикаренцев - Жизнь без границ Концентрация Медитация Книга 6
Цитата: И запомните еще одно: рано или поздно регулярная работа над собой принесет результаты и даст вам знания и силу, которые навсегда останутся с вами и будут служить вам верой и правдой.
1. Возьмите в руки палку длиной примерно полтора метра, желательно из дуба, но чтобы вес ее вызывал у вас чувство комфорта. Слишком легкая палка не будет подходяще воздействовать на тандэн. 2. Взмахните ею и ударьте сверху вниз. Удар должен идти строго посредине вашего тела. Удар палкой посредине не только помогает развивать тандэн, но также помогает объединению левой и правой половин тела, то есть объединению в нас мужского и женского.
Рис 5 При ударе палка останавливается почти горизонтально на уровне тандэна, то есть чуть ниже пупка. Резко сожмите мускулы живота и сам тандэн (нижнюю часть живота), когда палка достигнет конечного положения. Сначала у вас это может не получаться, но пройдет годик-другой, и все будет в порядке. На любое упражнение с тандэном, чтобы овладеть им, нужны годы - не потому, что упражнения трудные, а потому, что ваше расщепление верха и низа, ума и тела слишком велико, чтобы все произошло мгновенно и вы обрели целостность. Когда взмахиваете палкой, сделайте вдох. Когда опускаете палку вниз, резко выдохните. Лучше, если при ударе вы будете издавать резкий - можно негромкий - крик, это помогает раскачать застывшие эмоции и чувства, которые хранятся в нижней части живота. Можно резко, с шумом выдыхать.
Когда ударяете, позвольте своему Ки расшириться, позвольте себе расшириться - особенно в области груди и суставных соединений рук и ног, - это помогает разблокировать конечности, чтобы легко пользоваться ими в жизни. Вы, надеюсь, помните, что каждый орган тела соответствует определенной мыслеформе, которая, отражаясь вовне, создает реальность? Когда наносите удар, мысленно расщепляйте пространство перед собой. Своим умом вы создаете вокруг себя мир, умом же можно его и расщепить. Если вы наносите удар по предмету, мысленно расщепляйте его. Ваш ум создал этот предмет, он же может расщепить его на мелкие кусочки. Если каждый раз, когда работаете с палкой, вы будете крепко обвязывать таз в области тандэна каким-нибудь широким поясом, это поможет лучше и быстрее почувствовать тандэн.
Органы восприятия
В нелинейном уме органы восприятия - наши чувства - это каналы прямого, НЕПОСРЕДСТВЕННОГО доступа к формам и к информации, которая содержится в них, к информации, которая соответствует данному каналу восприятия. Ин-форм-ация - это то, что содержится в форме, то есть пустота. Слово «информация» прямо указывает на то, что мы получаем доступ к пустоте - к сути. Наша суть с помощью органов восприятия НЕПОСРЕДСТВЕННО общается с сутью форм. Поскольку все формы связаны друг с другом через пустоту, то органы восприятия - это каналы прямого доступа к формам и к информации, которая содержится в них.
Во время чтения этой главы обращайте внимание на то, что у вас происходит в солнечном сплетении.
ВНИМАНИЕ И ОСОЗНАНИЕ каждой своей мысли, каждого своего поступка.
Пойдите внутрь себя и увидьте ответ. Это довольно просто делается в медитации, если вы уделите этому вопросу некоторое время. Просто сидите, поставив вопрос перед собой и не подталкивая себя к его решению. Отдайтесь, доверьтесь потоку, и все произойдет само собой. Бог - Вселенная - Абсолют - Высший Разум - Первоисточник всегда с удовольствием идет нам навстречу и открывает свои тайны, если мы прикладываем регулярные усилия, чтобы сначала поставить вопросы, а потом найти ответы на них. Это - закон.
Полярность
Каждая рука обладает своим собственным отрицательным или положительным потенциалом. У большинства людей правая рука заряжена плюсом, а левая - минусом (см. рис. 6). Потенциалы на ногах распределяются точно также, как и на руках, поэтому при желании можно накладывать и ноги. Кроме этого, пальцы на обеих руках заряжены следующим образом (см. рис. б): большой палец - нулевой потенциал, указательный - отрицательный, средний - положительный, безымянный - отрицательный, мизинец - положительный. Удобнее всего, конечно же, использовать указательный и средний пальцы. Большой палец, помещенный у основания указательного или среднего пальца, используется для того, чтобы усилить соответствующий потенциал (см. рис. 7).
Рис.6 Рис. 7
Наложение рук
Главное правило в наложении рук - плюс всегда помещается ниже минуса, то есть правая рука всегда находится ниже левой. Возможные варианты наложения рук следующие (см. рис. 8). Вариантов наложения рук может быть бесконечное множество. Все здесь определяется той площадью, которую вы хотите охватить. При этом захватываются и исцеляются все органы, которые находятся в пространстве между руками. Например, если вы положите руки себе на живот и грудь, то их действие будет распространяться не только на находящиеся близко к поверхности тела органы, но и на тот раздел позвоночника, который оказался между руками. Если вам понадобится прокачать широкий участок на теле, например, живот по горизонтали, когда вы хотите захватить сразу печень, желудок и селезенку, располагайте руки по диагонали, помещая правую руку немного ниже левой. Иногда бывает достаточно положить на больной орган только одну руку, чтобы боль исчезла. Внутреннее чувство подсказывает, когда это возможно.
Рис. 8 Пальцы используются, когда для рук не хватает места. Например, в случае геморроя, средний палец правой руки следует поместить на анус, а левую ладонь следует положить на живот или на пупок. Одна женщина, у которой был хронический насморк, прочищала нос, поместив средний палец правой руки на середину верхней губы, а указательный палец левой руки на основание носа. Если ваш внутренний голос или интуиция разрешит вам работать с другим человеком, то правила наложения рук здесь те же самые. Плюс должен располагаться ниже минуса, правая рука - ниже левой. И можно работать как спереди, так и сзади. Единственное запрещение здесь - при работе с головой нельзя касаться руками головы. Можно лишь держать их на расстоянии 5 - 10 см над лбом, затылком, теменной частью, по сторонам.
Ощущения
Наверное, упражнение, которое я приведу ниже, общеизвестно, тем не менее, это надо сделать, чтобы быть уверенным, что вы понимаете, о чем пойдет речь. Упражнение 1. Встряхните кистями и расслабьте их. 2. Расправьте пальцы, не напрягая, и поместите кисти рук друг напротив друга, ладонями друг к другу, на расстоянии 10 - 15 см. 3. Подождите от 10 секунд до минуты-двух. 4. Может появиться одно из следующих ощущений или все вместе: тепло в центрах ладоней, тепло в кистях, покалывание в пальцах или в кистях, разбухание кистей. Это означает, что в руках появилась и установилась полярность и между ними появилось поле. 5. Чтобы почувствовать это поле, подвигайте легонько руками, слегка сближая их и отдаляя друг от друга. Вы почувствуете себя так, как будто ваши руки двигаются в какой-то вязкой массе. Это - поле. 6. Теперь можно сколь угодно далеко раздвинуть руки, вы все равно будете чувствовать это поле
Когда вы помещаете руки на любую часть своего тела, в них через некоторое время появятся описанные выше ощущения. Так начинается процесс исцеления данной области тела или органа, с которым вы решили поработать. Кроме того, в руках, в центрах ладоней могут появиться либо незначительные, либо мощные пульсации. В области тела, над которой идет работа, или в выбранном вами органе также появляются очень характерные ощущения, правда, иногда они могут быть едва заметны. Такие ощущения, как горение, жжение, усиление боли, шевеление тканей, встречаются весьма часто. Иногда бывает, что приходится ждать от пяти до пятнадцати минут или даже больше, чтобы в руках появились ощущения, особенно когда работаешь с другим человеком. Потом возникает такое чувство, как будто что-то пробилось, и в руках появляются мощные пульсации. Помогайте себе умом. Энергия всегда следует вслед за мыслью. Через некоторое время - обычно проходит от двадцати до сорока минут - все ощущения в руках и в теле исчезают. Это означает конец сеанса. Если вы работаете с другим человеком, тогда в этот момент необходимо поднять руки над телом пациента примерно на пять-десять сантиметров, и ощущения опять появятся. Через некоторое время они также исчезнут. Вот тут сеанс считается полностью законченным. При работе с каким-нибудь органом в теле или с отдельной областью обычно требуется несколько сеансов (иногда требуется много), чтобы произошло полное исцеление. Но чем еще хорош этот метод, так это тем, что можно работать с собой, даже когда вы смотрите телевизор, разговариваете или читаете. Стоит только положить на себя руки, как полярность начнет делать свое дело.
Показания Я не знаю никаких противопоказаний по данному методу. Он одинаково эффективно действует при любых заболеваниях. И это должно быть так, потому что мы, люди, полярны, все органы внутри нас также поляризованы, вся природа вокруг нас, наша Вселенная дуальна, то есть поляризована. Какой один из главных признаков заболевания в любом органе тела? Спросите какого угодно профессионала, который исследовал электрическую активность организма, и он вам скажет, что это нарушение распределения потенциалов в данном органе. Наложение рук позволяет восстановить первоначальный потенциал данного органа, тогда орган выздоравливает. То есть данный метод, возможно, самый естественный и верный из всех имеющихся в распоряжении человека. При использовании этого метода ткани и органы очищаются от шлаков, гноя и т.п. и восстанавливаются, потянутые или порванные связки и сухожилия быстро заживают, вывихнутые члены сами собой встают на места, поломанные кости быстро срастаются, искривленный позвоночник на глазах становится прямым, смещенные позвонки и диски сами собой встают на место, сместившиеся и выпавшие органы подтягиваются и встают на места, хронические и блуждающие боли исчезают навсегда. Я видел много интересных примеров действия этого метода.
Задачей Диалога Голосов является познакомить клиента с его субличностями, чтобы он осознал их, а не помогать исправлять их.
Никогда, никогда не пытайтесь пойти в отрицаемые я, до того как клиент познакомится со своими первичными я и защитником/контролером. Отрицаемые я очень часто содержат в себе разрушительную, негативную энергию, которая, вырываясь наружу, сеет вокруг хаос. Позаботьтесь о себе.
+++
Сеанс диалог голосов
Не подталкивайте процесс 7 Когда почувствуете себя готовыми, спросите его, хочет ли он познакомиться с тем, кто отвечает за соблюдение этих правил в жизни. Получив согласие, предложите клиенту почувствовать, где хотела бы находиться эта субличность, куда ее тянет передвинуть стул. Субличность может встать прямо за стулом, где сидит клиент. Контролер часто занимает такую позицию. Объясните клиенту, что он должен позволить этой субличности выйти наружу и говорить. 8. Когда клиент занял новую позицию и провел в ней несколько секунд утверждаясь, он сам подаст вам знак, что готов, взглянув на вас выжидающе. Иногда бывает, что клиент перемещается не в защитника/контролера, а в какую-нибудь подавляемую субличность, хотя это бывает редко. Обычно такая личность неопасна. Когда клиент перемещается в отрицаемые субличности, они часто не хотят разговаривать, молчат. Следуйте процессу, не подталкивайте его. Просто чувствуйте. Например, отвергнутый ребенок почти в ста процентах случаев будет разговаривать с вами через чувства, а не вслух. В нем очень много боли, и вы будете переживать эту боль вместе с ним. Не подталкивайте процесс и не старайтесь вмешаться и помочь. Все идет так, как идет. 9. Поздоровайтесь с субличностью, которая вышла наружу, и начните разговор с того, как она чувствует себя здесь и хочет ли поговорить с вами.
Внимание: никакой критики, никаких насмешек, осуждений и подталкиваний! (Как только в вас появляется критика или осуждение, вы столкнулись со своим отрицаемым я. Тогда лучше всего прекратить сеанс. Вообще, если вы почувствовали, что что-то происходит не так, немедленно прекращайте сеанс.) Если в вас появился страх перед появившейся субличностью или вы чувствуете, что она вас подавляет, прекращайте сеанс, попросив клиента вернуться на прежнее место.
Если субличность соглашается вести диалог, тогда можно задать ей следующие вопросы: 1. Давно ли она появилась в жизни ...(называете имя клиента)? 2. Помнит ли она этот эпизод и может ли рассказать о нем? 3. Сколько ей лет? 4. Какого она пола? 5. Как выглядит, что любит есть, какую одежду носить, с кем любит общаться, какой образ жизни предпочитает вести? 6. Сколько процентов времени она занимает у ... (имя клиента)? 7. Что бы она делала, если бы занимала все время? 8. Если это отрицаемая субличность, спросите у нее, что бы она делала, если бы находилась больше времени на поверхности сознания, если бы ее чаще выпускали наружу. 9. Чем она владеет, чем любит заниматься, что у нее лучше всего получается, что она думает о том-то и том-то (приведите в пример проблемы, которые переживает данный человек)? 10. Где в теле располагается? 11. Чем занимается в свободное время? 12. Как вмешивается в ситуацию, что делает, чтобы взять контроль над сознанием в свои руки и повести ситуацию в нужном ей направлении? 13. Чувствует ли данная субличность, что ей кто-то противодействует внутри ... (имя клиента)? 14. Если да, позволит ли она выйти этой другой субличности наружу, чтобы познакомиться с ней? 15. Хочет ли она на прощание еще что-нибудь сказать? И предложите ей вернуться назад.
Часто бывает, что субличность не хочет возвращаться после проведенного с ней диалога. Не пугайтесь, это означает, что она хочет сказать еще что-то важное и для клиента, и для вас. Продолжайте диалог. Примечание: вопросы 13 и 14 задаются уже после нескольких сеансов с данным клиентом, когда он очень хорошо познакомился со своим защитником/контролером и прекрасно чувствует его энергию. Тогда клиент сам сможет спокойно блокировать нежелательную субличность в случае, когда это необходимо. Бывает так, что клиент, переместившись в субличность, все-таки не показывает ее ясно. Он как будто мерцает. Переместите его назад в среднюю позицию, поговорите с ним, определите еще раз задачу и снова попытайтесь выйти на его субличность. Не на второй, так на третий раз это обязательно получится.
10. Когда клиент вернулся в среднюю позицию - позицию эго, - дайте ему несколько минут, чтобы прийти в себя, рассоединиться с теми ощущениями и восстановить прежние. Спросите его, как он себя чувствует, слышал ли, о чем здесь говорилось, и ясно ли почувствовал энергию этой субличности. Если нет, снова пересадите его в эту субличность, чтобы он лучше запомнил ее. На этом сеанс можно заканчивать - для начала этого достаточно. Теперь в процессе жизни клиент будет различать в себе эти ощущения и этот голос, что поможет ему в каких-то ситуациях распознать, что в данном случае активизировался защитник/контролер. Если вы не в первый раз работаете с данным человеком, можете пойти в другие первичные субличности, исследуя, например, критика, толкача, ублажителя, перфекциониста. Когда вы хорошо познакомились с первичными субличностями, можете приступать к исследованию уязвимого я, которое всего боится, а затем и вторичных, отрицаемых я - конечно, с согласия первичных я. Как правило, отрицаемые я занимают позицию, противоположную первичным я. Диалог с ними ведется точно таким же образом, как и с первичными я.
11. После диалога с каждой субличностью клиента необходимо возвращать в позицию эго и каждый раз убеждаться, что он соединился со своим эго. Когда вы наберетесь опыта, вы сможете из субличности выделять еще субличность, раскладывая ее на одну или даже несколько, а потом последовательно их складывать, чтобы, наконец, возвратить в Среднюю позицию эго. 12. После каждого сеанса необходимо провести процесс осознания. Клиент стоит или садится рядом с посредником - неважно, с какой стороны, - и посредник повторяет и описывает ему шаг за шагом, что происходило во время сеанса. Этот процесс называется «поместить клиента в осознающее я», а также «формирование в клиенте осознающего я». Он повторяет ему главные моменты, о чем говорилось в позиции эго, потом в позиции первой субличности, потом опять в средней позиции и т.д. То есть посредник последовательно проходит весь сеанс от начала до конца, напоминая клиенту о том, что происходило. Когда этот процесс заканчивается, клиент снова возвращается в позицию эго. Напоминаю, что осознающее я - это не позиция, это просто наблюдение и осознание того, что происходит. Оно - свидетель происходящего. Именно это отсутствие позиции и беспристрастное наблюдение за тем, что происходит и как действуют различные я, поскольку теперь их чувства и слова ясно различаются на фоне внутренней жизни, - именно оно помогает в конечном итоге собрать внутренние я в одно целое, где все я сотрудничают друг с другом. Когда развивается осознающее я, у человека появляется выбор и возможность принимать решения, которые становятся тогда более четкими и сбалансированными, потому что лежат между противоположностями. В противном случае решения принимаются либо первичными я, либо отрицаемыми я и тут нет никакой свободы. Понятно, что такие решения минуют ум, следовательно, они самые правильные.
Практика чань-буддизма (перевод В. Жикаренцева)
Основное в практике чань
Наша повседневная деятельность сама по себе уже лежит в рамках Пути. Существует ли где-нибудь место, которое нельзя использовать для практики Пути? Зал для занятий Чань не так уж и необходим. Более того, практика Чань - это не просто медитации сидя. Зал и медитации предназначены для людей, имеющих обусловленные кармой труднопреодолимые препятствия и не обладающих достаточной мудростью.
«Видьте необычное, но не думайте об этом как о необычном, и тогда это необычное отступит». «Если человек не думает, что он достиг чего-то сверхъестественного, тогда это хорошо. С другой стороны, если он думает, что достиг чего-то сверхъестественного, тогда он привлечет демонов». Как начинать занятия: различие между хозяином и гостем Как следует начинать занятия? В собрании Сурангамы Благородный Каунтинья упомянул два слова: «гость» и «пыль». Это там, где начинающие должны начинать свои занятия. Он сказал: «Путешественник, останавливающийся в гостинице, может остаться там на ночь или же просто поесть и уйти потом. Закончив есть и отдохнув, он собирает свои вещи и продолжает свое путешествие, потому что у него нет времени оставаться долго на одном месте. Если бы он был хозяином, ему не надо было бы никуда идти. Поэтому я заключаю: тот, кто не остается, - гость, потому что отсутствие остановки - это суть гостя. Тот, кто остается, - хозяин.
И опять же, в ясный, погожий день, когда солнце восходит и солнечный свет проникает сквозь окно в темную комнату, можно увидеть летающую в пустом пространстве пыль. Пыль движется, но пространство остается спокойным. То, что чистое и спокойное, называется пространством; то, что движется, называется пылью, потому что движение - это суть пыли». Гость и пыль относятся к иллюзорным мыслям, в то время как хозяин и пространство относятся к истинному я. То, что неизменный хозяин не следует за гостем в его приходах и уходах, показывает, что неизменная природа истинного я не следует за иллюзорными мыслями в их блошиных скачках туда-сюда.
Летающая туда-сюда пыль не заслоняет чистого, спокойного, пустого пространства, иллюзорные мысли, которые возникают и пропадают сами по себе, не служат помехой природе истинного я таковости. Поэтому было сказано: «Если мой ум не возникает, все вещи становятся безупречными». В таком состоянии ума даже гость вместе с иллюзорными мыслями остается на месте. Если он поймет, что такое пространство и пыль, иллюзорные мысли больше не будут служить препятствиями. Говорят, когда враг узнан, в вашем уме больше не будет врага. Если вы сумеете исследовать и понять все это перед тем, как приступить к занятиям, вряд ли вы сделаете серьезные ошибки.
Хуа-тоу и сомнение
Существует множество хуа-тоу, как например: «Все дхармы возвращаются к единому, а куда возвращается это единое?»; «Каково было мое первоначальное лицо, перед тем как я родился?» и т.д. Наиболее обычный, однако, это: «Кто произносит имя Будды?» Что подразумевается под хуа-тоу? Хуа означает произнесенное слово; тоу означает голову или начало, тогда хуа-тоу означает то, что находится перед сказанным словом. Например, если вы произносите: «Будда Амитабха», - это хуа, а хуа-тоу - это то, что предшествует произнесению имени Будды. Хуа-тоу - это момент перед тем, как возникает мысль. Как только мысль возникает, это уже хвост - хуа. Момент перед тем как возникла мысль называется «невозникновением».
Когда ум не отвлечен, не вял, не привязан к покою или не впал в состояние ничто, это называется «неумирание». Целеустремленное и непрерывное обращение себя внутрь и высвечивание состояния невозникновения и неумирания называются «исследование хуа-тоу» или «внимание к хуа-тоу». Чтобы исследовать хуа-тоу, необходимо сначала вызвать в себе сомнение, дать ему возникнуть. В методе хуа-тоу сомнение подобно посоху для ходьбы. Что подразумевается под сомнением? Например, вы можете спросить: «Кто произносит имя Будды?» …. (Иисусову молитву) Таким образом, есть нечто, чего человек не понимает, и это дает возможность возникнуть легкому сомнению относительно вопроса «кто». Это сомнение никогда не должно быть грубым. Чем оно тоньше, тем лучше должен практикующий наблюдать и удерживать это сомнение и давать ему течь, подобно тонкой, прекрасной струе воды. Не давайте никакой другой мысли отвлечь вас. Когда появляется сомнение, не мешайте ему работать. Когда сомнение уходит, мягко дайте ему снова возникнуть.
Независимо от того, эффективны ли ваши занятия или нет, сидите ли вы на одном месте или передвигаетесь, просто целеустремленно используйте этот метод, продолжая работать над хуа-тоу. В хуа-тоу «Кто произносит имя Будды?» ударение должно делаться на слово «кто». Другие слова служат для того, чтобы провести основную идею вопроса, как в случае, когда вы спрашиваете: «Кто одевается?», «Кто ест?», «Кто испражняется?», «Кто мочится?», «Кто невежественно борется за свое эго?»,«Кто знает?». Независимо от того, идете ли вы, стоите, сидите или полулежите, слово «кто» направлено прямо в вас и требует немедленного ответа. Если вы не будете снова и снова думать про себя, задавая себе один и тот же вопрос: «Кто?», если вы не будете строить догадки и предположения, не будете полагаться на внимание, тогда вы легко сможете поднять в себе чувство сомнения. Следовательно, использование в хуа-тоу слова «кто» - это прекрасный метод для практики Чань.
Сомнение, генерируемое начинающим практикантом, имеет тенденцию быть грубым, прерывистым и беспорядочным. Это не квалифицируется как истинное состояние сомнения. Такое сомнение представляет собой не более, чем обыкновенные мысли.
Постепенно, после того как необузданно скачущие туда-сюда мысли успокаиваются и практикующий обретает больший контроль, этот процесс может быть назван «цань» («цань» означает «исследовать», «смотреть внутрь»). Когда занимающийся приобретает опыт и его медитации становятся более гладкими, сомнение возникает естественным образом, без особых усилий со стороны последнего. В этот момент теряется ориентация и ощущение места. Существование тела, ума или окружения не осознается. Существует только сомнение. Это истинное состояние сомнения. В действительности, начальная стадия не может рассматриваться как истинные занятия Чань. Занимающийся просто вовлечен в иллюзорные мысли. Только когда естественным образом возникает сомнение, это может быть названо истинными занятиями.
Этот момент является критической точкой, и занимающемуся здесь легко отклониться с правильного пути: 1. В этот момент возникает состояние чистоты и ясности и безграничное чувство света, мира и покоя. 2. В этот момент возникает состояние ясности и чистоты, пустоты и незаполненности. Если этого нет, тогда сомнение потеряно. «Восстать» означает развивать знание и просветленность. Это отличается от того, что было раньше, когда сомнение было грубым. Сейчас ему следует быть тонким - одна мысль, непрерывная и очень, очень тонкая. С абсолютной ясностью она - просветляющая и спокойная, неподвижная и все же полная знания. Подобно дыму от огня, готовому вот-вот заструиться, она представляет собой узенький непрерывный поток.
Решительность в том, чтобы покинуть самсару, и генерация устремленного ума В занятиях Чань наиболее важной вещью является иметь убежденность оставить рождение и смерть и сгенерировать устремленный ум. Если нет убежденности в том, чтобы оставить рождение и смерть, тогда нельзя сгенерировать «великое сомнение» и занятия не будут эффективными. Если в уме нет никакой настойчивости и упорства, результатом будет лень, как у того человека, который занимается один день и отдыхает десять дней. Занятия будут неполными и фрагментарными. Просто развивайте настойчивый ум, и, когда возникнет великое сомнение, желания сами собой придут к своему концу. Когда приходит время, дыня сама отделяется от лозы.
Мастер Гао-Фын (1238 - 1295) однажды сказал: «Что касается практики, тут необходимо действовать подобно камню, падающему в самый глубокий пруд глубиной десять тысяч метров, постоянно и устремлено падая на самое дно. Если кто-нибудь сможет практиковаться так же безостановочно и постоянно в течение семи дней и все же не сможет освободиться от своих блуждающих, иллюзорных мыслей и желаний, я, Гао-Фын, отдам свой язык чтобы им пахали вечно». Он продолжал: «Когда занимаются Чань, следует выделить определенное время для достижения успеха, подобно человеку, упавшему в яму в тысячу метров глубиной. Все его десятки тысяч мыслей сокращаются до одной: освободиться из ямы. Если вы действительно сможете заниматься с утра до вечера и сумеете сделать так, чтобы не возникало никакой второй мысли, и если вы не достигнете озарения в течение трех, пяти или семи дней, я буду самым великим лжецом, и пусть моим языком коровы пашут всю жизнь». Этот древний мастер обладал огромным состраданием.