Продолжаю рассказывать о экскурсии проводимой проектом
Лучший город Земли. - Мировые религии в Москве. Сегодня мой рассказ о Московской хоральной синагоге, расположенной в Большом Спасоглинищевском переулке.
Здание построено в 1893 -1896 годах, по проекту архитектора Семена Эйбушитца. Интерьеры синагоги переделаны по проекту Романа Клейна в 1906 году. В здании смнагоги четыре молельных зала, находится Главный раввинат, работает духовное училище. Находится в ведении Попечительского совета Московской еврейской религиозной общины.
Первые иудейские молельные ― Аракчеевская в Зарядье и Межевая в районе Сретенки ― появились в Москве в первой половине XIX века вблизи казарм и служили для удовлетворения религиозных нужд евреев-солдат. К 1860-м годам еврейское население города стало уже довольно многочисленным и разнообразным по социальному составу, и небольшие молельные, размещавшиеся в жилых домах, не вмещали всех верующих. В 1870 году еврейская община под председательством банкира Лазаря Полякова открыла первую Московскую хоральную синагогу в угловом доме на пересечении Большого Спасоглинищевского переулка и Солянского проезда. Дом в перестроенном виде сохранился до наших дней.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В мае 1887 года состоялась закладка нового здания хоральной синагоги, спроектированного архитекторами С.С. Эйбушитцом и С.К. Родионовым. Строительство молитвенного дома завершилось в 1891 году. По проекту синагога в Спасоглинищевском переулке, должна была представлять собой купольную базилику с колоннадой и огромном портиком. Но купол так и не был возведен.. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать.
Синагогу предполагалось освятить в марте 1891 г., но новый московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович начал правление с выселения еврейского населения из столицы. В течение двух лет после этого московское еврейство сократилось в десять раз и к 1893 г. составляло 7 тысяч человек. Это были купцы первой гильдии, промышленники, дипломированные специалисты и солдаты-отставники, получившие право на жительство при Николае I.
Революция 1905 г. изменила ситуацию. В начале 1906 года московские власти позволили открыть для молитвы Большую хоральную синагогу в Спасоглинищевском переулке. Правление общины провело необходимые реставрационные работы, к которым был привлечен известный московский зодчий Роман Клейн. Он внес в оформление большого молитвенного зала художественную изысканность модерна.
После революции, несмотря на требование евсекции о превращении синагоги в пролетарский клуб, раввин Яков Мазе смог добиться сохранения синагоги. Спустя без малого сто лет после освящения синагоги мэр Москвы Юрий Лужков снял запрет Великого князя Сергея Александровича, и в мае 2001 года над синагогой был открыт серебристый купол, увенчанный Звездой Давида.