Железнодорожный мост Бачелиса на мозаике Деинеки.

Oct 11, 2012 14:55

Обычно в метро мы спешим и редко рассматриваем архитектурное убранство станций, а на потолок и вовсе редко поднимаем взгляд. Но недавно довелось мне, в ожидании экскурсии по Замоскворечью, бросить взгляд на мозаичное панно станции «Новокузнецкая» - "Лыжники и торжество индустриализации". Так ведь это железнодорожный мост архитектора Бачелиса над 8-м шлюзом канала им. Москвы, причем он здесь? Подобное панно куда естественнее смотрелось на одной из станций метро в Тушино.





Станция «Новокузнецкая» была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне. На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно, выполненных В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде и разделенные на части вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии.

Всего было выполнено 14 мозаичных панно восьмигранной формы и предназначались они для станции «Павелецкая» (в проекте "Донбасская"), но война внесла свои коррективы. Металлоконструкции, предназначенные для «Павелецкой» попали на временно оккупированную территорию и п роект станции пришлось срочно менять. Мозаики оказалисьь ненужными и Таранов, архитектор «Новокузнецкой», узнав об этом, решил установить мозаики на своей станции. Это сильно перенасытило и без того нагруженную архитектурными элементами станцию, но зато это спасло часть мозаик. Из-за относительно небольшой длины центрального в наземном вестибюле.

Оставшиеся семь мозаик так и остались на задворках предприятия где с ними работал Дейнека. Во время бомбежек мозаики опустили краном в яму и засыпали землей, куда они делись потом неизвестно. Вот такие коррективы внесла война в оформление станций. Да и Дейнека для метро после «Новокузнецкой» ничего не создал. Ну а мое недоумение по поводу моста архитектора Бачелиса на одной из мозаик, можно объяснить его необычной и запоминающейся формой. Ведь этот железнодорожный мост - наиболее интересный по кон¬струкции из всех, построенных в конце 30-х годов прошлого века. Да и самолет пролетающий над мостом больше ассоциируется с Тушинским аэродромом, нежели с Донбасом. Но таков уж он авторский замысел.

Сообщество краеведов Москвы.

Краеведение, Архитектура, Метро, Фотография, Москва

Up