"Галалит" - моя малая Родина.

Feb 14, 2012 18:22

До недавних пор, о заводе «Галалит», корпуса которого еще стоят в районе Нижних Мневников, практически ничего не было написано. Во всяком случае, в интернете имелось лишь скучное описание и ни одной фотографии. Первые сведения, которые мне удалось раздобыть, я публиковал на сайте Тушинский Хомяк. После этой публикации стали приходить письма с новыми сведениями по истории завода и самому продукту на нем производимого - галалиту. Недавно на меня вышел автор, детство которого прошло в рабочем поселке при заводе. И я хочу представить вашему вниманию первую часть его рассказа: "Галалит" - моя малая Родина. И так, читаем рассказ Маркова Александра - бывшего жителя поселка завода "Галалит", проживавшего там с 1952 по 1966 год, в доме №9 квартире №6.

Сообщество завода «Галалит» в Мой Мир.



Завод "Галалит"


Многие ли могут похвастаться, что родились и провели своё детство на острове? Не каком-нибудь паршивом атолле с двумя пальмами, где с одного края острова виден другой его край. А на настоящем острове со своей, пусть малой, но географией, со своим населением, посёлками и даже со своим общественным транспортом. 5 посёлков : Нижние Мневники, з-д "Галалит", ШГБ - он же пос. Главмосстроя, дер. Терехово, малюсенький посёлок(всего 3 барака) Бетонный з-д. 4 гос. предприятия : з-д "Галалит", автокомбинат Мостелефонстроя, з-д железобетонных конструкций, совхоз "Всходы". Мневниковская средняя школа №831. Карамышевский гидроузел-плотина и Шлюз №9. Два моста, один из них понтонный. Кунцевский пляж. 4 озера. 3(!) свалки. И всё это на маленьком клочке суши, окружённой Москвой-рекой! Рыбы - во! Молока - во!

А вокруг... Благодать! Если бы ещё не химзавод.На юге - Фильские горы, поросшие соснами. На северо-западе - деревня Крылацкое со Святым источником, бьющим из-под разбомблённой при первом же налёте немецкой авиации церкви. Крылацкие горы, поросшие ореховыми рощами. На севере - заливные луга, за ними Серебряный бор, а на северо-востоке, ближе к востоку - столица нашей необъятной, горячо любимой Родины, город на семи холмах - Москва.

Фили только-только начинали благоустраиваться, за Крылацким и Татарово начинались совхозные угодья, поля и фруктовые сады, которые тянулись аж до пос. Птичники и пос. Рублёво. Серебряный бор был чисто дачным местом, граничащим с запретной зоной и "большая" Москва была довольно далеко. Что там было дальше, я тогда не знал. Но я даже подумать не мог, что через пятьдесят лет все те, кто бубнил нам о светлом коммунистическом будущем, понастроят на Рублёвке дворцов и в них жить будут новоявленные господа. Вот уж действительно, Жизнь - смешная штука!



Жилые дома при заводе "Галалит".

Завидуйте! Именно на этом острове, который создала Москва-река, петляя в своём течении и образуя неповторимый ландшафт и живописные уголки, в то время ещё не затронутые городскими застройками, я родился (в Роддоме №16 на Соколе) и провёл своё детство (до 13 лет), проживая по адресу : Москва, Нижние Мневники, з-д "Галалит" дом №9. кв.№6.

В то время для меня это был удивительный Мир! Этакий оазис со своей жизнью и укладом. Не надо думать, что мы были отрезаны от остального мира и прозябали в тоске, унынии и дикости. Нет! Совсем наоборот - жизнь на нашем острове просто бурлила! Центром культурной жизни были, несомненно, клуб завода "Галалит", с довольно большим, мест на 400-450, кинозалом, библиотекой, радиоузлом, и стадион, располагавшийся напротив клуба, через дорогу. Там же, через дорогу, перед стадионом была большая открытая танцевальная площадка - "пятачок", с крытой эстрадой - ракушкой. Танцевальная площадка располагалась строго напротив наших окон, на расстоянии максимум метров 50. Так что в летнее время года, 2-3 раза в неделю я, не выходя из дома, мог приобщаться к музыкальной эстрадной культуре с 19:00 и до 23:00. И от Культуры меня отделяли лишь узкая дорога, да ящик местной помойки - se la vie!

Играли на танцах разные музыкальные коллективы. Право играть предоставлялось на конкурсной основе, так как съезжались к нам на танцы со всей округи - из Карамышева, с Хорошевки, приходили с Филей, с ШГБ, из Крылацкого, приезжали с силикатного завода. Практически всегда аншлаг! Иногда музыканты привозили своих девчонок, модных и весьма эпатажных, чем местные дамы бывали весьма недовольны. Бывало и дрались, а один раз даже убили паренька заточкой. Валерка Гуреев убил - оболтус 17-18 лет, в нашем доме жил. Хотя были разговоры, что не обошлось без дяди - Колюшки Гуреева - персонажа с криминальным прошлым и весьма авторитетного в "известных кругах", как он
говорил. Якобы убил дядя, а вину на себя взял племянник, чтобы дядю прикрыть. Расстрельная статья-то в силе была.



Лаборатория завода "Галалит".

Я эту заточку хорошо помню. За неделю до этого трагического происшествия я её нашёл у входной двери в наш дом. Мы с моим другом Колькой Раздорским шли ко мне домой, а у входной двери справа внизу фанерная стена вздулась пузырём, слева было большое, длинное окно, почти на весь корридор, и свет падал как раз на это место. Я сначала подумал, что это паучиное яйцо - матово-розовое...Взял двумя пальцами и потянул...И вытащил заточку из фогальцевого напильника с рукояткой из наборного оргстекла (Высоцкого вспомните, в ремеслухе такие делали, а Валерка как раз в ремесленном учился). Симпатичная такая заточка. Я её почему-то отдал Кольке, а Валерка Гуреев увидел у него и отобрал, да ещё по шее надавал. Как пришла, так и ушла, чего горевать. Потом я вспомнил про неё, когда её следователи нашли во Мневниковском пруду за стадионом. Но мне дома строго-настрого запретили об этом кому бы то ни было говорить. Было мне лет 7 - 8 всего.



Семья Маркова Александра во дворе своего дома.

Но до войны и после, года до 57-58-го танцы устраивали в "Марковом саду"(в последствии переименованном в Маркин сад). Сад граничил с двором нашего дома - дома №9 и был назван в честь моей бабушки по отцу - Марковой Александры Дмитриевны, т.к. она приложила немало сил на поприще благоустройства сада. В Марковом саду была эстрада, пятачок танцплощадки, стояли скамейки, имелся киноэкран для летних показов, былдаже фонтан(!), который работал(!), правда по праздникам. Я ещё застал его. В саду были посажены фруктовые деревья, разбиты клумбы. Сад был огорожен красивой деревянной оградой( язык не поворачивается назвать забором). Стояли филёнчатые столбы, а сверху ограда была подрезана волной. По праздникам и во время танцев приезжала мороженница с деревянным ящиком на ремне и продавала эскимо на палочке и рожки. В белом фартучке, с кружевной наколкой на голове. Фильм "Место встречи изменить нельзя" все смотрели, в первой серии - ну один в один! Играл заводской духовой оркестр. Летом показывали кинофильмы. А потом, в 57-58 году сад закрыли для посещения, возвели глухой забор, территорию разровняли бульдозером, вырубили деревья, несли фонтан. Марков сад превратили в заводской склад: по правой стороне разместили старые автомобили, в том числе и две пожарные машины, по левой стороне поставили железные гаражи, в них разместили химикаты в бумажных кравтовских мешках. Год спустя, весной вода мешки промочила, химикаты размыло и огромные тополя на нашем дворе стали гибнуть. Химикаты перегрузили в бочки, но половина деревьев погибла.



Фонтан в саду у завада Галалит.

Чуть позднее стали приходить длинные машины с прицепами, на которых на завод доставлялось новое технологическое оборудование - з-д "Галалит" перепрофилировали с галалита на полистирол. Мы, пацаны, не понимали, чем это обернётся для жителей всего острова, но взрослые говорили в открытую, что отравы прибавится. Целыми днями мы просиживали на заборе в нашем дворе и наблюдали за разгрузкой оборудования. А один раз даже стали свидетелями несчастного случая - при разгрузке лопнула стропа и огромный ящик придавил рабочему ногу. Он заорал, мы повскакали, чтобы лучше видеть и чуть сами не попадали с забора. Начальство кинулось к рабочему, все стали кричать, материть друг друга, махать руками: "...лучший рабочий, лучший рабочий!" К счастью всё обошлось, дядя Витя(не помню фамилию, помню, что он жил на том дворе в доме №1 и был очень вредным дядькой), через неделю поправился, но всё таки ходил к нам в амбулаторию на перевязку.



В Голубом Дунае. Кафе располагалось в селе Хорошево, что недалеко от завода.

Новую танцплощадку построили через дорогу, рядом с автобусной остановкой, за городошной площадкой, перед стадионом. Быстро построили. Танцы устраивали и зимой, правда только для своих, заводских - в фойе клуба. Одежду сваливали на стулья где-нибудь в углу и танцевали, в основном старые и русские народные. В танцах принимали участия в основном женщины, но были и кавалеры.Танцевали польки, кадрили, барыню, что-то, чему я и названия не знаю, иногда с припевками. Получалось всё слаженно на удивление! Почти всегда танцевали мать Витьки Авилова и мать Женьки Селиванова. Надо отметить, что после войны на "Галалит" приехало много людей из Рязанской области. Целыми семействами приезжали, потом родственников выписывали. Танцевать народные танцы умели многие, а вот нас, мелюзгу, как-то не приобщили.



Рыбаки на Москве реке, у завода "Галалит"

Кроме духового оркестра и муз. кружков был на заводе и свой "джаз-банд". Руководил им какой-то приезжий трубач. Что такое джаз я знал с младых ногтей. У нас в доме, как и у многих в то время, был сначала патефон, а в конце 50-х появился эл.проигрыватель "Юбилейный". Дед выйграл в лотерею патефон, а дядя поехал получать и, доплатив некую смешную сумму, взял электропроигрыватель и две коробки с долгоиграющими пластинками, которые только-только появились. На пластинках была танцевальная музыка и зарубежная эстрада. Только что прошёл Фестиваль молодёжи и студентов, на дворе была "хрущёвская оттепель" и зарубежная эстрада потихонечку пробивала себе дорогу. Я сразу влюбился в эту музыку, полную ритмов и новых мелодий. Эту музыку местные бабки сразу прозвали "трясучкой". На том дворе, когда обсуждали меня (они, бабки всё и всех обсуждали), то часто говорили : "...Ксеньки-то Варенцовой внук чё слушает! Что путного-то из него получится? Сядет..." Дальше - больше, появились записи на "рёбрах", которые покупали на Ваганьковском рынке. У меня до сих пор сохранилась одна такая запись на "рёбрах" - совершенно случайно обнаружил на чердаке дачи. По телевизору показали чемпионат мира по спортивным танцам - сплошной рок-н-рол! У нас тоже набирали обороты буги-вуги, рок-н-рол, появился твист. И вот однажды, на танцах в клубе, заводской джаз-банд сыграл твист - это был "Тvist Again". Нашлись и танцоры - Толька Макеев, заводской хулиган, и ещё кто-то. От фигур, которые они выделывали, у народа не только глаза на лоб полезли, но и дар речи пропал! Потом внезапно появился наряд милиции - оказывается дар речи пропал не у всех. Нашёлся дядя (с утраченной фамилией), который в порыве негодования и вызвал милицию. Оркестрантов и танцоров "повязали" и повели в "воронок"...Но Макей всё таки удрал. Остальных увезли в отделение милиции, где с ними провели беседу, оштрафовали каждого на 10 руб.(большие по тем временам деньги) и отпустили...До времени. Всё как в "Стилягах". Я хотел было на сайт фильма зайти и написать, да передумал, прочитав комментарии...И тем не менее, пластинок с эстрадной и зарубежной музыкой у нас в доме было много - мои тётки Светлана и Галина Варенцовы всё время что-нибудь да покупали в универмаге на Красной Пресне. А вот взрослая дочь наших соседей Карповых - Фаина, ровесница и подруга моей матери, слушала только классическую музыку, но к этой музыке я пришёл значительно позже.



На Москве реке. Вдалеке Карамышевская ГЭС,

К пластинкам я всегда относился трепетно, очень берёг их и обращался с ними весьма профессионально, не смотря на свой малый возраст. У моих тётушек была подруга на том дворе - Вера Чувашова, жила она в доме №2, рядом с Чашиными. Работала она мед. сестрой и летом была прикомандирована в медпункт Кунцевского пляжа. Тётки работали посменно и я летом почти каждый день проводил на пляже в компании их друзей, в число которых входил и радист. Поскольку радиорубка и медпункт помещались в одном домике у волейбольной площадки радисту было некогда и я почти всё лето (1958 года по будням) исполнял обязанности радиста - заводил музыку. Радист мне всё показал и объяснил - один выключатель и радиола, в металлическом корпусе, с пластинками я обращаться умел.



На заднем плане деревня Терехово. На фото Валентин Крылов с сыном Колей, плачущий ребёнок - это автор воспоминаний Маркова Александр.

Со всех окрестных посёлков к нам на "Галалит" по вечерам, в любое время года, съезжались люди. Летом - на футбол, на танцы. Зимой - на каток. И круглый год - в клуб, в библиотеку, в кино и на концерты. Зав. клубом после войны был Митрофанов Иван Андреевич. Кино крутили 4 раза в неделю, если мне не изменяет память - вторник, четверг, суббота и воскресенье. В будни - два сеанса, а в выходной и по праздникам - три-четыре. Кино любили истово, до фанатизма, да это и понятно, хоть какая-то отдушина должна была быть. Могли по многу раз смотреть одни и те же фильмы, зал всегда был полон, даже стулья в проходах ставили. В 50-х годах у нас в стране были очень популярны аргентинские фильмы с участием знаменитой в то время киноактрисы Лолиты Торес. Все фильмы были очень музыкальны, этакие односерийные мыльные оперы. Всегда любовь, всегда хорошая музыка и танцы, всегда хороший юмор и, что самое главное, всегда счастливый финал. Были и трагедии. Помню одну из них, называлась она "Моя бедная, любимая мама". Начинался и заканчивался фильм одним и тем же эпизодом, в котором старая, растрёпанная женщина в лохмотьях бредёт по каким-то развалинам в окружении своры бездомных собак. Фильм был очень жизненный и тяжёлый, все рыдали в голос. Моя матушка до сих пор вспоминает этот фильм. Индийские фильмы тоже любили и смотрели с не меньшим удовольствием, ходили всем семейством, не смотря на то, что это не всегда были комедии. Про советские фильмы можно и не говорить. Была одна загвоздка - в клубе нельзя было смотреть широкоэкранные фильмы и, если в прокате не было узко экранной копии, приходилось ехать смотреть фильм в Москву.

В начале 60-х на Хорошевке построили отличный типовой кинотеатр "Патриот" и мы стали ездить туда.Людям нужна была красивая сказка и они её находили. Кстати о сказках, в 1958 году у нас в прокате появилась американская сказка "7-е путешествие Синдбада". Наши соседи Карповы посмотрели и рассказали мне, посоветовав непременно съездить. В воскресенье мы с мамой отправились в Москву, к Зоопарку в кинотеатр "Пламя", располагавшийся в цокольном этаже высотного здания. После "Ильи Муромца", это было что-то! ! Фильм настолько потряс меня, что не досидев до конца фильма мы ушли... Потом, на протяжении многих лет я его неоднократно пересматривал, всегда с удовольствием, а вот мои внучки смотреть его не стали - не интересно и не страшно.



1936 год. 1 класс Мневниковской средней школы.

Кино любили все, от мала и до велика. Даже придумали игру, наподобии игры "в города". Нас, мальчишек, в доме было трое: Володя Воропаев, Витя Габрильянчик и я. Сначала мы играли просто так, по памяти, но потом завели по общей тетради, в которой записывали названия всех известных фильмов. Мы выискивали их где только можно - в газете (Была такая газета на четырёх страницах, где печатался репертуар всех московских кинотеатров и домов культуры на неделю), в журнале "Экран", расспрашивали взрослых о старых фильмах. Содержание тетрадей было великой тайной. Играли вечера напролёт, споря до хрипоты, до пены у рта был такой фильм или нет, кто играл в фильме и о чём он. Обычно играли зимой, выходя в корридор: Вовка залезал на лестницу, что вела на чердак, Витька садился на "кухонный" стол Воропаевых, а я устраивался на перилах ограждения лестницы. Играли до тех пор, пока нас всех не загоняли по домам родители и соседи.

Библиотека на "Галалите" была не очень большой, но хорошо укомплектованной. Можно было даже заказать книгу, существовал договор обмена с библиотекой в клубе во Мневниках. Клуб был от нас в двух остановках. Заведующая галалитовской библиотекой вела большую просветительскую работу среди школьников. Устраивала тематические и литературные утренники и вечера, в 1959 году, 5 ноября даже была лотерея, в которой мог принять участие любой житель острова. Билет стоил 50 копеек. Мы с бабушкой купили 5 билетов и выйграли "дождь" на ёлку, но падарок я всё же получил, т.к. в этот день у меня был День рождения.



Переезд работников завода Галалит на новую квартиру.

Библиотекарша добилась от дирекции завода выделения денег на игротеку для детей, вела литературный кружок со старшими школьниками. И по вечерам в фойе клуба было весьма оживлённо, было полно ребятни со всей округи. Можно было взять настольные игры, в фойе стояли шахматные столики, выдавались журналы. Игротекой заведовал актив библиотеки - старшие ребята и девчонки, дежурили по графику. В актив я, правда, не входил, но был почётным читателем, т.к. передал в дар библиотеке целую бочку книг, которые из-за недостатка места в квартире вынесли в сарай - книги были прочитаны, букинистический магазин был далеко, да и не принято было книги продавать.

У нас в семье все поголовно читали, у меня были свои книжки, было их довольно много, читал я сам. Читать я научился рано, лет с пяти, не без слёз, правда. Дядя заставлял читать и писать по старому Букварю. Сначала я противился, но потом постепенно втянулся и мне даже понравилось. Книги мне покупали в основном мои тётки - Галя и Света. От них же я впервые услышал про Булата Окуджаву и не без их помощи и поощрения начал напевать его песенки про бумажного солдата, голубой шарик и многие другие. Нравились они мне своей сказочностью что ли, не знаю... Слова я ловил на лету, память у меня была отличная, с первого раза всё запоминал. Большие ребята на "Галалите" пользовались этим и учили меня всяким матерным стихам и песням. При случае я всё это исполнял с выражением - они со смеху покатывались, а мне-то не в домёк, что их так разбирает... Смысл мне был не совсем понятен, но ритмику стиха я хорошо чувствовал. А потом я их исполнил дома, в кругу семьи... Сами понимаете, что восторгов в этот раз не было, а было долгое и обидное стояние в углу. Потом, значительно позже, я узнал, что это были стихи А.Баркова. У кого-то был самоиздатовский сборник. Я их заново перечитал и переосмыслил.



Завод "Галалит"

В заводскую библиотеку я был записан в возрасте пяти лет и с большим скандалом... Читать я уже умел, но читательская карточка мне по возрасту не полагалась. Приходи со взрослым и на их карточку бери книжки. Я стал качать права и меня из библиотеки попросили...Меня такой поворот дела оскорбил, я заревел и побежал домой к бабушке. Бабушка на"Галалите" была не последним человеком и вопрос утрясла - я был записан по её паспорту, но под своим именем, в скобках, правда. Но без препирательств не обошлось и дальше тоже всё было не так просто...Со временем мне захотелось читать то, что я хотел, а не то, что было рекомендовано. Я столкнулся с почти непреодолимой преградой - "взрослые" книги мне не выдавали. Мне хотелось читать Дюма, Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера - что вполне объяснимо. Но мне предлагали "Васька Трубачёва", ну и т.п. Я не против сказок, до сих пор их читаю с удовольствием, но мне хотелось сказок для взрослых. Библиотекарша ругалась, клеймила мою распущенность и вольнодумство. Куда только родители смотрят?! Всё равно ничего не поймёшь! Некоторые читатели из пролетариата присоединялись тоже: "Опять Ксенькин внук! Вот ведь безотцовщина!" Я нашёл выход - наша соседка по квартире - тётя Маруся Карпова брала для меня эти книги на свою карточку. Не все подряд, конечно - она была умная тётка. Я всё прекрасно понимал из прочитанного, непонятное она мне втолковывала. До сих пор я испытываю огромную благодарность Мане(так я её звал в детстве), помню её и часто поминаю добрым словом.

В начале 60-х руководство библиотекой поменялось, игротека пришла в упадок, а просветительская работа сошла на нет. В фойе клуба по стенам были развешаны большие картины: слева в углу - И.В Сталин и Великий кормчий китайского народа Мао Дзе Дун, в беседке, на плетёном диване, оба в белых кителях, при регалиях, за приятной беседой. В правом углу - В.И.Ленин сидит за большим круглым столом, покрытым бархатной зелёной скатертью, вокруг стола - зачехлённые диваны. А Ильич что-то пишет, по всей видимости, важное... Между этими картинами висели портреты, размером поменьше, но люди все те же - В.И.Ленин, И.В.Сталин, Мао Дзе Дун. Позднее, во времена Хрущёва И.В.Сталина и Мао ДзеДуна заменили на пейзажи.



Жилой дом при заводе "Галалит".

На "Галалите" были и свои радиолюбители, они собирались в клубе, в помещении радиоузла, но коротковолновиков на заводе не было, т.к. на Филях был авиационный завод, а при нём аэродром. Над нашим островом всё время летали сначала "кукурузники" - ПО-2, а позднее стали летать вертолёты. Причём летали весь световой день - один садился, другой следом взлетал. А по вечерам со стооны авиазавода жутко гудело - проходили запуски авиадвигателей. 22-й авиационный завод выпускал и ремонтировал авиатурбины. Ныне аэродрома нет, на этом месте раскинулся жилой массив, судьба 22-го завода мне неизвестна.

По праздникам и во время торжественных мероприятий радиоузел транслировал музыку, речи вождей, иногда просто запускали радиотрансляционную передачу. До сих пор, если весной я слышу музыку на улице, то вспоминаю "Галалит" и песни "Капель" и "Фонари" в исполнении Жана Татляна, которые заводил на всю округу заводской радист. Мне очень нравилась ещё одна мелодия, я просто балдел от неё, что-то происходило в душе. Потом, когда я стал ездить летом в пионерский лагерь МГУ, я узнал, что она называлась "Маленький цветок"...

Часть 6.
Часть 5.
Часть 4.
Часть 3.
Часть 2.

Люди, Хорошево-Мневники, Предприятия, Завод "Галалит", Старая фотография, Москва

Up