Попав в перерыв на железной дороге, я решил не терять два часа в пустом ожидании и посетить ту часть музея-заповедника «Царицыно», в которой я прежде не бывал. И пошел я гулять вокруг Верхнего Царицынского пруда. А прошлом пруд именовался Черногрязский, а с начала XIX века - Английский пруд. Расположен в южной части природно-исторического парка Царицыно на реке Язвенке и её левом притоке Черепишке. Был создан запрудой на речке Городня. И вот я у центральных ворот парка.
Цветник перед визит-центром «Царицыно»
Арочный мост.
А вот и Верхний Царицынский пруд.
«Птичий остров» Верхнего Царицынского пруда.
Средний остров Верхнего Царицынского пруда.
Бирюлёвский залив Верхнего Царицынского пруда.
Новый мост над устьем Бирюлевского ручья.
Арочный мост через ручей, приток Язвенки.
Царицынский залив Верхнего Царицынского пруда.
Новый мост над устьем Язвенки.
Верхний остров на нем установлена арка «Русалкины ворота», правда в зелени чфотографировать ее не удалось. Сооружена в 1804 году на острове Верхнего Царицынского пруда после его углубления. Автор проекта - предположительно И. В. Еготов.
Еще раз Средний остров.
Еще раз «Птичий остров»
Углубляюсь в историческую часть парка. Большой дворец.
Здание Большого дворца было построено по заказу императрицы Екатерины Второй архитектором М. Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте снесенного дворца, построенного архитектором В. И. Баженовым в 1775-1785 годах. Строительство дворца было прекращено в 1797 году по повелению императора Павла. В XIX веке недостроенное здание дворца постепенно превратилось в руины, лишившись парадного портика, перекрытий, крыши и дверных проемов. Восстановлен в 2007 году. Это восстановление сопровождалось рядом весьма спорных архитектурных решений.
Хлебный дом.
Хлебный дом был построен в 1784-1785 гг., по проекту архитектора Василия Баженова, и стал частью резиденции Екатерины Второй. Назывался он тогда еще КУХОНЬ (с ударением на "О"). В названии заложен смысл этого здания - "фабрика-кухня" и провиантский склад. В дальнейшем оно использовалось как больница для казённых крестьян, земское училище и помещение для казённых квартир. После Октябрьской революции здесь были коммунальные квартиры, которые существовали до середины 1970-х гг. В дальнейшем дом начал приходить в запустение.Около 10 лет восстанавливался польской фирмой. Реконструирован в 2006 году.
Галерея-ограда с аркой.
Построена в 1784-85 В.И. Баженовым. Расположена между Большим дворцом и Хлебным домом. Полуциркульная "колючая" арка соединяет две башни с острыми гранеными навершиями. В английской эстетике подобные сооружения, привлекающие взгляд, называются "достопримечательностями" (eyecatcher). Фантастический оригинальный силуэт арки контрастирует со спокойными ритмами фасадов Хлебного дома и Большого дворца. Краснокирпичное сооружение украшено резным белокаменным декором и круглыми колоннами. В верхней части башен использован мотив древнерусских закомар. Первоначально галерея с аркой соединяла здание Хлебного дома (Кухонь) с дворцом "их императорских высочеств", на месте которого ныне находится Большой дворец, возведенный М.Ф. Казаковым.
Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову.Открыт в День города 1 сентября 2007 г. Скульптор - Л.М. Баранов.
Церковь Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Царицыно.
Церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными в 1683 году, на пустоши Стеблевской. Существовало только два храма с таким именем, и строились они почти одновременно. Один в царском селе Воробьеве, царевной Софьей, другой в Черной Грязи, её фаворитом. Первоначально деревянная, церковь посвящена иконе, сюжет которой в стенописях появляется в начале XIV века, а в иконах - в конце XVII века. Иконография образа происходит из Константинополя, в XVII веке этот образ связывался с исцелениями от физических недугов. В 1722 г. деревянная церковь голицынского периода заменяется на каменную с деревянным восьмериком. На месте этого здания в 1759-65 была построена ныне существующая церковь. Первоначально в плане церковь представляла собой правильный греческий крест. К центрическому основному объему примыкали с трех сторон апсида и два боковых притвора. С западной стороны находилась небольшая трапезная и отдельно стояла трехъярусная (двухъярусная?) невысокая колокольня. Архитектурный декор церкви типичен для елизаветинского барокко: сдвоенные пилястры, барочные наличники окон, так называемые «фартуки» под окнами, волюты, все выступающие детали выделены побелкой. Типичны для елизаветинского барокко внешние и внутренние объемы: внутри узкие боковые притворы и обширная трапезная сливаются друг с другом посредством широких арочных проемов, снаружи тип «восьмерик на четверике» с гранёным куполом. В 1883-85 гг. по проекту архитектора П.Н. Лавина расширена трапезная, с юга устроен придел Богоматери Казанской, симметричный учрежденному в 1761 г. приделу Св. Дмитрия Солунского, перестроена вновь колокольня. Здание вытянулось по оси восток-запад. В 1932-90 гг. церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды, церковные реликвии и иконы были разграблены, некоторые оказались в музейных собраниях Москвы. В 1989-90 гг. церковь отреставрирована, в 1990 г. освящена. В настоящее время храм является действующим и принадлежит Русской Православной Церкви. При храме имеется воскресная школа.
Фигурный мост. Мост является символом района Царицыно.