Галалит и его жители. Часть 5.

Oct 28, 2013 18:58

Вот еще одна часть из воспоминания Александра Маркова о заводе «Галалит2 в Нижних Мневниках. Другие посты по этой теме можно найти по тэгу Завод «Галалит» или в Сообществе завода «Галалит» в Мой Мир.



Поселок з-д "Галалит", 1956 год, полисадник у дома №7. Снимок из семейного архива. Варенцовы Ксения Терентьевна, Галина и Светлана, Маркова Маргарита Борисовна и я - Марков Саша.

По поводу здания бухгалтерии сказать особенно и нечего. Единственно, что всегда вызывало удивление, так это большое количество бухгалтеров на "Галалите". Гл. бухгалтером до войны был Заёнц Лазарь Маркович (д9), после войны - Кац Моисей Соломонович (д11). В разное время в бухгалтерии работали: Анна и Полина Корнеевы, Тамара Микаэлян, Новикова Полина Ивановна, Сугробова Анастасия Сергеевна, до войны - Василий Сергеевич Сугробов, Елена Николаевна Татаринова (в дев. Ляхова), Кира Борисовна (?) (НМн), Рива и Роза Махервакс - приезжали из Москвы, и многие другие.

Пожалуй, самым компактным и малонаселённым домом в посёлке з-д "Галалит" был дом №7. Находился он в нашем дворе у самой дороги, перед зданием бухгалтерии. Слева, со стороны дороги, на первом этаже этого дома была парикмахерская, о которой я уже писал выше. Вход в жильё был со двора - из маленького полисадника, располагавшегося за домом и примыкавшего к торцу бухгалтерии.



Приблизительная схема планировки первого этажа дома №7.



Приблизительная схема планировки второго этажа дома №7.

В этом полисаднике были вкопаны стол и скамейки, в середине была большая выпуклая клумба, а по периметру забора росли кусты чёрной смородины. По бокам от стола и у стены бухгалтерии росла пышная сирень. Этакий оазис. Всё портила выгребная яма, располагавшаяся рядом с входом в дом. В этом полисаднике любили фотографироваться, для этого принаряжались, делали причёски и т.п..-

Фотографом обычно выступал Василий Сидорень, плотный, невысокого роста, улыбчивый дядька. У него была зеркальная фотокамера "Киев" со вспышкой и прочими фото-причиндалами, дорогое и редкое удовольствие по тем временам. Вообще фотографов на заводе было двое, один - официальный - Сучков Семён (?), он же заводской киномеханик, снимавший хронику завода - праздники, спортивные мероприятия, собрания, встречи, проводы... Короче - официоз. Второй - Василий Сидорень, снимал исключительно бытовуху, чем и зарабатывал себе масло на заработанный непосильным официальным трудом хлебушек.

Во Мневниках был свой фотограф - Каминский Александр , муж М.Д. Гранильщиковой. На «Галалите» он тоже подрабатывал. Хочу заметить, что фотоаппаратов было много, в основном это были широкоплёночные (80 мм) фото-аппараты "Любитель", были и появившиеся в начале 60-х годов фотоаппараты "Смена" - узкоплёночные (35 мм). Снимали много, вот только фотографий почти не сохранилось, к сожалению...



Пос. з-д «Галалит» 1949г. Нина (?), Корнеева Анна (Гал д5), Бирюков Михаил (Гал д3), Маркова Маргарита (Гал д9). Фото из семейного архива Марковых (Гал д9).

Хочу заметить, что на "Галалите" многие подрабатывали "халтурой", хотя власти это не поощряли, и могли даже привлечь, обложив налогом на частное предпринимательство. Кто-то шил, кто-то вышивал, фотографировал, плотничал, столярничал, слесарил и т.д.. Короче, ремесло в руках не давало скатиться в яму нищеты, и кормило, пожалуй, лучше, чем официальная зарплата. Бабушка по отцу - Маркова Александра Дмитриевна была классной портнихой, шила как платья, так и пальто. Моя мать - Маркова Маргарита Борисовна прекрасно вышивала на машинке и "ришелье" (вид прорезной вышивки по полотну ), и гладью по капрону и полотну. Кроме того мама прекрасно вязала и вышивала гладью в пяльцах. До сих пор у неё хранятся вышитые дорожки и салфетки. Была вышитая скатерть, но при стирке она испортилась. Капрон был в моде в 50-х годах, он был разных цветов, даже с рисунком. Из него шили блузки, манишки, манжеты к платьям, много чего. Кстати, вышивка на платьях на фото - дело рук моей матери. Заводские столяры делали на заказ нехитрую мебель - тумбочки, кухонные и книжные полки, табуретки. Всё это делалось в сараях, где были устроены нехитрые мастерские. Материал брали на свалках или вылавливали во время половодья. Наверное, с тех пор у меня пристрастие столярничать.

Слесари тоже без дела не сидели - делали сечки для рубки капусты, чинили посуду, делали садовый и рыболовный инвентарь и т.п. Дед, Борис Петрович, мне часто говорил - "Трудись, Сашок, и всё будет." Если бы всё было так просто...

Итак, комнат в доме №7 было четыре, вернее три комнаты и одна небольшая двухкомнатная квартирка с кухонкой, на втором этаже. На обоих этажах было по маленькому выгребному сортиру.

В комнате №1 на первом этаже жила до войны Ляхова Елена Николаевна с матерью (?). Мать (?) была из "бывших", работала ещё у хозяев красильно-аппретурной фабрики в доме, на "Галалите не работала. Елена Николаевна в молодости была очень красива, работала в бухгалтерии завода. У Елены Николаевны была родная сестра - Кира Николаевна, которая до войны жила с мужем в ком. №3 на втором этаже. После войны они переехали в Москву. После войны Елена Николаевна вышла замуж за Татаринова Василия Михайловича и переехала с матерью в комнату №5 в дом №9, на второй этаж, к мужу, где он жил со своей матерью - старушкой (я об этом уже писал выше). После смерти обеих старушек и мужа, Елена Николаевна,уже Татаринова, вернулась в свою комнатку №1 в дом №7, где и прожила до конца своих дней. Она была заядлым рыболовом и жила с собакой Мухой и кошкой. До войны Ляховы в доме под лестницей держали козу. На рыбалку ходили вчетвером - Елена Николаевна, за ней коза, собака и кошка (про рыбалку см. выше).

Комната №2 была чуть больше - в два окна. После войны в ней жила до 1958 года семья Гуреевых. О них я писал раньше, описывая жильцов дома №9.

Записано со слов Н.В. Панченко (в дев. Пьяниченко Гал. д.5 ):

"В доме №7 в ком.2 жила баба Катя Гуреева со своим пьющим мужем Петром (?). Поскольку я дружила с её внучкой Ларисой Никитиной, дочерью Марии Дмитриевны Гранильщиковой (потом Каминской), то мы вместе ходили в гости к бабе Кате. У неё было четверо детей: Мария - от первого брака, Зина, Митька и Колька от второго брака. Дети от второго брака все были пьющие, все сидели. Помню, как баба Катя мечтала, надеялась, что когда они поженятся, то исправятся. Не тут-то было..."

* * * * * * *

После того, как Гуреевы переехали в дом №9, на второй этаж, в ком.2 поселилась семья Кулешовых. Мать - Полина (?) и две дочери - Таня и Люда. Полина (?) работала на основном производстве на "Галалите". Кто в этой комнате жил до войны я пока не знаю.

На второй этаж вела деревянная лестница. На втором этаже в комнате №3 до войны жила семья Киры Николаевны Ляховой, после их переезда в комнате поселились Рейнгольды. Отец - Семён Семёнович работал на "Галалите" ИТРовцем, мать - Анна Ивановна была домохозяйкой. У Рейнгольдов было три дочери - Галя, Люда и Вера. Вера с родителями не жила, Галя работала в заводоуправлении секретарём, а Люда - где-то в Москве. Анна Ивановна имела склонность к алкоголю и частенько прикладывалась к бутылке. Незадолго до войны Рейнгольды построили дом в Нижних Мневниках, около школы, ближе к Школьному пруду.

У Семёна Семёновича во Мневниках жил брат - Николай Семёнович Рейнгольд, у которого было два сына - Николай и Владимир. С этими ребятами учились и дружили мои тётки - Галя и Света Варенцовы. После войны у Николая Семёновича появилась немецкая трофейная машина - Opel, кабриолет с откидным верхом. Машина была ветхая, но на ходу. На ней ездили на пляж и просто покататься большой компанией, меня, в то время ещё маленького, тоже брали с собой. Туда - ехали, а обратно - толкали машину всей компанией, кроме нас с водителем, мы были за рулём.

В комнате №3 после войны поселились Охотниковы, приехавшие на "Галалит" из Кирова. Отец - Борис Иосифович, работал на заводе начальником цеха №2, его жена - Евгения Васильевна. У них был сын - Лёва. С ними вместе жила тёща - мать Евгении Васильевны, она была парализована. У Евгении Васильевны была родная сестра, которая с мужем и сыном жили в Москве. По службе мой дед Борис Петрович Варенцов и Борис Иосифович были приятелями, так что частенько мы совместно справляли праздники у нас в доме. В квартире №4 как до войны, так и после, вплоть до 1958 года, с небольшим перерывом с 1943 по 1945 г, жила семья заведующего заводским клубом Митрофанова Ивана Андреевича.

По воспоминаниям Панченко Н.В. (Гал д5), с 1943 по 1945 год эту квартиру занимала семья главного инженера завода - Фёдорова Мстислава Константиновича. Его жена - Суламифь Григорьевна Вейц работала на "Галалите" начальником дубильного участка. В начале войны Суламифь Григорьевна, будучи беременной, уехала в эвакуацию и по дороге туда, в поезде родила дочь Наташу. С её слов ей помогал рожать весь вагон. После возвращения И.А. Митрофанова в 1945 году из-под Сталинграда, семья Фёдоровых/Вейц переселилась в пристройку к бухгалтерии, где они и прожили до 1946 года. В 1946 году Мстислава Константиновича Фёдорова повысили, переведя на серьёзную работу в Москву. Учтя его заслуги перед Отечеством, семье Фёдоровых/Вейц выделили 2 комнаты в доме на Кутузовском проспекте, у кинотеатра "Пионер", куда они и переехали.

Митрофанов Иван Андреевич был бессменным завклубом и проработал в этой должности до самого последнего дня посёлка з-д "Галалит". Кроме Ивана Андреевича в квартире жили жена - Евдокия(?), работавшая в клубе экспедитором (привозила и отвозила кинофильмы в Кинопрокат) и дочь Галя с мужем (?) и сыном Андреем. Галина, закончив Плехановский институт, уехала работать в Среднюю Азию, где и вышла замуж. Приехали они вместе с мужем, всех прописали, а потом муж из семьи ушёл. Второй дочерью Ивана Андреевича была Тамара, учившаяся в каком-то институте. В середине 50-х Тамара вышла замуж за украинского парня (?), служившего на Бетонном заводе. Они поженились сразу после его демобилизации и уехали жить на Украину. Когда мне было года 4, меня часто приглашали на полуденное чаепитие к Митрофановым. В 1952 году Иван Андреевич Митрофанов, воспользовавшись своими связями, помог моему дяде, Варенцову Владиславу, Чумичёву (Сорбатову по матери) Владимиру и Скворцову Анатолию (оба с того двора), поступить учениками на Московскую ювелирную фабрику, которая находилась в то время на Пушечной улице. Невольно Иван Андреевич повлиял и на мою судьбу - в начале 80-х годов дядя составил мне протеже и я поступил в училище при УБОН г. Москвы по специальности ювелир.

В конце 60-х годов моя матушка случайно повстречала Галю Митрофанову на углу ул. Каховка и ул. Керченская, где она жила в 9-этажном доме. В конце 70-х она переехала на ул. Болотниковскую в 14-этажный дом (все эти улицы обрамляют один и тот же квартал в Зюзино).

В 1958 году, после того, как Митрофановы получили квартиру в заводском доме в Карамышеве, в квартиру №4 вселилась семья Дроздовых, которые до этого ютились в пристройке к бухгалтерии в глубине нашего двора, сменив семью Фёдоровых/Вейц. Как они все там помещались, до сих пор не могу себе представить.

Дроздов Виктор Дмитриевич - уроженец дер. Федино, Шатурского р-на.. Попал в Москву во время действительной службы в Советской Армии. Работал на Бетонном заводе и после демобилизации женился на одной из сестёр Мартыновых - Антонине Павловне.



Бетонный з-д 1948 г. Дроздов Виктор Дмитриевич. Фото из семейного архива Дроздовых (Гал д7).

Мартыновы в 1950 году всей семьёй приехали на "Галалит" из Рязанской области.
Виктор Дмитриевич и Антонина Павловна работали на "Галалите". Виктор Дмитриевич был спорторгом и вёл всю спортивную работу на заводе. При нём спорт на "Галалите" просто процветал. Были спортивные секции по разным видам спорта, устраивались спортивные праздники и соревнования, была сильная заводская футбольная команда. Спортсмены завода выступали на районных и городских соревнованиях.



Мартынова Антонина Павловна 1950 г. Фото из семейного архива Дроздовых (Гал д7).

После смены руководства на заводе Виктор Дмитриевич перешёл работать на автобазу Мостелефонстроя., где и проработал до пенсии.



Автобаза Мостелефонстроя 1977 г. Сл.-напр. - Бирюков С.П. -нач. автобазы, Шкальников С.Ф. - начальник гаража, Дроздов В.Д. -главный инженер автобазы. Фото взято из юбилейного издания, посвящённого Мостелефонстрою.

Вместе с Дроздовыми жила и мать Антонины Павловны - Екатерина Александровна Мартынова. В 1953 году у Дроздовых родилась дочь Наташа, а два года спустя - сын Александр. Баба Катя занималась домашним хозяйством и присматривала за детьми.

Наташа Дроздова была на год младше меня. В раннем детстве мы с ней были очень дружны и неплохо ладили в своих детских играх. Дроздовы мне симпатизировали, и я частенько бывал у них в "теремке". В летнее время мы садились под окна бухгалтерии и во что-нибудь играли, а тётки - бухгалтера, из окон угощали нас конфетами и всё время о чём-нибудь расспрашивали, непонятно переглядываясь. Позднее, годам к 6-ти наша дружба прервалась - я перешёл в "мальчишеское братство" и у меня появились другие интересы... Сашу Дроздова я запомнил карапузом на трёхколёсном велосипеде.



Пос. з-д "Галалит" 1958 год, полисадник у дома №7. Варенцова Ксения Терентьевна - моя бабушка, Дроздова Наташа и Марков Саша. Фото из семейного архива Марковых (Гал д9).

Правая стена дома №7 не имела окон и вдоль этой стены в 50-х годах была врыта длинная скамейка, на которой любили посидеть дворовые пенсионеры. Дети играли у трансформаторной будки, а бабушки сидели на лавочке. Позднее её почему-то сломали. Слева к дому примыкали главные ворота завода и проходная. На входе проходной, сразу справа, стояли на тумбочке часы-компостер, где водители автобусов маршрута №38 отмечали маршрутные листы. З-д "Галалит" был конечной остановкой маршрута. Водители нажимали на педаль и часы со звоном пробивали на листах время. Правда, с началом купального сезона и открытия Кунцевского пляжа, маршрут продляли до пляжа, но отмечались всё равно на заводе. До пляжа автобус сначала ходил слева от Терехова, по просёлку, через совхоз, и только после прокладки асфальтированной дороги через Терехово в 1958 году, стал ходить через всё Терехово, заезжая справа, у дома Королёвых

Ещё на нашем дворе находились пожарный колодец и трансформаторная подстанция, питавшая весь посёлок (целы до сих пор, находятся в глубине дворов шиномонтажа). Это было одноэтажное строение ~ 20 х 15 метров. Со всех сторон здания были металлические двери, как двойные, так и одинарные. Мы любили играть с мячом около этой будки, как мы её называли. Мячом били по дверям, он отскакивал, мы опять лупили по мячу что есть мочи. Двери гудели подобно треснувшему колоколу! И так, до бесконечности, или до того момента, когда звон надоедал кому-нибудь из жителей двора, или бухгалтерам, и они начинали возмущаться и прогонять нас на стадион.



Пос. з-д «Галалит» 1963 г. Свадьба во дворе дома №9. Фото из семейного архива Бирюкова С.П.

Перед трансформаторной подстанцией, со стороны дороги, была лавочка, и росло четыре ракиты, которые давали густую тень. На ней любили сидеть летними вечерами и слушать лягушек.



Пос. з-д "Галалит" 1961 год, лавочка у трансформаторной подстанции. Сл.-напр.: Варенцовы Валентина, Ксения Терентьевна, Галина, на руках - моя двоюродная сестра Лариса. Фото из семейного архива Варенцовых (Гал д9).

Выйдя с нашего двора, и, обогнув трансформаторную подстанцию, налево - ворота в Марков сад - тех. территория, далее - ещё одни ворота на складскую территорию, там же расположена и водонапорная башня. Вода у нас была артезианская, ни капли хлорки! Сразу за башней территория завода заканчивалась, и стоял глухой забор. Дальше начинались Нижние Мневники. "Галалит" и Мневники разделяла узенькая тропинка вдоль забора. Вела она на берег реки, а вдоль забора росли полевые гвоздики и львиный зев. Летом стрекотали кузнечики. По этой тропинке ходили купаться. Берег был высоким и крутым. Слева с территории завода выходила длинная сливная труба, а берег был покрыт угольным шлаком. Тропинка поворачивала направо и шла вдоль берега, виляя и проваливаясь в ямы. Вдоль неё - всё те же гвоздики, внизу - Москва река, за рекой до самого Татарова - ровное поле, виден Хорошовский мост. Картину портили вонючие сортиры вдоль тропинки, справа. Первый дом от завода - дом колдуньи Чинкиной. Было в ней что-то от бабы-яги. Дом был мрачным, вросшим в землю. Ни перед, ни за домом никогда ничего не росло, даже огромные деревья перед домом, и те были сухими и корявыми, с перевитыми, как жилы стволами. Никогда ни огонька в доме, ни звука... Примечательно, что сейчас на этом месте парковка ресторана "Ермак". Даже одно дерево сухое оставили, поместив его в металлическую клетку. Интересно, хозяева ресторана знают, на каком месте построились? То ещё местечко!

Хорошево-Мневники, Краеведение, Завод "Галалит", Старая фотография, Москва

Up
[]