О головных, и не только, уборах.

May 10, 2015 20:47

Оригинал взят у r_e_s_a в наполняюсь, как могу, ловлю момент и людей)
Для тех, кто не читает "Бабушкины секреты"

На майских праздниках мне удалось посетить семинар "Женские головные уборы в русской крестьянской традиции" Куликовой Татьяны Юрьевны.

1 день - Представления русских, связанные с волосами и их воздействием на человека. Причёски и убранство головы. Убранство головы девушки, девичьи головные уборы и их роль в жизни девицы. Разновидности девичьих головных уборов и технологии их изготовления.
2 день: Убранство головы женщины. Технология изготовления головных уборов, бытующих на территории Сибири. Некоторые приёмы повязывания платков, известные у сибиряков.
Впечатлений - масса!
  • Увиделась, пообщалась с несколькими удивительными душевными женщинами, с которыми когда-то трудилась под одной крышей, отдыхала в палаточном лагере, крутила кукол, лепила лошадку из глины, плясала и даже рубила капусту на празднике;) благодарю мир за эти встречи!
  • Увидела, на сколько заявленная тема интересна в нашем городе и сколько людей этим занимаются самостоятельно, в коллективах или с детьми. Так греет душу! Это же единомышленницы!
  • Все женщины были в юбках (!) и почти все в длинных) Так непривычно и необычно) Чаще себя белой вороной чувствую на людях, да и дома, бывает...
  • Мне удалось примерить борушку и шамшуру)))) Точнее, Татьяна Юрьевна на мне показывала, как шамшуру надевали и как платком её повязывали. Это не описать словами. Просто восхитительно!!! Это довольно поздний головной убор, во многом упрощённый по сравнению даже с борушкой, тем более - с кокошником, но это вам не просто платок! Как бы описать ощущение??? Там нет сомнения в своей ценности, даже мысли быть такой не может. Там нет до других дела. Там есть я. Такая величавость, стать, спина сама выпрямляется, улыбка появляется)
Интересно, женщины рассказывали, да и Татьяна Юрьевна упоминала, что в традиционных головных уборах сразу видны корни женщины, откуда родом её предки. Не каждый убор подойдёт каждой женщине. Вот одной как корове седло, а другой - как родилась в нём. Когда поверх шамшуры мне повязали головной плат, сказали, что я - точно не из южнорусских. Мне известно только о белорусских и латышких своих корнях)))
Как только появились эти уборы перед глазами, руки так и тянулись потрогать, так хотелось примерить, невозможно выпустить такую красоту из рук, хотя они сшиты из современных тканей и минимальным декором. Так и хочется разглядывать каждый шовчик, каждую петельку, каждую бусинку, каждую ленточку!!! Ух!
Намерилась я) Нащупались все, кто хотел, всё повыворачивали, разглядели) Потрясающий опыт!

(вот эту борушку я примеряла!!!)
  • Очень нам повезло, что как раз в это время в музее, где проходил семинар, выставлена коллекция Сергея Глебушкина. Там нам тоже всё подробненько показали, рассказали, разрешили потрогать, некоторым даже удалось ощутить это на себе. Пробовали надевать рогатую кичку и кокошник (реконструкция с мягким донышком). Модели тоже под впечатлением, говорят, удобно вполне).
Оказывается, ткани сарафанов, лент, пояса такие жесткие!!! Как накрахмаленные.
Особенно впечатляет этот наряд. Полосочки - это обычные шелковые ленточки, сшитые в единое полотно, а на венце они ещё и присборены меленько-меленько!!!


А у этой душегреи, оказывается, сзади "воланы" плотные, простёганы, как ватник!!! Думала, они колышутся)))

  • Очень кстати также оказалась и выставка-продажа изделий "Лоскутного дома" (Новосибирск). Удалось примерить несколько сарафанов и платьев, сшитых не по мотивам музейных экспонатов, а точных копий. Скажу я вам! Такая красота! Так удобно! Мне как раз в пору эти платья оказались, только коротковаты. Особенно сильно поразил кафтан. Мне на картинках это не нравилось. А когда на себе ощутила, прям обалдела, как "хвостик" появляется. Не могу слов подобрать, чтоб это описать)))

Конечно, многое было знакомо, благодаря Ане, но было и много новых, уточняющих моментов.
Вынесла для себя со слов Татьяны Юрьевны:
  • Детей не баловали, баловали девок на выданье. Ведь они скоро покинут отчий дом, возможно, с ними больше никогда не увидятся, смотря куда их возьмут замуж. Баловали, награждали подарками в соответствии с тем вкладом, который вносит ребёнок в семью. Вот, на сколько девка овладевала рукоделиями и другими женскими делами, на столько её и одаривали.
  • Наряды девки зависели от её умений. Это экзамен на умелые ручки, на сколько она способна обрядить семью, например. Тут сразу как-то мысль, что не стоит дуться на родителей, что не наряжали, нужно было самой наряжаться)))
  • Духовное прежде телесного. Например, женщиной девушка считалась после нового уложения волос (то есть ещё до брачной ночи).
  • Уложение волос под головной убор означает усмирение вольности женщины.
  • Забавный момент. Аня говорила, что после просватания девушки прикрывали макушку кружком как кастрюлю крышкой. А был вариант, когда девушки носили колпак. Даже до сватовства, просто коса снизу висела, а после её прятали в этот колпак. Поверх этого колпака, точнее, вокруг головы, как и везде, носили повязку или платок в виде повязки, чтоб колпак держался. То есть существует тип головного убора на переходный период: 1 - повязка с "крышкой", 2 - колпак, 3 - головной плат (для прикрывания косы и макушки).


  • Поразило, что косы старались плести как можно длинее (Аня говорила, что для толщины вплетали коский волос, и про свободный хвостик волос в зависимости от статуса), для этого вплетали ленты и прикрепляли косники или банты такой длины иногда, что до края подола спускались. Это чтобы усилить силу:) и защитить её.
  • Оказывается, умершей тоже шился головной убор, такой, какой бытовал в данной местности, только из простой белой ткани.
  • Кокошник был деревянным в прямом смысле слова - уплотнялся берестой, чтоб держал форму.
  • Старые девы играли в обществе важную роль, часто они были сельскими "учительницами". Так это отозвалось. Помнится со времён, когда трудилась в сфере повышения квалифкации работников образования, часто самые продвинутые, инновационные, результативные, имеющие, что дать детям и чем поделиться с коллегами по цеху, были женщины либо вообще без семьи, либо без мужа. Сама я тоже ушла из сферы образования именно по этой причине. Я выбрала семью. Продолжай я работать, они все ушли бы лесом, ведь жить некогда, когда есть ученики, коллеги, нужно дома потрудиться, чтобы прийти на занятие и потрудится...
  • Крестьяне думали не о своём удобстве (как ходить в таком сложном сооружении на голове, например), а о том, какое влияние мои действия окажут на общину, род, народ, мир в целом. Волосы нужно укладывать, иначе быть беде. Девки делятся своей плодородной силой с землёй, иначе она не родит. и т.д.
  • Никакая деталь костюма не осмысливалась для кого-то, это было всё для себя. Позатылень ли, хлобыстень, очелье, плат поверх всей красоты... нет идеи, что никто не увидит всей этой красоты. Важно, что она есть и она работает как граница. Моя граница, она меня держит в рамках моего статуса, подобающего поведения, и других, в том числе тонких (из нижнего мира), ко мне не пропустит.
  • На края вещей когда-то пришивалась шерстяная нить, в том числе даже по краю городков венца!!! Эту нить никто не видит! Ни на манжетах, ни по подолу, ни где либо ещё. Но! Это шерсть животного, которое меня охраняет. Это отголоски тотемизма. Шерсть тотемного животного рода меня бережёт. Отсюда же перья и шерстяная бахрома в костюме. Данный род происходил, от какой-то птицы, например. Позже эту нить стали заменять рубчиком по краю изделий.

  • (тут утрата, борушки обязательно изготавливались с бисерной поднизью на лоб)
  • Кокошник - от кокош - курица. Сегодня это ругательное слово в адрес женщины, а прежде ей старались уподобиться... Также как и корова (рогатая кичка, например).
  • Узнала от Татьяны Юрьевны, что в троичное время пели песни о тяжкой замужней жизни, о лихих свёкрах, мужьях и прочих родственниках. Есть такие песни, с такими текстами. Раз в году отпой это, отгорюй, и всё, в другое время таких песен не пели. Скоро Троица! Может, кому-то актуально;) А ещё (вне этого семинара) на эту тему есть куклы "Жёнки" - там свекровь и невестка крутятся одинаковыми, но разного размера. Невестка та же мать, то же жена, но пока "маленькая", у неё меньше опыта замужем.
  • Складывается представление, что традиционный костюм противоречит современным представлениям о стиле. Цветотип не в счёт.  Женщина чадородного возраста носит золото и красный, яркие цвета, после - серебро. Украшений чем больше, тем лучше, они везде. А сейчас наряжаться "новогодней ёлкой" не рекомендуется. Мера приветствуется. Стараются показать себя, а раньше прятали...
  • Наши женщины тоже прятали лица!!! Наконец-то нашла картинку!!! Мне подсказали, что картина называется "Смотрины в XVIII веке в городе Торопце". Неизвестный художник. Из собрания Исторического музея. "...изображен один из эпизодов предсвадебья - смотрины или девичник... Слева предположительно жених, за столом сидит невеста. Девочка рядом с ней - подневестница...За столом - подруги невесты."

  • Барин зашёл, женщины спрятали лица, а девка не спряталась;)
  • Вот фрагмент

  • или вот фото

Весьма интересным был раздел о том, как шили борушку, шамшуру, повойник. Такой труд! Даже без золотого шитья и бисерной сетки для поднизи. Не каждая так могла, не каждая могла себе позволить это купить (оказывается, продавали готовые головные уборы и заготовки для их самостоятельной сборки по голове), поэтому выкручивались, во что горазды, чего только не крутили из имеющихся платков;) Часть секретов нам были раскрыты;)

Не знаю для чего мне всё это. В основном Татьяна Юрьевна ориентировалась на руководителей фольклорных ансамблей и делала акцент на том, чтобы народ не выдумывал новой "клюквы", пытаясь "творчески переосмысливать" тридицию, выводя на сцену девочек в подобии кокошников и т.п. Я далека от сцены. Что я со всеми этими знаниями делать буду? Но интересно было очень!!!
Вот так наполнилась я на прошедшее полнолуние!!!!

Народное, прИшлое

Previous post Next post
Up