One Click Yakutsk

Sep 16, 2013 13:36


Мы тут выпускаем очередную версию краудсорсинговой системы OneClick, и пришла пора рассказать немного о ней. Мы - это DigitalZone - E-Legion.




Система задумывалась как единый инструмент общения граждан с властью - обращения, информирование об инициативах, контроль действий властей, собственно краудсорсинг. Пока она работает в Якутске, и мы ведём переговоры о старте её ещё в трёх городах. Можно сказать, это РосЯма, РосЖКХ, общественная приёмная и новостной портал про власть в одном флаконе. С одним только отличием, что РосЯма и РосЖКХ сразу пишут жалобы по инстанциям, а наш сервис информирует исполнителей. Вот здесь можно почитать о системе подробнее: oneclickykt.ru/about.

Надо отметить, что это совсем не программерский проект, перед написанием кода была проделана огромная подготовительная работа. Сначала наш московский офис провёл в Якутске аналитику. ТЗ, понятное дело, всё равно переделывалось на лету. Командой якутского мэра были внесены изменения в городское законодательство, уточняющие методы взаимодействия граждан со властью и легализующие будущий софт. Затем был создан МУП с редакторами, модераторами и менеджерами, чья основная задача - обслуживать систему. Одного человека мы отправили почти что на ПМЖ в Якутск, он-то всё и организовывал на месте. И только потом наша команда приступила к созданию софта.

Начало оказалось жОстким - у нас был месяц на запуск проекта с нуля. Борис в период первого релиза, с 1го по 5е мая, дежурил по ночам и следил, чтобы всё прошло гладко - разница по времени с Якутском у нас 6 часов. Попутно дописывая функциональность типа «ой, а нам срочно надо вот такую фичу, сделайте, пожалуйста!». Всё прошло гладко :)

Надо отдавать себе отчёт, что этот проект - политический. Соответственно, требования меняются в соответствии с изменением политической ситуации, а это происходило и происходит часто. Клиент нами доволен.

После первого релиза ведущим программистом стал Виталий (Борис занялся другим проектом), и дальнейшие подводные камни достались ему. Одним из них оказалась ширина городского канала в интернет - её не хватало, а так же тарифы на интернет. И поэтому вариант «разместить систему в облаке» нам не подошёл, пришлось покупать сервер и везти его в Якутск - чтобы было быстрее, и чтобы трафик до него не тарифицировался. Тоже отдельный квест, вменяемого колокейшена в Якутске не оказалось. Вторым оказался верстальщик - классный верстальщик на удалёнке, только он был загружен работой по самое некуда, плюс в разгар работы затеял переезд в Португалию, это добавляло нервозности.

Система написали на стандартном для нас стеке технологий J2EE/Spring/JavaScript.

Большую часть бизнес-логики мы вынесли во внешнюю систему, написанную на Апрентисе. Это Московско-Запорожский проект, простая и удобная платформа для создания бизнес-приложений. Ближайшие аналоги - Sharepoint, Access и в какой-то степени SAP, только Апрентис российский и на порядок дешевле. Ещё его можно использовать как SaaS или как хостируемое решение.

В нём в несколько кликов прописывается движение документов, зависимости, бизнес-процессы и прочая логика. Почитать про него можно тут: www.aprentis.ru. Серьёзный минус для меня только один - Windows, хотя для кого-то это плюс.

Так как Апрентис - Windows, а у нас всё на Linux, на одном физическом сервере мы подняли для них две виртуалки.

Сроки у нас были сжатые, поэтому универсальный сервис мы не делали, почти всё прибито гвоздями - г. Якутск, службы, контакты, бизнес-логика и т.д. То есть, для добавления второго города нам придётся потратить почти столько же времени, сколько на создание проекта с нуля. А вот добавление третьего и последующих смогут делать менеджеры, без участия ведущих программистов (я надеюсь).

В планах - добавить функциональность собственно краудсорсинга, чтобы люди, объединившись, могли агитировать за Навального собираться на субботники, помогать друг другу и т.п. В рамках деятельности портала сами власти намереваются замкнуть жителей на функционеров, от которых зависит решение конкретных проблем. Не всё получается, по ходу реализации возникают сложности, но направление взято такое.

Есть задача организации  прямой "маршрутизации" заявок из "Мониторинга" к чиновникам, отвечающим именно за конкретный участок. Пока, к сожалению, без модераторов портала обойтись не можем, и вообще у меня сейчас есть сомнения, что удастся это дело автоматизировать на 100%, но сама идея такова. Да и модерация - просто подтверждение или выбор за жителя категории заявленной проблемы, дальше письмо чиновнику формируется автоматически. И этот механизм поддержан решениями городских властей, отсутствие реакции на заявленные проблемы чревато для чиновников санкциями.

Нечто схожее предполагается в ЖКХ, в подсистеме "Рейтинги управляющих компаний". Тут уже с директивами сложнее, но каждой УК настоятельно рекомендуется выделить ответственного по взаимодействию с порталом, для УК создаётся аккаунт в административной панели, где представитель может отредактировать часть данных по своей УК и посмотреть остальные, в частности оценки, данные жителями. Каждая УК заводит свою персональную страницу, на которой жители могут комментировать деятельность этой УК, а представитель, соответственно, общаться с ними. Т.е портал - не просто информационный посредник, а одновременно место встречи заинтересованных лиц и организатор этих встреч, причём обладающий поддержкой городских властей.

Ещё в планах:
- Отчётность должностных лиц
- Публичные слушания
- Взаимопомощь
- Сбор идей

На этом пока всё, к следующему релизу напишу, что нового сделали. Любые вопросы по начинке и обвязке можно задавать мне.

Update: получил несколько замечаний о том, что "жёстким" пишется через "ё". Конечно, я это знаю :) Такое написание было выбрано специально.
Previous post Next post
Up