Ситуация с кипрским банковским сектором остается нестабильной и не вполне понятной. Так и остается неясно, что будет с вкладами, когда закончатся банковские каникулы, будет ли принято решение по «экспроприации» и не произойдет ли на этом фоне грандиозный отток капиталов. Российские власти проявили максимум внимания к проблемам маленького европейского острова и такое внимание было, как минимум удивительным. Однако, премьер Дмитрий Медведев рассеял подозрения, заявив европейским журналистам, что там, оказывается, помимо миллиардов публичных компаний и российских бизнесменов, есть и деньги государственных структур. А чуть позже, во время заседания правительства он предложил продумать варианты по организации собственной оффшорной зоны в районе Сахалина или Курильских островов.
Понятие госструктур весьма расплывчато, и нельзя определенно сказать, какие именно структуры могут хранить свои средства в оффшорной зоне. Однако, это лишняя иллюстрация того, что всем этим структурам требуется полноценный аудит с привлечением Счетной палаты РФ и следственных органов. Кроме того, ситуация с Кипром должна даже самых тупых олигархов убедить в том, что на Западе их, в конце концов, просто ограбят. Об этом рассказал доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства, президент Русского экономического общества Валентин Катасонов.
В: Накануне Дмитрий Медведев в интервью европейским СМИ заявил, что на Кипре лежат, кроме денег бизнесменов и публичных компаний деньги российских госструктур. Как бы вы прокомментировали подобное заявление?
О: Если он действительно сказал слово «госструктуры», то это понятие очень растяжимое. В понятие госструктур включаются и органы государственного управления, иногда госструктурой называется Центральный банк, госструктурами называют госкорпорации, а также акционерные общества, в которых основным или 100%-ным акционером является государство. Все это госструктуры, поэтому нужно разбираться и уточнять, какие именно виды госструктур размещали и размещают свои средства на Кипре. Мне трудно сказать, но думаю, что, конечно, Центральный банк этого не мог сделать, потому что Центральный банк часть своих валютных резервов размещает в долговые бумаги, в основном, государственные, а часть хранится на депозитах банков. Мы можем только догадываться, каких, но думаю, что, скорее всего, не кипрских. Хотя можно, конечно, выдвинуть гипотезу, что в этом списке оказались и кипрские, ведь мы ни разу не проводили настоящего аудита валютных резервов, и не знает никто, в каких банках размещались и размещаются все эти резервы.
В: А если говорить о госкорпорациях и акционерных обществах?
О: Что касается госкорпораций - почему бы нет? Что касается акционерных обществ с участием государства - почему бы нет? Что же касается органов государственного управления, прежде всего Минфина - то, конечно, не думаю. Министерство напрямую не имеет таких возможностей для размещения средств, а опосредованно - через Центральный банк, в котором он размещает свои Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, то это, в принципе, не такая фантастическая версия. На самом деле, это лишний раз доказывает, что у нас так называемые госструктуры не проходят нормальный аудит, мы можем только на пальцах гипотезы какие-то выдвигать
В: А если предположить, что кипрские депутаты приняли закон о налоге, или придумают еще какой-то иной вариант, получается, что они бы завладели, в том числе и средствами другого государства - как это расценить, это уже политический скандал международный, учитывался ли на ваш взгляд, теми, кто предлагал эти действия такой аспект?
О: Я считаю, что это должен быть объект прокурорского расследования, потому что потеря государственных средств - это вопрос очень серьезный. Одно дело, когда речь идет о частных деньгах - это твои личные риски, когда речь о казенных деньгах - это совсем другое дело. По-хорошему, требуется прокурорское расследование с подключением Счетной палаты со всеми отсюда вытекающими. Может быть, отчасти именно это возбудило наших первых лиц, что они так отреагировали на этот законопроект. Это серьезный момент.
В: Принципиальная позиция России по вопросу Кипра связана с этим обстоятельством? Или тут больше лобби разного рода олигархических кругов, которые там свои деньги хранят?
О: У нас все так тесно переплетено. У нас достаточно условная грань между госструктурами и олигархами. Скажем, та же самая госкорпорация «Роснано». Чубайса можно назвать человеком из госструктур, а можно назвать его олигархом. Он достаточно фривольно распоряжается средствами своей государственной корпорации, размещая эти средства на фондовых рынках других стран. Так что я не исключаю, что «Роснано» вполне могла размещать свои деньги на Кипре. Это очень серьезный вопрос.
В: На Кипре уже некоторое время идут банковские каникулы и запрещены все торговые операции. Чем это грозит клиентам банков, в том числе и пресловутым российским госструктурам?
О: Это грозит, в первую очередь, не клиентам, а банкам, потому что подобного рода прецедент резко опускает уровень доверия общества к банкам. Это касается не только Кипра, думаю, что клиенты многих банков десять раз подумают, прежде чем пользоваться услугами банков, особенно в Европе. Сегодня - Кипр, завтра - Испания, Греция, другая страна Евросоюза, а может и в какой-то другой стране мира. Так что последствия могут быть довольно глобальными - падение доверия к банковской системе вообще.
В: Медведев попутно еще предложил правительству подумать о «своей оффшорной зоне на Курилах или Сахалине». К этому как вообще можно относиться, к такой идее?
О: Это вещь, на самом деле, обоюдоострая, потому что Запад сейчас ведет, во всяком случае, на словах, кампанию против оффшоров, и тут неожиданно Медведев говорит, что мы будем создавать оффшор. Боюсь, что политические издержки такого заявления, такого решения могут быть очень серьезным. Медведеву стоило 10 раз об этом подумать, прежде чем озвучивать такую вещь.
В: Какого рода издержки вы имеете в виду?
О: США объявляет курс на борьбу с оффшорами, Медведев, по всей видимости, не до конца понял сигналы, идущие из вашингтонского обкома партии и заявляет прямо противоположное. Что-то он тут не сориентировался.
В: Медведев, когда говорил о том, что наши госструктуры хранят деньги на Кипре, сказал, что это «удобнее». При этом, похоже, что никто не собирается делать, чтобы было «удобнее» здесь, Вам так не кажется?
О: На самом деле, наши олигархи добровольно не хотели быть патриотами, а сейчас им придется быть патриотами в принудительном порядке. Они действительно начинают задумываться о том, как бы деньги хранить у себя дома. Своеобразная реакция на это - это вот такое заявление Медведева «где-то там», на Сахалине или Дальнем Востоке. На самом деле, надо просто иметь нормальную банковскую систему, с нормальными гарантиями, предсказуемостью и т.д. Слава богу, что сейчас на эту тему стали говорить. Я думаю, что нет худа без добра. Думаю, что вот эта акция на Кипре заставит думать олигархов, а они, в свою очередь, окажут влияние на первых лиц государства для того, чтобы здесь действительно наводился порядок. А там, рано или поздно, все эти средства будут экспроприированы. Есть тысяча и один способ достаточно красиво провести эту экспроприацию. Кажется, наконец, самые тупые олигархи начинают это понимать.